Электрический ранжир

0

С первыми же холодами многие вспомнят об аккумуляторе – севшем, замерзшем или отжившем свое. Перед витриной магазина запчастей разбегаются глаза: что выбрать?

С первыми же холодами многие вспомнят об аккумуляторе – севшем, замерзшем или отжившем свое. Перед витриной магазина запчастей разбегаются глаза: что выбрать?

Даже толковый продавец-консультант в магазине может только усложнить процедуру расставания с деньгами в обмен на свинцово-кислотный источник тока. Череда цифр, химических терминов и рекламных фраз собъет с толку даже самого решительного покупателя. Попробуем разобраться вместе, выстроив аккумуляторы по ранжиру.

Напомним, что все батареи делятся на три класса, отличающихся техническими характеристиками и устройством. Итак, равнение – на цену, а кроме того – на конструктивные особенности батарей!

<Существенная разница в характеристиках АКБ обусловлена технологией производства пластин токоотводов: литьем или перфорацией (экспандированием) после прокатки. Существенная разница в характеристиках АКБ обусловлена технологией производства пластин токоотводов: литьем или перфорацией (экспандированием) после прокатки.

Существенная разница в характеристиках АКБ обусловлена технологией производства пластин токоотводов: литьем или перфорацией (экспандированием) после прокатки.

Конструктивные особенности современных АКБ

Эконом-энергия

Inter  6СТ-55Класс «Эконом» – это классические батареи. Обычно у них литые решетки-токоотводы с пластинами из свинцово-сурьмяных сплавов (2,5–3,5% сурьмы), относительно высокая склонность к саморазряду при простоях авто. Такая АКБ теряет 10–14% заряда за месяц и требует ежемесячного контроля уровня электролита из-за активного разложения воды. Кроме того, из-за большой толщины электродов и меньшего их количества недорогие батареи, как правило, обладают более низким пусковым током. Большинство эконом-АКБ – обслуживаемые, но нередко встречаются и более совершенные модели с пластинами из малосурьмянистых свинцовых (1,5-1,8% сурьмы) и свинцово-кальциевых сплавов – у них саморазряд может быть ниже в несколько раз. Потребление воды такими источниками тока также меньше, и данные аккумуляторы считаются малообслуживаемыми. Как и обслуживаемые, они имеют пробки на корпусе. Исключение – недорогие модели европейских брендов – например, Bosch, они полностью необслуживаемые. В целом батареи данной группы имеют такой плюс, как стойкость к глубоким разрядам. У некоторых моделей этой группы для продления срока эксплуатации положительные электроды помещают в полиэтиленовый конверт-сепаратор. Ближе к концу срока службы АКБ это предотвращает замыкание электродов осыпающейся активной массой. В других группах такая опция встречается чаще. Батареями эконом-сегмента стоит комплектовать машины с небольшим бензиновым мотором, имеющие мало электроприборов, постоянно эксплуатирующиеся и имеющие базу для обслуживания.

Плюсы

Минусы

  • Наименьшая цена
  • Стойкость к глубоким разрядам
  • Невысокий пусковой ток
  • Высокий саморазряд (кроме свинцово-кальциевых)
  • Высокий расход воды (кроме свинцово-кальциевых)

Характеристики некоторых батарей эконом-класса*

 

Bosch S3

Power 6СТ-60

Ista Classic 6СТ-60

Inter 6СТ-55

Модель батареи

Bosch S3

Power 6СТ-60

Ista Classic 6СТ-60

Inter  6СТ-55

Емкость, Ач

56

60

60

55

Пусковой ток, А, (методика EN)

480

480

480

420

Резервная емкость, мин.

н. д.

100

н. д.

90

Масса, кг

14,2

15,5

16,0

14,5

Гарантия, месяцев

24

24

24

24

Цена, грн.

625

420

545

486

  Vega 6СТ-55 Vega 6СТ-60 Dominator 6СТ-55

Модель батареи

Vega 6СТ-55

Vega 6СТ-60

Dominator 6СТ-55

Емкость, Ач

55

60

60

Пусковой ток, А, (методика EN)

420

450

510

Резервная емкость, мин.

90

100

н. д.

Масса, кг

14,5

15,2

16,5

Гарантия, месяцев

24

24

24

Цена, грн.

486

508

500

* На примере АКБ для Daewoo Lanos (55 Ач) и Skoda Octavia A5 (60 Ач)

Стандарт-сила

Vega  НР  6СТ-60Средний сегмент, «Стандарт» – самый популярный на нашем рынке. Применяемые при производстве этих аккумуляторов современные технологии делают их малообслуживаемыми. Так, пластины токоотводов обычно получают не литьем, а методом экспандирования (перфорации) после многократного уплотнения свинцово-кальциевой ленты, что позволяет сделать их более прочными и тонкими. Поэтому в одной банке помещается больше пар пластин, а значит, аккумулятор получается более эффективным, т. е. с большим пусковым током. АКБ с перфорированными пластинами более легкие, однако есть и обратная сторона медали: при запредельных токах нагрузки тонкие пластины могут деформироваться и выйти из строя. Если говорить о типе активного вещества, тут чаще всего встречаются гибридные батареи. У них малосурьмянистая свинцовая плюсовая пластина и минусовая – из сплава свинца и кальция. Поэтому их маркируют символом Са. Глубокие разряды для «гибрида» не смертельны, показатель потери воды из состава электролита – средний. Саморазряд АКБ с гибридными пластинами невелик, за год простоя она теряет не более половины емкости. Но таким батареям рекомендован уход – как минимум, контроль уровня электролита. В этой группе встречаются и необслуживаемые батареи, которые не имеют даже пробок для долива воды и контроля за плотностью электролита. В этой недешевой группе производители обязательно применяют тонкий высокопористый конверт-сепаратор, что увеличивает эффективную отдачу каждой пары пластин. Кроме лучшей токовой отдачи, из-за отсутствия хлора в сепараторе пластины меньше сульфатируются вследствие саморазряда, т. е. батарея «стареет» медленней. Данные АКБ можно посоветовать владельцам новых отечественных машин и несложных иномарок с бензиновым двигателем среднего и повышенного объема и базовой комплектацией электроприборов. Благодаря более высокому стартовому току такие батареи могут дать своему владельцу больше гарантий уверенного холодного пуска зимой. Поэтому они рекомендуются для автомобилей, выполняющих серьезные служебные задания.

