Самая грандиозная гонка всех времен и народов начнется в последний день уходящего года. Но уже сейчас ее 28-е переиздание фонтанирует сенсациями – к примеру, на этот раз легендарный ралли-рейд стартует из… Лиссабона!
| | Самая грандиозная гонка всех времен и народов начнется в последний день уходящего года. Но уже сейчас ее 28-е переиздание фонтанирует сенсациями – к примеру, на этот раз легендарный ралли-рейд стартует из… Лиссабона! |
Одно время всерьез рассматривался вариант со стартом в Риме, на родине погибшего на предыдущем «дакаре» Фабрицио Меони. Увы, от красивейших декораций вечного города пришлось отказаться из-за летних терактов в Италии. В итоге рекордная по своей массовости кавалькада – 240 мотоциклов, 188 внедорожников и багги, 80 грузовиков плюс 240 автомобилей сопровождения – отправится в неблизкий путь с главной площади Португалии. Место финиша более традиционно – берег Розового озера в предместье Дакара.
Вообще, вставший год назад у руля рейда Этьен Лавинь держит свое обещание «…вернуть марафону имидж бесшабашного приключения». Основная, африканская часть маршрута – фактически возвращение к «классике» супермарафона, о которой постоянно говорят сами организаторы: Марокко – Мавритания – Мали – Гвинея – Сенегал. Именно такой маршрут принес гонке славу самой сложной и в то же время интересной.
Почти вслепую
Всего за две недели рейдовикам предстоит преодолеть 9043 км, из которых на 15 спецучастков приходится 4813 км. Новыми (точнее, хорошо забытыми старыми) будут лишь допы в Гвинее, куда марафон не заглядывал уже лет десять. Изменится формат стартовых европейских СУ (83 и 115 км), которые больше не будут пятикилометровыми «покатушками для зрителей» на городском пляже. Впрочем, по сравнению с 874-километровым этапом Нуакшот – Киффа они по-прежнему выглядят послеобеденным променадом.
Еще одна тенденция «возвращения к истокам»: чутье, знания и опыт экипажей снова будут превалировать над техническими возможностями и чистой скоростью машин. Два суперспецучастка вообще будут слепыми: пользоваться спутниковой навигацией на них запрещено. Искать правильный путь гонщики будут по старинке – с помощью дорожной книги (пятикилограммового гроссбуха), компаса и… интуиции. На остальных допах количество контрольных точек сократится примерно на четверть. И самое главное: из GPS исчезнет «коридор», по которому проложена трасса гонки – теперь отклониться от маршрута и заблудиться будет «раз плюнуть».
Основные изменения в техническом регламенте направлены на повышение конкуренции и усиление мер безопасности. После серьезных аварий в мотозачете рабочий объем байков теперь ограничен 450 см куб., а их «максималка», как и у грузовиков, не должна зашкаливать за 150 км/ч. Чтобы вернуть былые сражения конца 90-х между полноприводными внедорожниками заводских конюшен и моноприводными багги частных команд, последним разрешили использовать систему изменения давления в шинах.
Русские идут! Американские – тоже
Российское участие в «дакаре» обычно ограничивается доминированием челнинской тройки КамАЗов в грузовом зачете. Но сейчас покорять Африку едет целая Russian Team из пяти экипажей: более-менее опытные рейдовики Алексей Беркут и Борис Букатов плюс участник чемпионата FIA GT Алексей Васильев (все на Mitsubishi). Еще два экипажа (Андрей Иванов и Леонид Новицкий) поедут на Nissan за самую успешную апеннинскую рейдовую команду Tecnosport-Italia. Увы, ни украинские экипажи, ни отечественная техника при самом тщательном изучении стартовых ведомостей обнаружены не были.
