Первая Левобережная
Донецкий этап раллийного чемпионата не был ни скандальным, как «Стара Фортеця», ни решающим, как «Буковина», ни пафосным, как «Ялта». И тем не менее, интерес к себе он вызывал не меньший, чем каждое из перечисленных ралли…
Донецкий этап раллийного чемпионата не был ни скандальным, как «Стара Фортеця», ни решающим, как «Буковина», ни пафосным, как «Ялта». И тем не менее, интерес к себе он вызывал не меньший, чем каждое из перечисленных ралли… |
В первую очередь любопытство возбуждало само местонахождение трассы. Последний раз ралли «Донбасс» проходило в 1990-м, будучи тогда этапом кубка «нерушимого союза». Годом позже, когда Союз таки рухнул, до раллийного чемпионата никому не было дела. Первые этапы после его возобновления проводились на юге страны, в Одессе и Херсоне. Затем под влиянием разных причин раллийная география стала расширяться на север и запад – в календарь вошли киевская, каменецкая, львовская гонки… Левобережная Украина до поры до времени была представлена одним лишь днепродзержинским ралли «Днепр»; иными словами, так далеко на восток чемпионат в истории нашей независимой страны еще никогда не забирался.
Таким образом, речь шла о возрожденном бренде, но совершенно новой трассе. Новой абсолютно для всех – даже те, кто гонялся еще в 80-е, не мог ничего рассказать о данных спецучастках, ибо в те времена маршрут ралли проходил не по ним. Владимир Астахов, Леонид Косянчук, Леонид Леонов, Василий Ростоцкий, Александр Салюк – все они так или иначе вспоминали союзное ралли «Донбасс», но сходились в одном – теперь это совершенно другая гонка. Короткая, компактная, по своей структуре и характеру покрытия напоминающая российское «Гуково» и очень удобная для болельщиков.
По этому критерию сравниться с донецкими допами могут разве что каменецкие трамплин или карьер. Представьте: вы стоите на небольшом возвышении и видите, как стартует первый автомобиль. Проходят положенные две минуты – стартует второй, а первый до сих пор находится в поле вашего зрения! Прямая, шпилька, вираж, два небольших трамплина, дуга с подъемом, опять шпилька, опять прямая, несколько ходовых поворотов, обратная прямая – все это просматривается с одной точки! Кто-то из болельщиков заметил, что за день в Донецке увидел больше ралли, чем за весь предыдущий сезон. Немного преувеличено, но в целом верно.
Главная дуэль гонки: Вадим Трутнев (слева) против Игоря Сторчака. В результате первый получил серебро Чемпионата, второй – золото. |
Вышел в степь донецкую…
Этап ознаменован возвращением на раллийную трассу Александра Салюка-старшего. Пусть на одну гонку, пусть лишь из-за того, что сын досрочно стал чемпионом страны и попросил у команды отпуск – какая разница? Главное – мы получили редкую возможность понаблюдать за выступлением большого мастера, который, будучи избавленным от турнирных задач, просто ехал в свое удовольствие. Да, Петрович не всегда был самым быстрым на трассе, но такого уровня техники пилотирования не продемонстрировал больше никто.
Роль же задающего темп в донецкой гонке взял на себя только что вернувшийся из прибалтийского вояжа Юрий Протасов. То ли эстонские впечатления так раззадорили киевлян, то ли трасса действительно пришлась им по вкусу, но экипаж Протасов – Горбик выиграл половину допов донецкого ралли и перед финальным участком уверенно возглавлял протокол! Вот только восьмой СУ стал для него несчастливым – за два километра до финиша у Subaru лопнула шаровая опора… Порядка двадцати секунд преимущества над Салюком-старшим испарились на глазах. И хорошо, что Протасову удалось добраться до финиша хотя бы вторым.
Алексей Тамразов умудрился взлететь там, где остальные в лучшем случае еле подпрыгивали. | Игорь Чаповский долго сомневался, ехать ли ему в Донецк. В итоге решился – и впервые после Ялты-2006 финишировал на подиуме. |
Вообще, клан «субаристов» в этой гонке был весьма многочисленным, но выступили все они по-разному. Так, Валерий Горбань сошел на первом же СУ из-за поломки все той же шаровой, Александр Фельдман на одном из допов пробил подряд два колеса, его тезка Решетилов не закончил гонку из-за поломки мотора, а Ивана Германа подвела подвеска. С другой стороны, Игорь Чаповский и Алексей Тамразов, чьи машины продолжает обслуживать и готовить к гонкам команда AT?Rally Team, добрались до финиша, соответственно, третьим и четвертым, не испытывая особых проблем. «Эта трасса, что называется, от начала и до конца «моя», – признавался после финиша Чаповский. – Ехать было сложнее, чем обычно, так как моего постоянного штурмана Андрея Николаева на этот раз подменял менее опытный Вадим Деревицкий; но гонкой я все равно доволен». В хорошем настроении на финише был и Тамразов: «Парадокс: последние два допа решили проехать чуть-чуть осторожнее, а получилось очень быстро и без ошибок. Красиво прыгнули на СУ1? Отлично, значит порадовали не только себя, но и зрителей».
Юрий Протасов за четыре километра до финиша последнего допа. Через два километра у Subaru сломается шаровая опора, что лишит его победы в гонке.
Милые шуточки
Если в полноприводном классе N4 спортсмены сражались не за титулы, судьба которых была решена досрочно в Черновцах и Ялте, то непосредственно за их спинами схватка развернулась всерьез. По крайней мере, глава команды Tsunami Ирина Коломейцева (она же штурман Игоря Сторчака) при журналистах обещала поубивать своих механиков, если их Lada 2112 не доберется до финиша этой гонки. Конечно, это лишь шутка: такая очаровательная женщина не может быть столь свирепой. Просто любое место на финише делало ее экипаж чемпионом Украины в классе А3, а вот сход оставлял шансы главным конкурентам, ужгородцам Вадиму Трутневу и Ивану Данилишину. К великому облегчению механиков Tsunami, экипаж Сторчак – Коломейцева не только добрался до финиша, но и одержал победу в своем классе; сход Трутнева из-за очередной поломки КП уже ничего не решал… А вот в У2 происходило мало интересного. Лидеры класса, одессит Владимир Трубин и львовянин Тарас Рега, на этап не приехали, сделав победу Руслана Кучера и Ирины Тимощук совсем уж предсказуемой.
Итак раллийный Чемпионат 2007 года официально завершен. Чем бы он ни запомнился нам – радостью побед или горечью тяжелейшей утраты, – но все это уже позади. А что же дальше? Многие раллисты распродают технику – то ли прощаясь со спортом, то ли держа в уме нечто новое и более современное. Наверняка прибавится полноприводных автомобилей, а гастролировать за рубежом наши спортсмены станут чаще. В ближайшее время официальные лица обещали представить проект положения о раллийном комитете – предполагается, что он будет формироваться по новой схеме. Жизнь не стоит на месте, и мы должны меняться вместе с нею…
Ралли «Донбасс» |
|
Результаты ралли «Донбасс» (зачетная восьмерка): |
|
Итоги Чемпионата по ралли 2007 г.* |
|