Верное направление
Сегодня автомобилестроительная отрасль – одна из наиболее динамично развивающихся в Украине. Наш корреспондент встретился с заместителем директора департамента общего машиностроения Министерства промышленной политики Юрием Яковенко и попросил его ответить на ряд вопросов. |
«Коммерческие автомобили»: Юрий Васильевич, как сработали наши автомобилестроители
в минувшем году?
Юрий Яковенко: Очень даже неплохо. Отрасль сегодня насчитывает около 170
предприятий различных форм собственности, на которых трудятся свыше 75 тыс.
человек. В 2006 году они выпустили товарную продукцию на сумму 13,5 млрд.
грн., что значительно больше, чем за 2005 год – 10,4 млрд.
грн. То есть темп роста за год составил 128,7%, в то время как по машиностроению
в целом – всего 106 – 107%.
«КА»: А что можно сказать о работе отдельных автостроительных предприятий?
Ю. Я.: Лидер отрасли – ЗАО «Запорожский автомобилестроительный
завод» успешно наращивает темпы производства легковых автомобилей. Кроме того,
он изготавливает популярные коммерческие машины Pick-Up, начинает выпускать
и автобусы. Очень динамично развивается «Еврокар».
Холдинговая компания «АвтоКрАЗ» в последнее время проводит
правильную техническую политику, хорошо чувствует рынок. В прошлом году она
выпустила рекордное за последние 10 лет количество грузовиков – 3486 единиц,
что составляет годовой прирост 102,2%. ООО «Кременчугский автосборочный завод» активно
развивается, недавно там налажена сборка широкой гаммы грузовиков FAW, полной
массой от 4,6 до 30 т.
Предприятия корпорации «Богдан» наращивают выпуск грузовых
автомобилей марок Foton, Hyundai и Isuzu. На производственных мощностях корпорации
«УкрАвто» успешно собирают грузовики TATA и Dong Feng, недавно начали сходить
с конвеера автобусы I-Van.
«КА»: Кстати, об автобусах…
Ю. Я.: Это наиболее динамично развивающийся сектор: если в 2002 году их было
изготовлено всего 382, то в 2006-м – уже 5420 штук.
Лидером выпуска является ЗАО «Черкасский автозавод», выпускающий автобусы
«Богдан». На следующей позиции – предприятия корпорации «Эталон» (Бориспольский
и Черниговский автозаводы), темпы роста у которых еще выше. К сожалению,
старейший производитель – бывший «ЛАЗ», а ныне Завод коммунального транспорта
– по ряду причин теряет свою долю рынка. Неплохо чувствует себя новичок
«АнтоРус» из Херсона.
«КА»: Какую же роль в успехах украинского автопрома играет Министерство
промполитики?
Ю. Я.: Не нужно забывать, что неплохие показатели – результат правильной
государственной промышленной политики в отрасли. Мы готовим предложения по
изменению законодательной и нормативной базы с целью защиты отечественного
автопроизводителя.
В частности, в 2005 году постановлением Кабинета министров установлены льготы
для предприятий, занимающихся промышленной сборкой автомобилей и автобусов.
Они получили нулевую ставку въездной пошлины на ввоз комплектующих и узлов.
Это позволило снизить себестоимость продукции и повысить ее конкурентоспособность.
Но льготы не даются просто так. Предприятия разработали соответствующие планы – некоторые на 3 года, а другие и на 5 лет, согласно которым
они должны создать мощности по сборке, штамповке и окраске. В настоящее
время у нас по такой схеме работают более 12 производителей: «ЗАЗ», «КрАЗ»,
«Черкасский автобус», «БАЗ», «АнтоРус» и др. В конце первого или начале
второго квартала мы планируем проверить, как выполняются эти программы.
«КА»: Что еще намечено на ближайшее будущее?
Ю. Я.: Как известно, в этом году Украина вступает во Всемирную торговую
организацию. При этом переходной период, в отличие от России, где на «раскачку» дано 7 лет, для нас не предусмотрен. На наш взгляд,
это существенно ударит по отечественным автопроизводителям – возможно и
сокращение рабочих мест, и уменьшение поступлений в бюджет. Поэтому мы сейчас
работаем над новым законопроектом, призванным смягчить названные отрицательные
последствия.
Еще одна важная проблема – введение обязательного лицензирования
производства автомобилей и автобусов. Надеемся, что уже в первом квартале
выйдет соответствующее постановление Кабмина. Оно утвердит определенные лицензионные
условия, которые, думаем, перекроют путь для так называемой «сарайной» сборки.
Необходимо обеспечить высокое качество продукции, безопасность на дорогах.
Кустарщины быть не должно!
В постановлении предусмотрено три вида деятельности: крупноузловая сборка,
полномасштабное производство и т. н. частичное производство –
то есть выпуск небольшими сериями переоборудованных автомобилей, в том числе
спецмашин для энергетиков, коммунальных служб и др. Но любое из производств
должно быть соответствующим образом аттестовано. Ибо автомобиль – изделие
серьезное.
Продукция автомобилестроительной отрасли Украины в 2006 году |
|