Завтра туриста: замки и крепости Украины

Совместный проект "Автоцентра" и "Первого Автомобильного" продолжается! После музеев под открытым небом продолжаем знакомить вас с наследием древних времен. На сей раз мы отправились в тур по замкам и крепостям, выбирая при этом менее известные из них, но заслуживающие внимания каждого украинца.

Мы продолжаем путешествовать в рамках проекта “Завтра туриста” по нашей прекрасной стране. В этот раз мы отправились в тур по замкам и крепостям, которые хранят атмосферу нашего прошлого.

Когда думаешь о древних замках в Украине, сразу вспоминается западная часть страны и такие названия, как Олесько, Подгорцы, Луцк. Но масса интересных мест есть и в других регионах нашей страны. Они впечатляют не меньше, но, к сожалению, почти никому неизвестны и зачастую находятся в состоянии запустения…

Меджибож

Леськово

Много ли вы слышали о замках в Черкасской области? А они есть. В довольно глухом селе Леськово Монастырищенского района. Отправляясь туда, мы не знали, что нас ожидает…

Сначала это были очень плохие дороги. Видимо, выбирая путь, мы совершили ошибку и поэтому почти 20 км тряслись по грубой брусчатке. Благо наша Suzuki Vitara – автомобиль, приспособленный для плохих дорог. Ходовая отлично отрабатывает неровности: не пробивается и не вытрясает душу. Местами брусчатка прерывалась полнейшим бездорожьем – там выручали зимние шины Continental ContiVikingContact 6.

Нашей целью была усадьба Даховских – построенный в ХІХ в. дворец в стиле английских замков. Вместе с парком, садом и прудом все это составляет потрясающий ландшафтно-архитектурный комплекс.

Дворец-усадьба Даховских в селе Леськово построен в XIX в. в стиле английских замков.

Строительством особняка занимались четыре поколения Даховских – польских помещиков. Начиная с 1770-х годов, они делали свое имение все больше и прекраснее. Нынешний вид комплекс обрел в конце 1880-х годов. Уникальный стиль разработал сам владелец Тадеуш Даховский, а постройкой занимался прораб Цехановский из Польши. Кроме замка, здесь был конезавод. Жокеи из Леськово занимали призовые места на европейскх соревнованиях по скачкам. Но в 1917 году произошла революция. Даховские покинули страну, а особняк отошел государству.

Во времена СССР замок использовали как дом отдыха работников Киевского сахаротреста, а летом – как пионерский лагерь. После Второй мировой здесь разместили санаторий для больных туберкулезом закрытого типа. После протестов крестьян его передали военному ведомству для лечения офицеров-отставников с нервно-психическими заболеваниями, а в 1970 году тут содержалось имущество полевого госпиталя. Такое использование разрушало уникальный архитектурный ансамбль, но самые грустные времена у него, похоже, сейчас.

Замок по-прежнему находится в собственности Минобороны, и попасть туда без предварительной договоренности невозможно. Нам бы этого так и не удалось, если бы дедушка-охранник не сжалился.

Леськово восхищает и удручает. Здесь очень красиво, но состояние усадьбы нагоняет тоску. То, что могло бы стать туристической меккой, разрушается и скрыто от глаз украинцев. Надеемся, ситуация успеет измениться до того, как замок полностью развалится.

Меджибож

После ночевки в Виннице мы отправились в Меджибож – небольшой поселок городского типа в Литичевском районе Хмельницкой области с большой и интересной историей.

Впервые Меджибож упоминается еще в Ипатьевской летописи 1146 года – тогда он был хорошо укрепленным приграничным городом. Свое название получил благодаря расположению меж двух рек: Южный Буг и Бужок. Таким образом, Меджибож – это «между Бугами».

Главная достопримечательность городка – замок. Он ведет свою историю с XIV века. Замок тесно связан с историей польско-турецких войн, стал свидетелем становления и упадка гетьманского государства Богдана Хмельницкого, пережил немало сражений. При этом он так и не был разрушен.

После последних реконструкций и достроек, датируемых серединой XVI века, замок около 400 лет простоял в практически неизменном виде, пережил множество битв и две мировые войны. А беда пришла в 50-х годах XX века. Советская власть приняла решение разобрать крепость на стройматериалы. Несколько стен пытались взорвать, часть конструкций растащили на кирпичи, но в целом твердыня устояла – строили на совесть.

В 70-е годы советы решили, что уникальную памятку нужно восстанавливать. Очень показательно, как история Меджибожа отражает все, что у нас происходило и происходит…

Но главное, что здесь нас пустили без проблем! Даже позволили заехать нашей Suzuki Vitara внутрь крепости и разрешили передвигаться. Замок очень впечатляет. Своим масштабом и видом Меджибож мало чем уступает известному собрату в Каменце-Подольском. Высоченные толстые стены и пейзажи, которые открываются с верхушек башен, поражают. Сюда однозначно стоит заглянуть всем, кому небезразлична история страны и путешествия.

