Противоугонные устройства: На страже спокойствия

Рост продаж машин свидетельствует, что в Украине появилось много водителей-новичков. И первое, что они хотят, – защитить свой автомобиль от взлома и от угона. Как же это сделать? Какие же бывают противоугонки?

0

Рост продаж машин свидетельствует, что в Украине появилось много водителей-новичков. И первое, что они хотят, – защитить свой автомобиль от взлома и от угона. Как же это сделать? Какие же бывают противоугонки?

Рост продаж машин свидетельствует, что в Украине появилось много водителей-новичков. И первое, что они хотят, – защитить свой автомобиль от взлома и от угона. Как же это сделать? Какие же бывают противоугонки?

Несмотря на то что многие новые иномарки и даже последние модели Lada оснащены заводской противоугонной системой – иммобилайзером, дополнительная защита от взлома и угона все же не помешает. Подобные средства делятся на три типа: механические блокираторы органов управления, сигнализации (с иммобилайзерами) и спутниковые противоугонные системы.

 Механические блокираторы
Блокираторы руля и педалей сцепления хорошо заметны, поэтому отпугивают любителей покататься. Блокираторы руля и педалей сцепления хорошо заметны, поэтому отпугивают любителей покататься. Панцирные замки, закрыващие механизм переключения, наиболее надежны. Hood-Lock блокирует замок капота и мешает отключить сирену сигнализации. Блокиратор рулевого вала легко монтируется на все модели ВАЗ. В штыревом блокираторе КП запорный стержень вставляется вручную. Ключи с интерактивными вставками подделать практически невозможно.

Механические противоугонные средства блокируют замок капота (исключая возможность отключения сигнализации и модернизации систем двигателя) и органы управления в фиксированном положении (рулевой вал, педали, рычаг КП). Они усложняют угон автомобиля, так как на демонтаж или разрушение запирающих элементов требуется время.

Блокирующий элемент данных систем (стержень) может либо вставляться вручную, либо перемещаться специальным механизмом с помощью ключа. Наиболее надежными считаются панцирные замки (1200–1700 грн.), которые кроме блокирования рычага переключения передач еще и закрывают доступ к этому механизму.

Закрытые блокираторы рычага КП (700–1000 грн.) и руля (300 грн. – без установки и 450 – с установкой), т. е. те, что монтируются стационарно, обычно выпускаются для конкретных моделей автомобилей. Хотя для руля и педалей предусмотрены недорогие универсальные блокираторы открытого типа, они не монтируются под обшивку и устанавливаются при необходимости (66–75 грн.). Однако они менее защищены от взлома, так как открытая конструкция позволяет свободно использовать инструмент для их демонтажа.

Важный элемент блокираторов – замок. Наиболее надежные замки – с интерактивной вставкой. Заготовки для таких ключей поставляются лишь официальным дилерам, и заказать ключ можно только по предъявлении карточки с зашифрованными данными ключа и документов на автомобиль.

Следующая разновидность – замки, в комплект которых входят три ключа (так называемая VIP-система). Один ключ – «без секрета» – вставлен в замок, два других – герметично упакованы. Первый – специально для установщика, два других – для владельца. После их первого использования замок «перепрограммируется», и установочный ключ становится неработоспособным. Так исключается копирование ключа недобросовестным установщиком с целью дальнейшего угона. К ключам также прилагается карточка, на которой содержится информация обо всех их размерах.

Для удобства пользования ключами некоторые фирмы перекодируют все замки (капота, коробки передач, гаража и т. д.) под один ключ. В этом случае целесообразнее использовать ключи с интерактивными вставками.

Выбирая блокиратор, исходите из модели своего автомобиля, располагаемой суммы на установку и удобства пользования. Например, для ВАЗов часто приобретают блокираторы рулевого вала, которые относительно недороги, надежны и их можно установить самостоятельно. Закрытые блокираторы КП (штыревые и бесштыревые) по степени надежности примерно одинаковы, но в штыревых запирающий элемент нужно устанавливать вручную, а в бесштыревых он управляется ключом. На дорогие автомобили целесообразно устанавливать панцирные замки, так как они наиболее надежны. Блокираторы рулевого колеса и педалей, как правило, устанавливают на недорогие автомобили. Из-за своей доступности они менее защищены от злоумышленников.

