Свечи зажигания: У Brisk'а новая искра

Технології
Autocentre null
Autocentre
Sep 1 12:00 AM
1

До 90-х годов прошлого века отечественные автолюбители и не подозревали о существовании свечей зажигания Brisk – такой торговой марки просто не было. Сегодня это уже известный брэнд. А совсем недавно состоялась презентация новой свечи зажигания Brisk Super Forte.

Работоспособность новой свечи и особенность искрообразования были продемонстрированы на специальном стенде. Для продления ресурса свечи Super Forte диаметр центрального электрода увеличили с 2,5±0,5 до 2,75 – 2,8 мм (1), а на корпус нанесли никель-цинковое гальваническое покрытие (2). Цилиндрический кончик изолятора прогревается быстрее, чем толстый конический, обеспечивая более быстрый прогрев свечи до рабочей температуры. Более глубокое выдвижение искрового разрядника внутрь камеры сгорания улучшает протекание процесса сгорания, облегчает запуск холодного двигателя, снижает склонность к появлению детонации. Классическая свеча. Дугогасительный эффект проявляется в случае пробоя искры посередине центрального электрода. Свеча Super Forte. Дугогасительный эффект отсутствует, так как обеспечены хороший доступ топливо-воздушной смеси к центру искрового разрядника и больший угол распространения пламени. Изменения мощности и крутящего момента при установке разных свечей – классической и Super Forte

До 90-х годов прошлого века отечественные автолюбители и не подозревали о существовании свечей зажигания Brisk – такой торговой марки просто не было. Сегодня это уже известный брэнд. А совсем недавно состоялась презентация новой свечи зажигания Brisk Super Forte.

Конструкторы, приступающие к созданию нового продукта, получают техническое задание, в котором указаны основные характеристики разрабатываемого узла, а также недостатки предшественника, которые нужно устранить. Так было и со свечой зажигания Brisk Super Forte. Работа по ее созданию началась в 2002 г., а одним из заданий было устранение дугогасительного эффекта. Суть данной проблемы заключается в следующем. Пробой электрического разряда в межэлектродном зазоре происходит на участке наименьшего сопротивления, который может находиться в любом месте этого зазора. Исследования характера воспламенения топливо-воздушной смеси показали, что в случае пробоя искры в зоне, приближенной к середине центрального электрода, смесь воспламеняется гораздо хуже, а фронт пламени распространяется с опозданием. Причина – недостаточно хороший доступ смеси к этой зоне и суженная зона распространения пламени. В результате ухудшаются характеристики мотора: снижаются мощность, крутящий момент и экономичность, растет токсичность отработавших газов.

Как решили проблему

Над решением этой задачи работали многие компании, выпускающие свечи зажигания. Чтобы избавиться от дугогасительного эффекта, преимущественно искали способы перенести электрический разряд на край центрального электрода или улучшить доступ смеси к его центру. Так «родились» запатентованные свечи с П-образным профилем бокового электрода, с конусными выточками посередине центрального электрода и т. п. Эту проблему решали и советские автолюбители – они высверливали в боковом электроде над серединой центрального отверстие диаметром 0,8-1,0 мм. Многие из них, наверное, и до сих пор не знают, что именно обеспечивала такая модернизация.

Инженеры АО «Бриск Табор» придумали и запатентовали свой способ исключения дугогасительного эффекта. Они заменили прямоугольное поперечное сечение профиля бокового электрода над центральным трапецеидальным. В свече с такими «подточенными» сторонами бокового электрода улучшился доступ топливо-воздушной смеси к сердцевине межэлектродного пространства, а также расширился угол распространения фронта пламени, в том числе и в случае пробоя искры по центру. Помимо этой запатентованной конструкции бокового электрода, в свече Super Forte внедрен еще целый ряд нововведений. В первую очередь следует отметить выдвинутый искровой разрядник, который более глубоко размещается в камере сгорания. Благодаря этому оптимизируется процесс сгорания топлива (фронт пламени равномернее распространяется во все стороны камеры сгорания), улучшается пуск двигателя (так как поблизости нет поверхностей, на которых конденсируется влага) и снижается вероятность детонационного сгорания (за счет снижения расстояния от искрового разрядника до отдаленных уголков камеры сгорания).