Плюсы

Минусы

  • Более высокий пусковой ток
  • Небольшой саморазряд
  • Медленное старение батареи
  • Необходимость контроля за уровнем электролита (кроме свинцово-кальциевых)

Характеристики некоторых батарей медиум-класса*

 

Bosch S4

Ista Standart Nova 6СТ-55

Ista Standart Nova 6СТ-60Аз

Ista 7-series 6СТ-60

Varta Black Dynamic

Vega НР 6СТ-60

Модель батареи

Bosch S4

Ista Standart Nova 6СТ-55

Ista Standart Nova 6СТ-60Аз

Ista 7-series 6СТ-60

Varta Black Dynamic

Vega  НР  6СТ-60

Емкость, Ач

60

55

60

60

56

60

Пусковой ток, А, (методика EN)

540

450

510

570

480

540

Резервная емкость, мин.

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

100

Масса, кг

14,9

н. д.

н. д.

н. д.

14,9

15,4

Гарантия, месяцев

24

24

24

36

24

24

Цена, грн.

700

450-560

575

620

640

576

* На примере АКБ для Daewoo Lanos (55 Ач) и Skoda Octavia A5 (60 Ач)

Премиум-ток

Inter Premium 6СТ-60***Большинство таких батарей производится с использованием свинцово-кальциевого сплава, из которого сделаны и положительные, и отрицательные токоотводы. Это обеспечивает наибольшую отдачу и стабильность характеристик. У них самый высокий пусковой ток, наибольший срок службы. Кальциевые аккумуляторы меньше всех прочих склонны к саморазряду, они теряют 50% своей энергии лишь через полтора года простоя. Малый расход воды на испарение позволяет делать такие батареи действительно необслуживаемыми, с глухой крышкой корпуса без пробок (или пробки закрыты планкой). Второе отличие – надпись ­­Ca/Ca на корпусе. Еще более ярко положительные качества премиум-батарей выражены, когда в сплаве их токоотводов содержится серебро (обычно в маркировке таких изделий есть слово Silver). Однако кальциевые технологии далеко не идеальны. Без дополнительных технологических добавок такие пластины плохо переносят глубокий разряд – три-четыре случая разрядки способны безвозвратно вывести батарею из строя. Эти аккумуляторы могут работать только в паре с высокоточными системами зарядки, поскольку постоянные отклонения в параметрах бортовой сети приводят к их преждевременному выходу из строя. Следует также отметить, что в некоторых моделях импортного производства отсутствие открывающихся пробок исключает диагностику отдельных банок батареи. Невозможно также последующее «лечение» аккумулятора коррекцией плотности. Батареи данной группы покупают для автомобилей с дизелями, бензиновыми двигателями большого объема и имеющих дополнительные электронные и электрические системы.

Плюсы

Минусы

  • Самый высокий пусковой ток
  • Большой срок службы
  • Наименьший саморазряд
  • Нет потребности в обслуживании
  • Чувствительность к глубоким разрядам (модели предыдущего поколения)
  • Чувствительность к неполадкам в бортовой сети

Характеристики некоторых батарей премиум-класса*

 

Bosch S5***

Inter Premium 6СТ-60***

FIAMM Diamond L260

Ista Platinum 6СТ-55

Varta Silver Dynamic***

Westa 6СТ-60***

Модель батареи

Bosch S5***

Inter Premium 6СТ-60***

FIAMM Diamond L260

Ista Platinum 6СТ-55

Varta Silver Dynamic***

Westa 6СТ-60***

Емкость, Ач

61

60

60

55

61

60

Пусковой ток, А, (методика EN)

600

600

510

510

600

600

Резервная емкость, мин.

н. д.

100

н. д.

н. д.

н. д.

100

Масса, кг

16,7

15,5

14,4

н. д.

н. д.

15,5

Гарантия, месяцев

24

24

24

24

24

24

Цена, грн.

810

639

680

610

800

640

* На примере АКБ для Daewoo Lanos (55 Ач) и Skoda Octavia A5 (60 Ач);   ** Стандартные габариты батарей – 242/175/190. АКБ, отмеченные ***, имеют размеры 242/175/175

Условия гарантии

В серьезном магазине гарантию на купленную АКБ дадут только после простейшей проверки состояния электрооборудования. Это на пользу самому автомобилисту: своевременная замена реле-регулятора или обслуживание генератора наверняка продлят жизнь аккумулятору.

 

Евгений Аникеев Главный технолог аккумуляторного завода «ВЕСТА-Днепр»

Учитывая вышеизложенное, мы лишний раз убеждаемся в том, что стоит считаться не с данью моде, симпатиями к той или иной марке, внешним видом, заверениями консультантов, а с конкретными требованиями к батарее, указанными в руководстве по эксплуатации автомобиля. Нужно помнить также поговорку – скупой платит дважды! Важно знать, что аккумулятор, если он исправен и правильно подобран к автомобилю и условиям эксплуатации, как и хорошая привычка, выручит в трудную минуту. А о плохих привычках можно написать отдельную статью.

Игорь Широкун
Фото Андрея Яцуляка и Delphi

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.