Все это было, было…
Как и что менялось на дорогах и в деятельности ГАИ за 10 лет.
За десять лет существования «Автоцентра» в сфере дорожного движения и деятельности ГАИ произошло немало событий: 3 раза менялись штрафы, образцы водительских удостоверений и техпаспортов, 4 раза – стандарты номерных знаков… Эти и многие другие события мы пережили вместе с вами. |
1997 Штрафы увеличились
Верховна Рада Украины принимает Закон об усилении админответственности за нарушения ПДД. Водители в шоке – штрафные санкции увеличены в 3-4 раза. Приведем несколько примеров.
Согласно Приказу МВД Украины № 530 от 06.08.1997 г. введены в действие «Типовые правила взаимоотношений милиции с участниками дорожного движения и владельцами транспортных средств». В этом документе впервые были четко прописаны права и полномочия работников ГАИ.
Введен новый стандарт номерных знаков – ДСТУ 3650-97. На номерах появился государственный флаг Украины. Под ним – код региона, правее – 5 цифр и 2 буквы.
|
1998 Инспекторов ГАИ стало больше
При Управлении ГАИ МВД создано спецподразделение быстрого реагирования «Кобра». Среди участников дорожного движения «Кобра» приобрела имидж неподкупного, строгого и бескомпромиссного подразделения ГАИ, которого боятся не только нарушители ПДД, но и преступники.
В том же году ряды сотрудников ДПС столицы пополнились взводом женщин-инспекторов. Киевские водители долго не могли понять, как им реагировать на стражей порядка в юбках. Спустя два года взвод расформировали, но несколько самых стойких девушек и по сей день продолжают нести нелегкую службу на дорогах наравне с мужчинами.
1999 Хитрые методы борьбы с нарушителями ПДД
Госавтоинспекция провела необычный эксперимент – расставила на столичных дорогах манекены, одетые в форму работников ГАИ, чтобы стимулировать водителей придерживаться ПДД. Впрочем, обман быстро «раскусили».
15 июля 1999 года Верховна Рада приняла закон, в соответствии с которым ставки транспортного сбора установлены в гривнях (ранее они начислялись в евро). Владельцы автомобилей с объемом двигателя до 1,8 л стали платить меньше, а для всех остальных налог заметно вырос. Появилась льгота для владельцев старых машин производства СНГ.
Управление ГАИ МВД Украины начинает внедрять новое направление в работе – гуманизацию взаимоотношений гаишников с участниками дорожного движения. Работникам дорожно-патрульной службы запретили останавливать транспортные средства без причины, требовать документы, не предусмотренные законодательством, контролировать скорость движения ТС в ночное время с 23.00 до 06.00, проводить проверку техсостояния на линии.
Кабинет министров Украины принял постановление, согласно которому владельцы частного транспорта должны проходить техосмотр ежегодно. Под конец года Кабмин отменил свое постановление и с 2000 года частники, как и раньше, проходят техосмотр один раз в два года. Началось внедрение новых средств контроля за дорожным движениям. В частности, в столице появилась Skoda Octavia, оснащенная радаром и фотокамерой, фиксирующей нарушителей скоростного режима. Этот автомобиль по сей день используется в киевской ГАИ.
2000 Новые документы
Введены образцы новых водительских удостоверений и свидетельств о регистрации транспортных средств, соответствующих Международной конвенции о дорожном движении, в которых записи продублированы латиницей. В итоге стали действительны документы двух типов – бумажные заламинированные и изготовленные на пластиковой основе. Кроме того, впервые в Украине введены международные водительские удостоверения.
Приказом МВД Украины от 03.10.2000 г. введен в действие талон к водительскому удостоверению нового образца.
С 1 февраля 2000 г. изменены правила проведения экзаменов на получение водительского удостоверения. С тех пор желающие получить права на теоретическом экзамене должны ответить уже не на 10, а на 20 вопросов. Тем же, кто сдает экзамен экстерном, приходится справляться с 40 вопросами (ранее их было 30). При этом незначительно возросло количество допустимых ошибок (при обычной сдаче экзаменов – 2 против 1 и при экстерне – 3 против 2).
2001 Штрафы – через суд
Верховна Рада Украины внесла изменения в административный кодекс, действующие и ныне, согласно которым работников ГАИ лишили права налагать и взимать штрафы у нарушителей ПДД, изымать водительское удостоверение и номера. Эти полномочия передали судам, а размеры штрафов существенно уменьшились. Превышение скорости менее чем на 20 км/ч теперь нарушением не считается. Приведем несколько примеров.
Эти нововведения снизили дисциплину участников дорожного движения, спровоцировали рост аварийности и не сняли главную проблему – «оплату» штрафов при нарушении ПДД прямо на дороге.
Введены изменения в госстандарт по номерным знакам (ДСТУ 3650-97). Были упразднены бумажные транзитные номера, «транзитники» вместо синего получили зеленый фон, милицейские номера – синий, а маршрутные ТС – желтый. Введены в действие индивидуальные номерные знаки.
|
2002 Новые Правила!
Введена новая редакция ПДД, которая действует и по сей день. В перечень документов, необходимых водителю, включены временный регистрационный талон (для тех, кто управляет ТС на основании доверенности) и договор обязательного страхования гражданской ответственности. Водителям запретили пользоваться «мобилкой» во время управления автомобилем. Появились и другие новшества.
В украинской ГАИ появился новый прибор «Поток», способный выявить угнанный автомобиль в потоке транспорта. Благодаря видеокамере прибор считывает номера, вносит их в компьютер, который сверяет их с базой данных и мгновенно выдает результат.
Реорганизована структура ГАИ: с 1 августа 2002 года введено новое подразделение – дорожно-патрульная служба (ДПС). К нему относятся все сотрудники Госавтоинспекции, которые несут свою службу на дорогах.
2003 «Горячие» телефоны
Руководство киевской ГАИ, а потом и Департамента ГАИ МВД Украины поддержало идею «Автоцентра» по размещению на всех патрульных автомобилях телефонов доверия Департамента и областных Управлений Госавтоинспекции.
Столичная Госавтоинспекция в качестве эксперимента применила новую схему регулирования дорожного движения – на наиболее оживленных перекрестках появились светофоры с табличками, на которых нанесены зеленые стрелочки, позволяющие осуществлять поворот направо при горящем красном сигнале. Эта практика зарекомендовала себя положительно и успешно применяется.
В Киеве начата эвакуация транспортных средств, нарушающих правила остановки и стоянки. И хотя эта мера не предусмотрена в соответствующих законодательных актах и решение о ее применении неоднократно опротестовывалось, неправильно припаркованные автомобили продолжают отправлять на штрафплощадки.
Сотрудники ГАИ приступили к обкатке устройства Provider 2000, с помощью которого видеокамера фиксирует нарушения ПДД, а затем они заносятся в память компьютера. Этот прибор установлен на патрульной машине и позволяет выявлять нарушения в потоке транспортных средств. В ГАИ изготовили металлический макет патрульной машины «Кобра» в масштабе 1:1. С его помощью планировали стимулировать водителей соблюдать ПДД, однако эта идея не прижилась.
2004 «Ксивы» сдать, права получить
Президент Украины Леонид Кучма издал распоряжение, согласно которому упразднены институты внештатных работников, общественных помощников ГАИ и членов пресс-автоклуба. Гаишников обязали выявлять и изымать у водителей подобные «ксивы».
Введен в действие новый Госстандарт номерных знаков для транспортных средств (ДСТУ 4278:2004). Номера стали 8-значными (ранее – 7-значные). Код региона начали обозначать не цифрами, а буквами. На номерных знаках с «желтым» фоном обязали эксплуатировать не только «маршрутки», но и такси и автобусы. «Транзитники» получили вместо зеленого синий фон. Упразднены номера серий КМ, АП, ВР. Впервые появилась норма, согласно которой номерной знак является собственностью автовладельца и может закрепляться за ним.
Приказом МВД Украины № 15 от 10.01 2004 года работникам ГАИ запрещено задерживать удостоверения у водителей, нарушивших ПДД.
Постановлением КМ № 1615 от 30.11.2004 г. утверждены новые образцы национальных и международных водительских удостоверений, а также свидетельств о регистрации транспортных средств. Эти «пластиковые» права и техпаспорта, соответствующие требованиям международной Конвенции о дорожном движении, действуют и по сей день. Но новые документы отечественные водители смогли получить только через год.
2005 ГАИ отменили!
Президент Украины Виктор Ющенко подписал Указ № 1109/2005 от 19 июля 2005 года, которым ликвидировал Госавтоинспекцию. Этим же документом глава государства обязал Кабинет министров Украины в течение трех месяцев реорганизовать структурные подразделения ГАИ в две новые – Государственную службу безопасности дорожного движения и патрульную службу МВД. Почти месяц работников ГАИ не было на привычных местах. Сначала езда без гаишников казалась спокойнее и комфортнее, но потом на дорогах стало небезопасно – водители, почувствовав безнаказанность, перестали соблюдать ПДД.
Началось реформирование Госавтоинспекции. Численность сотрудников сокращена на 10 тыс. человек. Часть работников ДПС перераспределили в подчинение районных отделений милиции. Проведена переаттестация и чистика кадров в ГАИ, управленческий аппарат сокращен на 25%.
Деятельность работников Госавтоинспекции переориентирована на выявление грубых нарушений. Запрещены беспричинные остановки автомобилей. Дислокация нарядов максимально приближена к аварийно опасным участкам дорог и местам возникновения заторов. Исчез пост ГАИ в аэропорту «Борисполь», доставлявший автомобилистам немало проблем.
Для всех работников дорожно-патрульной службы ГАИ взамен старой кожаной формы зимнего образца разработана новая из синтетической ткани, похожая на обмундирование «коммунальщиков».