
Двигатели ЗМЗ-4022.10: Короткая жизнь
Когда появились и почему исчезли двигатели ЗМЗ-4022.10 с форкамерно-факельным зажиганием.
![]() | |
| |
![]() |
Жизненный путь «волговского» двигателя, о котором спрашивает читатель, оказался довольно коротким. Принцип форкамерно-факельного зажигания был разработан Горьковским автомобильным заводом (автор – Г. В. Эварт) в сотрудничестве со специалистами Института химической физики АН СССР еще в 50-е годы. Авторское свидетельство на разработку получено 18 декабря 1956 года.
Толчком к созданию двигателя с форкамерно-факельным зажиганием на «ГАЗе» послужило начало серийного выпуска в 1972 году таких моторов японской фирмой Honda, которая смогла обойти приоритетность отечественного патента. Советский агрегат получил индекс ГАЗ-4022.10. От своего предшественника ГАЗ-24Д он отличается новой головкой блока цилиндров с иными газовыми каналами, дополнительными маленькими впускными клапанами для форкамер, системой впуска воздуха, настроенным выпуском, увеличенным ходом клапанов, модернизированным распредвалом. Кроме того, были разработаны карбюратор К-156 оригинальной конструкции, распределитель зажигания, новая система охлаждения двигателя (как у мотора ВАЗ-2101), а водяной насос внедрили в блок цилиндров. Впервые на продукции «ГАЗа» был применен воздушный фильтр с бумажным фильтрующим элементом.
Приемочные испытания автомобиля ГАЗ-3102, на который устанавливался двигатель ГАЗ-4022.10, были проведены в 1980 году. Они показали преимущество этого авто перед ГАЗ-24 по топливной экономичности и токсичности отработавших газов, особенно по показателю выброса окиси углерода. В том же году были выпущены первые 25 машин с таким мотором.
Затем документацию по изготовлению двигателей ГАЗ-4022.10 передали Заволжскому моторному заводу, который с 1981 года начал их серийное производство, но уже под новым названием – ЗМЗ-4022.10. Наибольшее количество этих агрегатов было выпущено в 1986 году – 4000 шт. Всего за 11 лет произведено около 27 тыс. автомобилей ГАЗ-3102 с двигателями ЗМЗ-4022.10.
Эксплуатация автомобилей ГАЗ-3102 с двигателями ЗМЗ-4022.10 не подтвердила их значительной топливной экономичности. Из-за сложности конструкции и необходимости финансовых затрат на доводку эти моторы перестали выпускать в 1992 году. На смену им пришли модели ЗМЗ-402.10 и ЗМЗ-406.10. В продаже двигатели ЗМЗ-4022.10 уже давно не встречаются.
![]() | Характеристики двигателей для «Волг» ГАЗ-3102 |
|