Брауновское движение
Феноменальный дубль новоиспеченной команды Brawn GP на Гран-при Австралии многие обозреватели тут же назвали чуть ли не началом новой эры в Формуле-1. Действительно, последний раз подобный результат зафиксирован еще в 1954 году. Но все же разберемся, не поторопились ли специалисты с выводами?
Феноменальный дубль новоиспеченной команды Brawn GP на Гран-при Австралии многие обозреватели тут же назвали чуть ли не началом новой эры в Формуле-1. Действительно, последний раз подобный результат зафиксирован еще в 1954 году. Но все же разберемся, не поторопились ли специалисты с выводами?
В начале 60-х годов прошлого века пороги звукозаписыващих фирм Великобритании обивала молодая бит-группа. Практически везде ее прослушивали, но на предложение заключить контракт вежливо отвечали отказом. И только компания Parlofone рискнула дать парням шанс и предоставила на день одну из своих студий. Эта никому не известная группа называлась The Beatles.
Руководители компании Honda, принявшие осенью прошлого года решение уйти из Формулы-1, теперь напоминают людей, отказавших «битлам». Машина, построенная Россом Брауном, оказалась так же готова к победам, как ливерпульская четверка – к покорению мира. Интересно только, знали ли Росс и его команда, что они проектируют автомобиль не для Honda, а для себя самих? Ведь теперь именно Brawn GP находится в зените славы и фокусе всех сколько-нибудь популярных изданий и телеканалов мира. А Honda? Она может лишь сожалеть об упущенной возможности перевернуть мир Ф-1…
Дело техники
Секрет успеха новой команды, конечно же, не в смене названия – налицо взвешенный и вместе с тем творческий подход к новому регламенту, вступившему в силу с 2009 года. Оригинальные задние диффузоры машин Brawn, вызвавшие массу вопросов и даже протестов у конкурентов, на деле оказались невероятно эффективными – увеличивая разрежение воздуха в области задней оси машины, они создают дополнительную прижимную силу, которой так не хватает болидам Ф-1 после уменьшения площади их задних антикрыльев. Результат налицо: Дженсон Баттон стартовал с поул-позишн и выиграл гонку фактически в одни ворота. Его напарник Рубенс Баррикелло замешкался на старте (подвела электроника управления мотором), но отыграл свое и – правда, не без доли везения! – финишировал вторым. Конечно, сухие цифры итогового протокола не отражают реального превосходства «браунов» – ведь финишировала гонка за пейс-каром, нивелировавшим отрывы между соперниками. Но Гран-при не дал ни малейшего повода усомниться в том, что машины Росса Брауна сегодня намного быстрее конкурентов.
Впрочем, говорить о наступлении новой эры, где доминировать будут частные команды, мы бы пока не стали. Да, Brawn, Williams и Red Bull были быстры в этот уикенд, и располагающие огромными бюджетами Ferrari и McLaren явно уступали им как в скорости, так и в надежности. Однако именно благодаря своим неограниченным возможностям эти гиганты в кратчайшие сроки несомненно догонят соперников. Если FIA признает спорные диффузоры легальными, то в течение нескольких недель они однозначно появятся у всех команд Ф-1. Если же федерация запретит их – преимущество «выскочек» резко уменьшится. И в том, и в другом случае уже к первым европейским Гран-при ситуация неминуемо выровняется.
Никто не хотел тормозить
Открытым остается еще один важный вопрос. Радикальные изменения в техническом регламенте вели, по задумке FIA, к снижению скоростей и увеличению количества обгонов на трассе. Удалось ли этим новшествам оправдать возложенную на них миссию? На первый взгляд, скорее нет…
Бесспорно, Гран-при Австралии был зрелищным и насыщенным событиями – однако эти слова мы всегда говорим о первой гонке сезона. Если же отбросить эмоции, то число обгонов на трассе не увеличилось, а единственный эпизод, который мог стать достойным ответом скептикам – борьба Кубицы и Феттеля на последних кругах гонки, – закончился аварией и обоюдным фиаско. А конфликт Трулли и Хэмилтона вызывает скорее недоумение, чем аплодисменты. Сначала стюарды гонки отобрали у Ярно заслуженный подиум за «обгон» под желтыми флагами, затем, посовещавшись, вернули его итальянцу, зато дисквалифицировали Льюиса за «сокрытие важной информации». Похоже на растерянность – но никак не на торжество нового регламента.