Зато активное наступление на «дакар» ведут американцы. Вслед за десантом мотокроссовых чемпионов мира и лучшим рейдовым прототипом США Protruck в битву за «дакар» ввязывается Team Dakar USA и Hummer. Команду возглавил многолетний «наскаровский» чемпион Робби Гордон, чье место в VW занял Миллер. Кстати, недавно стало известно, что «руку и сердце» американцу предлагала «формульная» конюшня Williams. Но денег не хватило… Шансов у американцев никаких, однако внимание эта колоритная компания привлечет.
| Робби Гордон Многократный победитель серии NASCAR Это настоящий вызов: участвовать в самой сложной гонке мира американской командой, на американской технике, с американскими спонсорами. У нас в США Hummer – достаточно успешный рейдовый внедорожник, пора доказать то же самое и остальному миру. Конечно, первая гонка есть первая гонка, но вы о нас услышите очень скоро. |
|
|
| Алексей Васильев Участник чемпионата FIA GT Для меня «дакар» – это повод доказать, что и зимой в гонках бывает так же жарко, как летом. Наша основная цель как российской сборной – выдержать этот марафон, финишировать в столице Сенегала. Если удастся, то наш финиш станет уникальным для русских результатом – ведь до этого в «серийной» категории Т1 россияне не финишировали. |
|
|
| Фредди Лойкс Экс-пилот раллийных команд Toyota, Mitsubishi, Hyundai и Peugeot Я всегда хотел выступить в этой гонке на мотоцикле – просто проехать «дакар» в своем ритме. Но уж очень многие отговаривали меня выступать на двух колесах – дескать, это слишком опасно. Так я принял решение ехать за рулем автомобиля. Я очень рад, что встретил Жаки Лооманса, самого опытного бельгийского «дакаровского» гонщика, готовящего отличные машины. На мой взгляд, Bowler – отличный автомобиль. Эта машина не самая быстрая, но я могу положиться на нее. Моя цель – добраться до Дакара, поучиться и оценить это ралли. |
|
|
Mitsubishi | Фаворит |
Mitsubishi был и остается безоговорочным фаворитом в «легковом» классе: 7 первых мест в 9 последних «дакарах» говорят сами за себя. Директор команды Доминик Серье так и заявляет: «Мы едем за новым рекордом – шесть побед подряд». На руках у Repsol Mitsubishi Ralliart все слагаемые успеха: беспрецедентный опыт участия в 24 «дакарах», прошедшая горнило сотен рейдов Pajero Evo и сильнейший пилотский состав. Ударной силой «трех бриллиантов» вновь будут Стефан Петерансель и Хироси Мацуока. Француз четырежды выигрывал «дакар» на мотоцикле, а последние два года – на Pajero. Не менее опытный японец также дважды побеждал в супермарафоне за рулем Mitsubishi. Тылы первым номерам будут прикрывать горнолыжный экс-чемпион Люк Альфан и победитель предыдущего рейда на мотоцикле Хуан Рома. |
|
|
Volkswagen | Претендент |
После самоустранения Toyota и Nissan у Mitsubishi остался один серьезный оппонент – Red Bull Volkswagen. Несмотря на всего трехлетний рейдовый опыт, немцы уже добились определенных успехов. В октябре VW без проблем обкатал вторую генерацию Race Touareg, заняв в португальской Baja Anta Da Serra 2 – 4 места. С одной стороны, факт обнадеживающий, с другой – ту гонку без напряжения выиграл не самый опытный гонщик «трех бриллиантов» Люк Альфан, больше известный своими горнолыжными победами. Так или иначе, пару ведущих гонщиков VW составят победители «дакаров» 1993 и 2001 гг. Ютта Кляйншмидт и Бруно Саби. Страховать их будут сразу трое: опытнейший Жинель де Вилльер, двукратный чемпион мира по классическому ралли Карлос Сайнс и звезда гонок NASCAR Марк Миллер. Для двух последних этот «дакар» будет дебютным. |
|
|
Isuzu | Медалист |
