Обкатать, затем кататься!

Многие автовладельцы считают, что современные машины в обкатке не нуждаются. На самом деле это не совсем так. Что же представляет собой обкатка и как правильно ее провести?

При обкатке для бензиновых моторов рабочий диапазон – 2–4 тыс. об/мин, для дизелей – 1,5-3 тыс. об/мин. Главная задача обкатки – сформировать оптимальную структуру поверхностей трения Время приработки зависит от допусков на изготовление, конструкции и применяемых материалов Что обкатывается в автомобиле

Многие автовладельцы считают, что современные машины в обкатке не нуждаются. На самом деле это не совсем так. Что же представляет собой обкатка и как правильно ее провести?

В любом механизме, а тем более таком сложном, как автомобиль, есть многочисленные пары трения. Свойства рабочих поверхностей трущихся деталей со временем меняются. Используя разные прогрессивные технологии и материалы, можно лишь немного уменьшить эти изменения, но обойти законы природы, к сожалению, нельзя. Этап, когда детали прирабатываются друг к другу, т. е. приобретают оптимальную для данной пары трения шероховатость и зазоры, называется обкаткой. В это время нужно соблюдать определенные правила, чтобы не сократить срок службы автомобиля до ремонта. Из этого следует ряд ограничений, которые оговаривают автопроизводители в руководствах по эксплуатации своих машин.

Нельзя превышать скорость!

Скорость на каждой передаче напрямую связана с оборотами двигателя, т. е. ограничения скорости – это, в первую очередь, ограничения максимально допустимых оборотов мотора.

В двигателе есть целый ряд деталей, которые нуждаются в приработке. Поршни и поршневые кольца двигаются в цилиндрах, коленчатый и распределительный валы вращаются в подшипниках скольжения (вкладышах) и т. п. Как бы тщательно и точно их ни обрабатывали, шероховатость рабочих поверхностей изменяется. Но происходит это не бесконечно. Наступает момент, когда сформировывается окончательная структура, однако за счет повышенного трения узел нагревается сильнее, зазоры становятся меньше, поэтому изнашивание происходит сильнее, чем обычно. При эксплуатации машины на средних оборотах двигателя детали друг к другу «притираются» в оптимальном скоростном и температурном режимах.

Производители обычно указывают предельную скорость для каждой передачи. Некоторые из них вводят ограничения на первую тысячу километров, другие – на две тысячи. Если вычислить частоту вращения двигателя при допустимых на разных передачах скоростях, получается, что для бензиновых моторов рабочий диапазон при обкатке составляет 2–4 тысячи об/мин, для дизелей – 1,5–3 тысячи об/мин.

Иногда обкаточные ограничения на определенный период времени заложены в электронных блоках управления двигателями, и электроника сама вносит необходимые коррективы.

Нельзя ездить с большой нагрузкой!

Большая нагрузка – это не что иное, как сочетание полностью нажатой педали газа и небольших оборотов, например, при движении на крутой подъем или при буксировке прицепа. Почему это вредно для двигателя? Чем больше в цилиндре сгорает топлива, тем сильнее поршень давит боковой поверхностью на его стенку. Маленькие зазоры и повышенная шероховатость стенки способствуют перегреву и расширению деталей, т. е. уменьшению зазоров. Это приводит к повышенному износу и даже к задирам. Из-за выдавливания масляного клина из маленького зазора в необкатанном сопряжении повышается износ в паре вкладыш – шейка коленвала. Поэтому, если на подъеме обороты падают ниже 2 тыс. об/мин, нужно переключиться на пониженную передачу, а от буксировки в период обкатки лучше воздержаться.

Переключаем передачи плавно!

Это требование более характерно для недорогих автомобилей. Причина вот в чем. В коробке передач есть узел, называемый синхронизатором. Его задача – уравнять скорости вращения вала и блока шестерен, чтобы соединить между собой две шестерни. Если контактирующие поверхности еще не притерлись, синхронизатор не успевает быстро выравнять скорости двух деталей, и передача не включается. Время приработки будет зависеть от допусков на изготовление, материалов и конструкции синхронизаторов. С увеличением пробега эта проблема исчезает. А на период приработки используйте дедовский способ переключения передач – с двойным выжимом сцепления и перегазовкой. Он подразумевает дополнительные операции. Так, при переключении на высшую передачу нужно сделать остановку в положении «нейтраль», чтобы отпустить и опять нажать педаль сцепления. Если нужно включить низшую передачу, проделайте то же самое, но при включенном сцеплении нажмите и отпустите педаль газа, т. е. сделайте так называемую перегазовку.

Нельзя резко тормозить!

Притираются не только детали двигателя и трансмиссии. Даже точно обработанные тормозные диски и фирменные колодки тоже должны «привыкнуть» друг к другу. Так как колодка изготовлена из неоднородной по своей структуре смеси различных материалов, после обкатки на поверхностях диска и колодки образуются волнообразные неровности. Твердые микровключения во фрикционном слое колодок вытачивают углубления в диске. Мягкие соседние зоны при этом мало участвуют в процессе торможения. Однако по мере их износа в контакт с диском входят и другие твердые частицы. При этом вся поверхность колодки начинает работать в полную силу, обеспечивая рассчитанную эффективность торможения. До завершения обкатки тормозные свойства хуже, что опасно, поэтому доводить ситуацию на дороге до необходимости экстренного торможения не рекомендуется.

В обкатке нуждается и протектор шин. За первые 500–1000 км происходит выравнивание его поверхности. Шина приспосабливается к работе в определенном положении, зависящем от углов установки колес и рабочего давления в шинах. Резкие торможения приводят к тому, что протектор изнашивается неравномерно и интенсивно.

Александр Ландарь
Фото фирм-производителей и из архива редакции

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.





НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