От валенсийского Гран-при ждали многого – в кои-то веки в чемпионате Формулы-1 появилась еще одна городская трасса, которую позиционировали едва ли не как альтернативу Монако! Ясное дело, в предпоследние выходные августа миллионы болельщиков собрались у телеэкранов – но что они увидели?
| | От валенсийского Гран-при ждали многого – в кои-то веки в чемпионате Формулы-1 появилась еще одна городская трасса, которую позиционировали едва ли не как альтернативу Монако! Ясное дело, в предпоследние выходные августа миллионы болельщиков собрались у телеэкранов – но что они увидели? |
Трасса, проложенная вокруг акватории валенсийского порта, оказалась по-современному выхолощенной и безликой. Широкий трек навевал воспоминания о бахрейнских просторах, только облаченных в бетонные отбойники, нарощенные металлической сеткой. Бесспорно, близость трассы к трибунам добавляла адреналина тем, кто присутствовал на гонке; но телеболельщики к середине гонки рисковали банально уснуть. В довершение всего сама драматургия гонки оказалась довольно посредственной – впрочем, тут уж устроители Гран-при не виноваты…
Обманутые ожидания
Пожалуй, даже квалификация была более захватывающей, чем cама гонка. Чего стоил лишь промежуточный поул пилота Toro Rosso Себастьяна Феттеля! Если бы такой результат был показан в третьей сессии, мы бы стали свидетелями одной из самых захватывающих гонок в новейшей истории Ф-1, но к финальной части квалификации расстановка сил вернулась на круги своя. С другой стороны, попадание двух пилотов Toro Rosso (Феттеля и Бурдэ) в топ-десятку можно считать сенсацией.
Как обычно, некоторые надежды болельщиков возлагались на старт, где позиции гонщиков обычно меняются. Но и тут сенсации не вышло: занимавший поул-позишн Фелипе Масса блестяще стартовал и, несмотря на небольшую ошибку на торможении перед первым поворотом, остался лидером до финиша. Единственное, что могло его сгубить, – технические проблемы (как это было три недели назад в Венгрии). Однако на этот раз чашу разочарования было суждено испить его напарнику – действующему чемпиону мира…
| |
К своей победе Масса ехал уверенно с самого старта. Благо, технические проблемы в этот раз миновали его болид. | Трасса в Валенсии оказалась красивой, но сама гонка – скучной. |
| После третьего места на подиуме в Валенсии Роберт Кубица лишь на два очка отстает от действующего чемпиона –Кими Райкконена! |
Два раза – совпадение?
Первые два отрезка гонки Кими боролся с Хейки Ковалайненом за четвертую позицию – и кульминация борьбы пришлась на второй пит-стоп. Оба пилота заехали туда одновременно, и судьба гонки полностью была вверена в руки механиков Ferrari и McLaren. Казалось, что «красные» сработали чуть-чуть быстрее, но их рвение не было вознаграждено. Свою роль сыграла новая электронная система оповещения о ходе пит-стопа, которую Ferrari решила внедрить именно в этой гонке взамен традиционного «леденца». Кими ринулся в бой чуть раньше, чем было нужно; заправочный шланг потянулся за болидом и сбил с ног двух механиков.
Заминка могла стоить Райкконену четвертого места; но в его ситуации даже четыре очка за финиш на пятой позиции не помешали бы… Но не проехав и двух кругов после дозаправки, финн остановился у отбойника, окутанный дымом от сгоревшего двигателя. Главный моторист Ferrari Лука Балдисьери после гонки сказал, что причиной отказа моторов Кими в Валенсии и Фелипе в Венгрии стал бракованный шатун. Ferrari нужно срочно решать технические проблемы, иначе она впервые за десять лет уступит оба титула главным конкурентам из McLaren.
И снова о Глоке
Если же отвлечься от раскладов в стане лидеров, то первый, кто приходит на ум, – Тимо Глок. Вторую гонку подряд немец становится чуть ли не главной звездой гонки! Если в Венгрии Тимо поразил весь гоночный бомонд, «заехав» на второе место на подиуме, то в Испании он совершил подвиг не столь эффектный, но не менее эффективный. Стартовав с 13-го места, Глок с самого начала отыграл три позиции, а затем поразил нетривиальной по нынешним временам тактикой одного пит-стопа. Заехав в боксы на 30-м круге, Тимо вернулся на трассу девятым, а после дозаправки Росберга и схода Райкконена стал седьмым. В современной Формуле-1 отыграть шесть позиций – большое достижение. Например, если бы это совершил, скажем, Феттель, то он… выиграл бы гонку! Именно поэтому три очка Глока в глазах болельщиков имеют едва ли не большую ценность, чем победный хет-трик Массы.