Модернизация без границ

Чтобы повысить ресурс свечи до 35 тыс. км без внедрения дополнительных боковых электродов и использования вставок из дорогих износостойких металлов (например, платины), центральный электрод сделали более толстым, увеличив его диаметр с 2,5+0,5 до 2,75 – 2,8 мм. Долговечность увеличивает и новая антикоррозионная защита металлического корпуса. На него наносят никель-цинковое гальваническое покрытие.

Для того, чтобы свеча быстрее разогревалась после холодного пуска двигателя, наконечнику ее изолятора придали цилиндрическую форму. Не случайно в верхней наружной части изолятора сделали три глубокие канавки, две из которых разделены утолщенным «поясом». Таким способом увеличили путь, по которому может произойти утечка электричества высокого напряжения при повышенной влажности воздуха. При этом выросло электрическое сопротивление изолятора, что позволило минимизировать влияние погодных условий на работоспособность свечи.

Презентация Brisk Super Forte позволила сделать еще один интересный вывод. Оказывается, можно модернизировать конструкцию даже таких простых автомобильных узлов, как свечи зажигания, кстати, уже отпраздновавших столетний юбилей.

Прошлое и настоящее

История чешских свечей зажигания началась в 1935 году, когда в небольшом городке Табор стали производить свечи Brita. За прошедшие десятилетия, несмотря на изменения в экономике и политике Чехии, выпуск свечей зажигания в Таборе практически не прекращался. Хозяева этого небольшого предприятия сменялись не один раз, однако основной продукцией оставались свечи зажигания. Правда, выпускались они под различными торговыми марками – Brita, CIL, Favorit, Go-Go, Spectra, PAL, Brisk и т. д. Это объясняется тем, что согласно чешскому законодательству при смене владельца предприятия необходимо изменить название торговой марки. Имя Brisk родилось в 1992 году после основания акционерного общества «Бриск Табор», которое стало правопреемником государственного предприятия Jiskra, выпускавшего свечи PAL.

С появлением новой торговой марки потребовалось провести серьезную работу по ее популяризации на рынке. Конечно же, выпускаемая продукция должна отличаться высоким качеством. Поэтому на предприятии началась активная работа по усовершенствованию производства. Это позволило уже в 1994 году сертифицировать завод на соответствие системе качества ISO EN 9001. Затем последовала сертификация DIN EN ISO 9001 и QS 9000, а также на соответствие требованиям немецкого отраслевого стандарта управления качеством для поставщиков комплектующих автомобильной промышленности VDA 6.1. В 2001 году была проведена последняя сертификация предприятия на соответствие стандарту EN ISO 14001, выдвигающему требования к защите окружающей среды.

Кроме свечей зажигания, чешский завод выпускает свечи накала для дизельных двигателей и различные датчики – частоты вращения коленвала, положения коленвала, уровня топлива, индуктивные.

Почти все мощности АО «Бриск Табор» сосредоточены на юго-западе Чехии в городе Табор. Сейчас на головном предприятии работают около 700 человек. Еще 50 заменяют ушедших в отпуск и задействуются во время повышенного спроса на продукцию. Отдален от основного предприятия только российский завод по сборке свечей зажигания Brisk, открытый в 2000 году в городе Озерск Калининградской области.

Продукция АО «Бриск Табор» поставляется на сборочные конвейеры множества автозаводов: свечи зажигания – на Skoda, Lamborghini, Jawa, «АвтоВАЗ», «ЗМЗ», «УМЗ»; свечи накала – на Tatra, Liaz; датчики – на Volkswagen, Seat, Skoda. За прошлый год было выпущено около 45 млн. свечей зажигания и накала. Значительная часть этого объема продукции поставляется в страны СНГ. В Украину, например, было официально импортировано около 3 млн. свечей.

Юрий Дацык
Фото автора

Киев – Табор (Чехия) – Киев

Редакция благодарит компанию «ЭСО-Автотехникс» за помощь в организации поездки

Завантаження...