Что касается скоростей, то, сравнивая их с прошлогодними, признаем, что время поул-позишн на трассе в Альберт-парке даже улучшилось – на полсекунды. А значит, несмотря на радикальные изменения, Формула-1 не стала медленнее и не утратила привлекательность. Вопрос только в том, победа это или поражение?
Удивил
Огорчил
Статистика |
Этап 1. Гран-при АвстралииАльберт-парк, 28–29 марта 2009 года Дистанция 307,574 км (58 кругов по 5303 м) |
Итоговые результаты Гран-при Австралии | |||||
Поз. | Старт.место | Пилот | Машина | Круги | Время (ч:мин.с)/ причина схода |
1 | 1 | Дженсон Баттон | Brawn BGP 001 | 58 | 1:34.15,784 |
2 | 2 | Рубенс Баррикелло | Brawn BGP 001 | 58 | + 00, 807 |
3 | 19 | Ярно Трулли | Toyota TF109 | 58 | + 01,604 |
4 | 20 | Тимо Глок | Toyota TF109 | 58 | + 04,435 |
5 | 10 | Фернандо Алонсо | Renault R29 | 58 | + 04,879 |
6 | 5 | Нико Росберг | Williams FW31 | 58 | + 05,722 |
7 | 13 | Себастьен Буэми | Toro Rosso STR4 | 58 | + 06,004 |
8 | 17 | Себастьен Бурдэ | Toro Rosso STR4 | 58 | + 06,298 |
9 | 16 | Адриан Сутил | Force India VJM02 | 58 | + 06,335 |
10 | 9 | Ник Хайдфельд | BMW Sauber F1.09 | 58 | + 07,085 |
11 | 15 | Джанкарло Физикелла | Force India VJM02 | 58 | + 07,374 |
12 | 8 | Марк Уэббер | Red Bull RB5 | 57 | + 1 круг |
13 | 3 | Себастьян Феттель | Red Bull RB5 | 56 | Столкновение |
14 | 4 | Роберт Кубица | BMW Sauber F1.09 | 55 | Столкновение |
15 | 7 | Кими Райкконен | Ferrari F60 | 55 | Дифф. |
16 | 6 | Фелипе Масса | Ferrari F60 | 45 | Подвеска |
17 | 14 | Нельсиньо Пике | Renault R29 | 24 | Вылет |
18 | 11 | Казуки Накадзима | Williams FW31 | 17 | Вылет |
19 | 12 | Хейкки Ковалайнен | McLaren MP4-24 | 0 | Столкновение |
— | 18 | Льюис Хэмилтон | McLaren MP4-24 | 58 | Дисквалификация |
Кубок конструкторов | |||
Команда | Австралия | Всего | |
1 | Brawn GP/Mercedes | 18 | 18 |
2 | Toyota | 11 | 11 |
3 | Renault | 4 | 4 |
4 | Williams/Toyota | 3 | 3 |
5 | Toro Rosso/Ferrari | 3 | 3 |
6 | Force India/Mercedes | 0 | 0 |
7 | BMW Sauber/BMW | 0 | 0 |
8 | Red Bull/Renault | 0 | 0 |
9 | Ferrari | 0 | 0 |
10 | McLaren/Mercedes | 0 | 0 |
Чемпионат пилотов (десятка) | |||
Пилот | Австралия | Всего | |
1 | Дженсон Баттон | 10 | 10 |
2 | Рубенс Баррикелло | 8 | 8 |
3 | Ярно Трулли | 6 | 6 |
4 | Тимо Глок | 5 | 5 |
5 | Фернандо Алонсо | 4 | 4 |
6 | Нико Росберг | 3 | 3 |
7 | Себастьен Буэми | 2 | 2 |
8 | Себастьен Бурдэ | 1 | 1 |
9 | Адриан Сутил | 0 | 0 |
10 | Ник Хайдфельд | 0 | 0 |