| Прямая речь | | Стефано Доменикали, Ferrari: «Хочу сказать о Пьеро Тимпини, нашем механике, пострадавшем во время второго пит-стопа Кими: он произнес слова извинения, словно сам был виноват в случившемся». Вилли Рампф, BMW Sauber: «Самый трудный момент гонки? Когда Роберт рассказал по радио о своей проблеме. Данные телеметрии говорили, что машина потеряла прижимную силу, а на самом деле оказалось, что под ее днищем застрял пластиковый пакет». |
|
|
| Статистика. Гран-при Европы, Валенсия |
Этап 12 | 23-24 августа 2008 года | Дистанция | 308,883 км (57 кругов по 5419 м) | Победитель гонки | Ф. Масса (1:35.32,339 с, средняя скорость 193,983 км/ч) | Поул?позишн | Ф. Масса (1.38,989 с) | Быстрейший круг в гонке | Ф. Масса (1.38.708 с) |
|
| Итоговые результаты Гран-при Европы |
Поз. | Место на старте | Пилот | Машина | Круги | Время (ч:мин.с)/ причина схода | 1 | 1 | Фелипе Масса | Ferrari F2008 | 57 | 1:35.32,339 | 2 | 2 | Льюис Хэмилтон | McLaren MP4-23 | 57 | + 05,611 | 3 | 3 | Роберт Кубица | BMW Sauber F1.08 | 57 | + 37,353 | 4 | 5 | Хейкки Ковалайнен | McLaren MP4-23 | 57 | + 39,703 | 5 | 7 | Ярно Трулли | Toyota TF108 | 57 | + 50,684 | 6 | 6 | Себастьян Феттель | Toro Rosso STR3 | 57 | + 52,325 | 7 | 13 | Тимо Глок | Toyota TF108 | 57 | + 1.07,990 | 8 | 9 | Нико Росберг | Williams FW30 | 57 | + 1.11,457 | 9 | 8 | Ник Хайдфельд | BMW Sauber F1.08 | 57 | + 1.22,177 | 10 | 10 | Себастьен Бурдэ | Toro Rosso STR3 | 57 | + 1.29,794 | 11 | 15 | Нельсиньо Пике | Renault R28 | 57 | + 1.32,717 | 12 | 14 | Марк Уэббер | Red Bull RB4 | 56 | + 1 круг | 13 | 16 | Дженсон Баттон | Honda RA108 | 56 | + 1 круг | 14 | 18 | Джанкарло Физикелла | Force India VJM01 | 56 | + 1 круг | 15 | 11 | Казуки Накадзима | Williams FW30 | 56 | + 1 круг | 16 | 19 | Рубенс Баррикелло | Honda RA108 | 56 | + 1 круг | 17 | 17 | Дэвид Култхард | Red Bull RB4 | 56 | + 1 круг | 18 | 4 | Кими Райкконен | Ferrari F2008 | 45 | Двигатель | 19 | 20 | Адриан Сутил | Force India VJM01 | 41 | Разворот | 20 | 12 | Фернандо Алонсо | Renault R28 | 0 | Столкновение |
|
| Кубок конструкторов |
Команда | Очки | Всего | 1 | Ferrari | 10 | 121 | 2 | McLaren/Mercedes | 13 | 113 | 3 | BMW Sauber/BMW | 6 | 96 | 4 | Toyota | 6 | 41 | 5 | Renault | 0 | 31 | 6 | Red Bull/Renault | 0 | 24 | 7 | Williams/Toyota | 1 | 17 | 8 | Honda | 0 | 14 | 9 | Toro Rosso/Ferrari | 3 | 11 | 10 | Force India/Ferrari | 0 | 0 | 11 | Super Aguri/Honda | 0 | 0 |
|
| Чемпионат пилотов |
Пилот | Очки | Всего | 1 | Льюис Хэмилтон | 8 | 70 | 2 | Фелипе Масса | 10 | 64 | 3 | Кими Райкконен | 0 | 57 | 4 | Роберт Кубица | 6 | 55 | 5 | Хейкки Ковалайнен | 5 | 43 | 6 | Ник Хайдфельд | 0 | 41 | 7 | Ярно Трулли | 4 | 26 | 8 | Фернандо Алонсо | 0 | 18 | 9 | Марк Уэббер | 0 | 18 | 10 | Тимо Глок | 2 | 15 |
|
Владимир Некрасов
Фото команд – участниц Ф-1