Двойной праздник
1 октября Бориспольский автозавод отметил годовщину выпуска первого серийного автобуса малого класса А-079 «Эталон». Торжество было двойным, так как совпало с вручением покупателю ключей от 200-й по счету реализованной машины. |
ЗАО «Бориспольский автозавод»
(пгт Пролиски Киевской обл.), входящее в группу компаний «Эталон Авто»,
было основано летом прошлого года на базе предприятия «УкрВолга-Техсервис».
Опытный образец будущего автобуса малого класса показали на Киевском международном
автосалоне SIA’2002, где машина вызвала большой интерес у посетителей
и потенциальных покупателей. В июле был сформирован коллектив научно-технического
центра под руководством главного конструктора Станислава Войткива. Он-то
и занялся доработкой новинки и подготовкой ее к производству. Трудно поверить,
но уже 1 октября 2002 года из ворот завода вышел первый серийный автобус
малого класса А-079 «Эталон». Вскоре он прошел сертификацию, и 28 декабря
первая машина была отгружена покупателю.
Быстрое развитие
При разработке «Эталона» была поставлена цель – создать удобный для пассажиров
и дешевый в эксплуатации городской автобус малого класса. Конструкторам
«БАЗа», похоже, удалось ее достичь. У модели А-079 «Эталон» просторный
оригинальный кузов собственной разработки, в котором могут разместиться
до 50 пассажиров. Изготовление трубчатого каркаса, сварка, окраска и окончательная
сборка – все операции осуществляются рабочими Бориспольского автозавода.
В основе машины шасси индийской фирмы Tata Motors, которое приходит на
предприятие в разобранном виде. Все автобусы комплектуются 6-цилиндровым
турбодизелем Tata 697 мощностью 130 л. с., который является лицензионным
продуктом Mercedes-Benz.
В кратчайшие сроки были спроектированы и поставлены на производство
различные модификации автобусов, начиная с пригородного и туристического
вариантов и заканчивая школьным. В последнем случае машина разрабатывалась
в рамках принятой Кабмином в январе этого года программы «Школьный автобус».
На сегодняшний день учебным заведениям уже поставлено порядка 40 машин.
Производимые сегодня автобусы А-079 «Эталон» отличаются от машин первых
выпусков. В конструкцию внесли изменения, необходимость в которых была
доказана в ходе многомесячной эксплуатации на наших дорогах. Так, например,
шаровые пальцы рулевого управления получили систему смазки, разработанную
на самом заводе. Кроме того, «БАЗ» начал усиливать переднюю рессорную
подвеску колес; в свою очередь, компания Tata Motors уже поставляет шасси
с более крепкой рессорной подвеской. Было внесено и немало других изменений.
Работа на перспективу
Однако Бориспольский автозавод не остановился на достигнутом. Совсем
недавно прошел сертификацию новый городской автобус на базе «Газели».
БАЗ-2215 «Дельфин» – так называется машина – отличается просторным кузовом
на 14 мест и имеет широкие двери для входа и выхода пассажиров. От российской
модели взяты кабина, рама, подвеска колес. Мотор может устанавливаться
как «родной» ЗМЗ, так и импортный – например, польский дизель Andoria.
Пока изготовлено 15 машин, но до конца года планируется собрать еще 40.
Здесь самое время сказать, что «БАЗ» активно работает над расширением
своих производственных мощностей. В частности, поставлена задача наладить
сборку автобусов на других предприятиях страны. Первым из них стал открытый
в конце сентября Черниговский автозавод. Созданный на базе известного
предприятия «Черниговавтодеталь», он будет выпускать бориспольские «Дельфины».
Пока полноценно функционируют два цеха – кузовной и сборочный. Покрасочный
цех достраивается, уже закуплено современное оборудование. С января 2004
года предприятие выйдет на проектную мощность 50 машин в месяц. Кроме
того, планируется построить подобный завод в одном из западных регионов
Украины.
Сегодня на «БАЗе» разработано целое семейство заднемоторных автобусов
малого класса, не имеющих аналогов в Европе («КА» №8,2003). Две низкопольные
машины, получившие имя «Пролисок», предназначены для города. Третья, «Эдельвейс»
– компактная туристическая модель с комфортабельным салоном и большими
вещевыми отсеками.
|