Радует и то, что здесь ведутся реставрационные работы. Если финансирование не прекратится, то через несколько лет он вновь будет заслуженно носить свое прозвище «Белый лебедь», которое появилось благодаря тому, что все стены были отделаны белой штукатуркой.

Стоимость входа совсем небольшая. Взрослый билет обойдется 25 грн, детский – 10. Посещение музея, который есть на территории, – дополнительные 10 грн. Посещение с экскурсоводом – 100 грн для взрослых и 75 грн – для детей.

Червоное

После Меджибожа мы отправились ночевать в Бердичев, чтобы утром посетить еще один малоизвестный особняк-замок. Это усадьба Терещенко в поселке Червоное Андрушевского района Житомирской области.

Пробравшись к месту по ужасным дорогам, мы снова столкнулись с проблемой попадания на территорию. Дело в том, что особняк, который до недавних времен стоял пустым и вовсе заброшенным, теперь занят женским монастырем Украинской православной церкви. Если в Леськово мы ждали разрешения Минобороны, то здесь – благословения настоятеля.

Усадьба Терещенко в поселке Червоное славится дворцом в стиле неоготики, который возвел неизвестный польский архитектор в 1851 году.

Но мы его получили и попали на территорию. Потрясающая усадьба сразу поразила нас своей красотой. Ее построили по заказу польского шляхтича Адольфа Грохольского. Дворец в стиле неоготики возвел неизвестный польский архитектор в 1851 году. После смерти Грохольского его вдова продала село и имение Терещенко.

В 1909 году здесь имелся даже авиазавод! В построенных сахарозаводчиками мастерских производили передовые летательные аппараты, которые испытывал сам Петр Нестеров.

После революции здесь поселился детдом, затем – фабрично-заводское училище. За это время в здании случался пожар, который уничтожил внутреннее убранство, но общее состояние поддерживалось. После того, как в 1990 году училище переехало в новое здание, особняк пришел в полное запустение. Местные вандалы растащили окна, кровлю и отливы на постройку своих сараев. Вода сделала свое дело – и уникальный памятник архитектуры рушился на глазах.

Сейчас, когда здесь находится монастырь, появилась надежда, что замок сохранится. Медленно и местами кустарно, но все же делается ремонт. И так эта жемчужина Житомирщины хотя бы достоит до лучших времен…

Подробно о нашем путешествие вы можете узнать в видео от “Первого автомобильного“:

Безо­пасность в даль­нем путешествии

За время поездки мы намотали более тысячи километров по нашим дорогам и прочувствовали на себе все тяготы и лишения водителя на украинских трассах в межсезонье. Поскольку сама инфраструктура не делает практически ничего для нашей безопасности, нужно очень строго следовать некоторым элементарным правилам вождения в такой период.

Колейность на дороге после жаркого лета – обычное явление. которое следует учитвать, особенно при маневрах и при максимальной загрузке автомобиля

Главное правило – это зимние шины. Не ждите, когда выпадет сне. Менять резину нужно намного раньше, когда среднесуточная температура достигает уровня +7°С и ниже. Мы это сделали заблаговременно и установили на нашу Suzuki Vitara шины Continental ContiVikingContact 6. Следует помнить, что осенью есть много скрытых, но довольно опасных угроз. Например грязь, которую активно выносят на трассу комбайны, тракторы и грузовики, убирающие урожай. Мокрый грунт – вещь коварная. Такой слой может увеличить тормозной путь на 50 и даже на все 100%! Будьте внимательны и учитывайте это.

Когда видитите такую технику на дороге, помните – у нее нет зеркал заднего вида, а у водителя обзорность чуть больше 180 градусов.

Сама техника также создает опасность: огромные комбайны далеко не всегда как следует обозначены световыми сигналами. Поэтому советуем всегда держать скорость ниже обычного в этот период, двигаясь по трассе в сельской местности. Даже если вы отлично знаете дорогу – возьмите с собой навигатор. Он поможет лучше прогнозировать дорожную ситуацию и заранее сбрасывать скорость перед крутыми виражами.

Обязательно проконтролируйте давление в шинах! При резких перепадах температур, что часто случается поздней осенью, оно может сильно меняться. Не забудьте также перед поездкой заглянуть в руководство по эксплуатации автомобиля и привести давление в соответствие с загрузкой – этим важным моментом у нас часто пренебрегают. Помните, что даже самые хорошие зимние шины, как наши Continental ContiVikingContact 6, которые победили во многих «зимних» тестах, не предназначены для активного драйва, дозволенного на летних шинах .

Поэтому даже в хорошую погоду держите скорость ниже, чем летом, а все маневры выполняйте плавнее.
Отправляясь в дальнюю поездку, помните, что сейчас очень рано темнеет и часть пути придется на ночь. Проверьте освещение, отрегулируйте фары. Также советуем купить средство от запотевания окон – чтобы постоянно не включать кондиционер, который повышает расход топлива.

В дороге мы столкнулись с еще одной серьезной проблемой – сильный ветер. На открытой местности порывы достигают такой силы, что машину может смещать в соседнюю полосу. Так что забудьте про расслабленные позы за рулем – крепче за баранку держись, шофер!

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.