Высокая надежность
Бесполезны в случае увоза машины на эвакуаторе

 

 Электронные средства защиты
Электронные противоугонные устройства обычно включают блок управления (1), различные датчики (2), реле блокировки электроцепей (3), микровыключатели (4), комплект проводов, сирену (5) и пульты управления (брелоки). Сигнализации с обратной связью оповещают владельца о попытке угона через брелок-пейджер на расстоянии от 300 до 1500 м.

Современные сигнализации (от 60 до 1700 у. е.) выполняют две функции – извещают окружающих и хозяина о попытке проникновения в машину и блокируют запуск двигателя (путем разрыва цепи управления стартером, зажиганием, электробензонасосом – как одну из них, так и все сразу). Для обнаружения несанкционированного проникновения в авто используется информация целого ряда датчиков – удара, объема, концевых микровыключателей открытия капота, багажника и дверей. О попытке взлома извещает звук сирены и мигание аварийной сигнализации (габаритных огней). В некоторых системах вместо обычного брелока-пульта управления сигнализацией предлагается более практичный пейджер, который информирует владельца о несанкционированном вскрытии или попытке вскрытия автомобиля.

Большинство сигнализаций предоставляют и различные сервисные функции: управление дверными замками, стеклоподъемниками, люком, дистанционный запуск двигателя и т. д.).

В устройствах с «противоразбойными» карточками (от 150 грн.) двигатель работает, только если владелец с этим устройством находится в машине. Если же машиной завладевают силой, через 300–400 м двигатель начинает работать с перебоями, а затем глохнет. Чтобы снова завести мотор, необходимо ввести специальный код.

Развитие мобильной связи позволяет реализовать функцию идентификации хозяина при помощи его мобильного телефона. А самые «продвинутые» противоугонные системы, уже предлагаемые в России, например Вiocode-Auto, WooDoo (от 600 у. е.), используют систему биометрической идентификации: в качестве ключа здесь используется отпечаток пальца хозяина. Причем таких «ключей» может быть несколько, и каждым из них владелец передает системе определенную информацию.

Выбирая сигнализацию, в первую очередь обращайте внимание на охранные функции. Дистанционный запуск двигателя необходим не слишком часто, лучше иметь динамический код, сирену с автономным питанием и возможность подключения нескольких блокировок и «противоразбойной» карточки. Для владельца полезнее сигнализация с обратной связью, т. е. с передачей информации на брелок-пейджер. Из сервисных функций необходима возможность управления замками с электроприводом, причем с отпиранием в первую очередь водительской двери, и предупреждение о разряде батарейки брелока.

Обеспечивают надежную защиту в сочетании с блокираторами
Большой выбор
Возможность дистанционной остановки автомобиля
Не препятствуют управлению автомобилем
Надежность снижается при «типовой» установке

 

 Спутниковые системы
Спутниковые противоугонные системы обычно устанавливают на дорогие автомобили. Принцип работы спутниковой охранной системы

Развитие систем ориентирования с использованием космических аппаратов (например, GPS) и мобильной связи позволило разработать противоугонные системы нового типа. Их суть – каждый автомобиль в автоматическом режиме по каналу GSM связан с диспетчерским пунктом, операторы которого благодаря спутниковой системе ориентирования видят, где находится автомобиль. Более того, эта связь – двухсторонняя. Владелец (или оператор диспетчерского пункта) может управлять определенными системами машины (например, заглушить двигатель).

При заключении договора предусматриваются самые различные ситуации. Например, как только владелец нажмет скрытую кнопку тревоги (или, наоборот, открыв машину, не нажмет кнопку отключения охраны), оператор диспетчерского пункта звонит владельцу на мобильный телефон. Пользуясь заранее оговоренной системой паролей, владелец может подать сигнал оператору, например, о вооруженном захвате автомобиля. В некоторых охранных системах по желанию владельца предусматривается установка видеокамер и микрофонов слежения за обстановкой в салоне. Получив сигнал тревоги, оператор диспетчерского пункта может включить камеру и микрофон, чтобы уточнить, что на самом деле происходит в автомобиле, и передать необходимую информацию экипажу патрульной машины, выходящему «на перехват».

Эти системы очень дорогие – от 1000 до 2400 у. е. плюс ежемесячная абонплата за обслуживание (25–30 у. е.), однако угнать такую машину практически невозможно. Ведь даже если авто везут на прицепе, его координаты постоянно известны (за исключением случаев, когда автомобиль надежно экранирован или в районах, где отсутствует покрытие оператора мобильной связи). Не имеет значения и расстояние от автомобиля до брелока управления противоугонной системой. Обусловлено это тем, что система передает сигнал тревоги на диспетчерский пункт, даже если отсутствует связь с владельцем. Компании, предлагающие такие средства защиты, обычно заключают договор с министерством внутренних дел и получают прямую связь с оперативными дежурными службы «02», поэтому вдогонку украденной машине можно оперативно отправить группу захвата.

После установки такой сигнализации во многих страховых компаниях автовладелец может получить скидку (до 70%) на страхование авто по риску угона, что в итоге снижает стоимость страхового взноса на 20%. В случае с дорогими автомобилями это довольно крупная сумма, которая позволяет быстро окупить такую сигнализацию.

В данной системе предусмотрены и дополнительные сервисные функции, например, получение подсказок оператора, как проехать в то или иное место, в том числе и за границей, бронирование места в гостинице, вызов диспетчером врача на место ДТП и ряд других.

Высокая степень защиты от угона
Наличие скидок на страхование
Возможность следить за ситуацией внутри авто с помощью вмонтированных видеокамер и микрофонов.
Наличие дополнительных сервисных функций
Дороговизна системы
Ежемесячная абонплата за обслуживание
Неэффективность при наличии экранов

 

 «Дедовские» методы
Некоторые угонщики утверждают, что вероятность угона автомобиля снижают различные нестандартные, в том числе и самодельные, противоугонные системы. В 70-80-х годах прошлого столетия «умельцы» устанавливали заслонки, перекрывающие выхлопную систему, электрические и механические клапаны в топливной системе, различные скрытые выключатели «массы», выключатели, разрывающие цепи системы зажигания, и т. д.

Иногда использовались схемы, в которых параллельно выключателю «массы» подсоединяли еще один провод с врезанным в него маломощным предохранителем. Можно было включить габаритные огни и даже зажигание. Но при попытке запуска двигателя ток стартера вызывал перегорание предохранителя, разрывая цепь «массы». Создавалось впечатление, что автомобиль сломался только сейчас.

Среди «экзотических» конструкций были даже штыри, которые устанавливались в забитую на месте стоянки трубу и крепились замком к трубе и автомобилю. Такие способы действительно повышают защищенность авто, но применимы далеко не на всех машинах.

 

 Итог
Специалисты рекомендуют комплексную защиту. По их мнению, доверять охрану автомобиля только одной системе, даже самой дорогой, не стоит. Они советуют оборудовать машину сигнализацией с функцией иммобилайзера, замком капота и механическим блокиратором рулевого вала или коробки передач. Для дорогих автомобилей в дополнение к этому перечню желательна противоугонная система, использующая спутниковую систему навигации. Существует даже мнение, что стоимость «защиты» должна составлять 5–10% от цены автомобиля.

Не забывайте, что большинство угонов совершаются тогда, когда хозяин оставляет машину «на минутку». Используйте весь противоугонный арсенал, даже когда идете покупать сигареты.

Не искушайте судьбу!

Александр Ландарь
Фото Андрея Яцуляка и фирм-производителей

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.