Дебютант-2005, Team Isuzu-Clay Regazzoni весь сезон доводил свои пикапы D-Max TD. В итоге в финале Кубка мира в ОАЭ первый номер команды Эдди Ориоли («дакаровские» победы в 1988, 1990, 1994, 1996 гг.) финишировал пятым в абсолюте и первым в классе. Кроме того, Эдди сумел убедить шефа конюшни Клея Регаццони (5 побед в 139 Гран-при Ф-1) раскошелиться на контракт со своим бывшим напарником Юбером Ориолем (победы в 1981, 1983, 1992 гг.). Так что теперь среди всех участников в Isuzu больше всего титулов на душу населения. |
|
|
Bowler | Турист |
Вместе с Карлосом Сайнсом решил испытать себя африканским бездорожьем и Фредди Лойкс. Правда, техника у бельгийца на порядок слабее – британский Bowler Wild Cat, болид в рейдовых кругах популярный, но в «дакаре» ни на что особо не претендовавший. Тем не менее, эту не шибко прыткую, но достаточно крепкую машину выбрал 21 экипаж – неплохо для подготовленного частной фирмой Land Rover Defender. |
|
|
Nissan | Ветеран |
Вопреки официальному уходу из рейдов, Nissan остается самой популярной «дакаровской» маркой: 37 внедорожников против 33 Toyota и 27 Mitsubishi. Его «придворная конюшня» Dessoude выставила сразу семь фирменных экипажей, подготовив «на сторону» не меньше дюжины Terrano и не шибко от них отличающихся Patrol, Pathfinder и Pick-up. Пилотский состав не менее разношерстен: тут и «дакаровские» триумфаторы Кедзиро Синозука (1997 г.) и Рене Метж (1984 и 1986 гг.), и «твердые середняки» Карлуш Соуза и Мигель Барбоза, и делающие первые шаги в «дакаре» экс-пилот Ф-1 Поль Бельмондо и экс-чемпион Европы по ралли Кшиштоф Холовшиц. |
|
|
BMW | Новичок |
Еще меньше шансов испортить обедню «бриллиантам» у команды X-Raid. Несмотря на фантастические результаты рейдовой версии BMW Х5, команда так и не смогла привлечь к сотрудничеству баварский концерн. От закрытия конюшню Свена Квандта спасла австрийская Magna Steyr, кроме всего прочего собирающая на своем заводе в Граце BMW Х3. X-Raid в авральном порядке создала рейдовую версию «трешки», но не успела должным образом испытать ее. В бой четыре Х3СС Tdi поведут не самые именитые, но достаточно опытные гонщики Хосе Луис Монтерде, Гуэлен Чичерит, самый успешный в арабском мире раллист Насер аль Аттиях плюс еще одна мини-сенсация нынешнего рейда – сменивший два колеса на четыре Алфи Кокс. |
|
|
Сергей Суховский
Фото фирм-производителей
Сергей СуховскийРедактор отделов «Автоспорт» и «Мототехника»В «Автоцентре» я с 2002 года, редактором отделов «Автоспорт» и «Мототехника». Почему именно они? Потому что это два из трех моих самых больших увлечений.Кольцевые автогонки, классическое ралли, ралли-рейды. Сплошь и рядом грубые нарушения техники безопасности и основ прикладной физики. Об автоспорте всегда говорили как о закрытом мирке широкоизвестных в узком кругу личностей. Но именно здесь я нашел верных товарищей, именно здесь понял, что на самом деле означают привычные литературные штампы вроде «триумф победы», «горечь поражений», «боль утраты». Мотоциклы, аквабайки, снегоходы, квадроциклы, скутера... Как шутит Андрей Волощенко: «все что между ног – это к Суховскому». Странно, что никто в редакции больше не разделяет моего второго увлечения. Вся эта спецтехника дарит такое удовольствие от вождения, которое не дано обычным автомобилям. Только на гидроцикле можно «вкладываться» с открытым дросселем в 90-градсный поворот, только квадроцикл «управляется» практически в полете, только скутер дает возможность не замечать киевских пробок и доезжать с Оболони до Шулявки за 8 минут. Поэтому убейте в себе пафос: оставьте свои пятиметровые «лексусы» для вечерних поездок и уикэндов и выезжайте в город на скутере или мотоцикле. И пробки рассосутся сами собой.
Другие материалы автора
: