Автомобильная промышленность столкнулась с огромным кризисом
О том, что автомобильная промышленность стоит на пороге кризиса, впервые эксперты заговорили лет 10 назад. Именно технологическим кризисом они тогда объясняли резкое снижение темпов продаж автомобилей, и банкротство компаний со 100-летнми историями производства авто.
С тех пор, по мнению профессионалов, ситуация ухудшилась. И причина тому одна – многие обычные потребители кардинально изменили свое отношение к автомобилю. Транспортное средство перестало быть желанным предметом, к нему относятся, как… к инструменту, доставляющему из точки А в точку Б. Роскошные автомобили все меньше пользуются спросом, а главными достоинствами машины стали доступность, универсальность и экономичность.
Как реагируют автопроизводители
Такие старейшие производители, как General Motors, Ford и иные участники автомобильной отрасли все эти изменения видят, и реагируют на них соответственно.
Так, на днях GM официально объявила, что до конца следующего года закроет пять заводов в США и один в Канаде, сократив при этом по меньшей мере 14000 человек. Компания намерена прекратить выпуск наименее популярных моделей машин, удвоив инвестиции в разработку электромобилей и беспилотников.
И это происходит вовсе не потому, что сейчас у GM проблемы. А потому, что, не освободив сегодня оборотные средства, эти самые проблемы у компании начнутся в будущем. Предвидеть их заранее – и называется правильной стратегией.
Сократить или объединиться, чтобы выжить
Итак, все профессионалы понимают – автомобильная отрасль меняется. В Украине это пока мало кто хочет замечать, особенно на фоне бастующих «евробляхеров». Но, нежелание видеть глобальные изменения, не означает, что этих изменений нет.
Все автопроизводители спешно и в массовом порядке разрабатывают электрокары и плагин-гибриды. Питание множества датчиков, компьютеров и систем безопасности автомобиля требует электричества, а не ископаемого топлива.
Начинает меняться и концепция владения транспортом. Сегодня личные авто тратят большую часть своей «жизни» на простаивание под домом или работой. Концепция же совместного пользования (каршеринг) эту проблему устраняет. А попутно освобождает дороги от заторов. На совместное пользование транспортом некоторые автопроизводители и могут сделать ставку в будущем.
К примеру, GM в прошлом году заявила, что, по подсчетам экспертов, на совместном пользовании автомобилем компания сможет зарабатывать в разы больше, чем при традиционной продаже авто.
Впрочем, в данный бизнес уже сейчас включаются и игроки иных отраслей. Alphabet, Apple и Uber временами на автомобильных услугах зарабатывают больше, чем производители транспорта. Им в этом плане легче – не нужно вкладывать миллионы долларов в разработку нового автомобиля и отладку производства.
У автомобильных же компаний все сложнее – дорого и требует много времени, что серьезно сокращает доходы от продаваемых авто.
Именно по этой причине автопроизводители сокращают свои существующие затраты, сливаются в альянсы, или, как Ford с Volkswagen ведут переговоры о совместной деятельности и возможности делиться наработками.