WRC. Rally Catalunya: Каталонские катания
В большинстве случаев наблюдать перипетии гонок WRC нам приходится по телевизору. Поэтому мы с удовольствием воспользовались возможностью посетить Барселону и увидеть раллийную гонку «живьем»…
В большинстве случаев наблюдать перипетии гонок WRC нам приходится по телевизору. Поэтому мы с удовольствием воспользовались возможностью посетить Барселону и увидеть раллийную гонку «живьем»… |
На самом деле раллийная гонка проходит, конечно же, не в Барселоне, а в нескольких десятках километров к северу, в предгорьях Пиренейских гор. А штаб-квартира «Ралли Каталония» находится в довольно известном курортном городке Лорет де Мар (кстати, по-испански Lloret de Mar нужно произносить как «Йорет де Мар», но мы все-таки останемся верны более привычному написанию). Поэтому по прилете в Барселону сразу же садимся в машину (в нашем распоряжении – новенький Ford Mondeo, точнее, его топ-версия ST220) и в течение ближайших сорока минут любуемся красотами каталонской природы. Мы – это группа украинских журналистов, прибывших в Испанию по приглашению раллийной команды Ford Rallye Sport Team.
Главное – начать
В пресс-центр мы попадаем как раз к обеду, когда шейкдаун уже закончился. Для непосвященных, шейкдаун – это что-то вроде прогревочного круга в «Формуле-1»; пилоты проезжают по определенному маршруту в боевом режиме, однако их результаты в зачет не идут. Целью шейкдауна является не демонстрация силы, а скорее «прикатка» боевой машины к трассе, поэтому его результаты не представляют особого спортивного интереса. Тем не менее «убраться» можно и здесь, что убедительно продемонстрировал всего неделю назад пилот Subaru Петер Солберг.
А вот на официальную пресс-конференцию FIA мы успеваем. В этот раз там присутствуют один из боссов команд – Йост Капито (Ford) и пятеро пилотов: Себастьян Лоэб, Карлос Сайнс (оба – Citroёn), Петер Солберг (Subaru), Ричард Барнс (Peugeot) и Дидье Ориоль (Skoda). Кстати, каталонское ралли юбилейное для Ориоля – он выходил на старт в 150-й раз (больше гонок провели только Карлос Сайнс и Юха Канккунен). По этому случаю Skoda организовала небольшой прием; причем, заранее сообщая о нем журналистам, представители команды просили «хранить тайну – ведь это должно стать сюрпризом для Дидье». Трогательно, не правда ли?
Пресс-конференция проходит довольно вяло – кроме официального ведущего FIA, вопросов никто не задает. Однако после того, как конференцию объявили оконченной, толпа журналистов бросается к гонщикам в надежде получить «эксклюзив». Оно и понятно – кому охота, чтобы полученную тобой информацию использовали в своих изданиях конкуренты?
Вечером мы идем на торжественное открытие ралли, которое проходит на одной из ведущих к морю центральных улиц Лорет де Мар. Под восторженный рев толпы гонщики въезжают на подиум и после блиц-интервью из одного-двух вопросов отправляются в путь. Завтра утром отсчет времени начнется именно здесь – первый дорожный участок ведет из Лорет де Мар в соседний городок Вик, где находится сервисный парк. Естественно, наибольшее внимание уделяется испанцу Карлосу Сайнсу – мало того, что «Матадор» лидирует в чемпионате, так он еще и выступает за Citroёn, который в Испании является чуть ли не народной машиной. Бурю восторга вызывает и появление Томми Мякинена и, как ни странно, Маркко Мартина – вот уж не думал, что у эстонца в Испании столько поклонников!
Чудеса логистики
Поскольку допы и дорожные участки (а их общая протяженность превышает полторы тысячи километров) разбросаны по северной части Каталонии, успеть на все невозможно физически – разве что на вертолете. Поэтому мы посещаем спецучастки «избирательно» – так, в пятницу нам удалось увидеть СУ4 Sant Julia (его выиграл Себастьян Лоэб) и СУ7 Alpens-Les Llosses (здесь быстрейшим был Жиль Паницци).
Первое, на что обращаешь внимание, – великолепная организация соревнований и высочайший уровень безопасности как гонщиков, так и зрителей. Спецучастки по всей длине ограждены попеременно желтыми и красными лентами: за первыми могут находиться болельщики, за вторыми – только аккредитованные фотографы и журналисты. На всех более или менее опасных местах трассы патрулируют полицейские и маршалы гонки; кроме того, в течение заезда над трассой барражируют несколько вертолетов. Их задачей является не только оказание оперативной помощи попавшему в аварию экипажу, но и предупреждение появления на трассе людей, животных, машин – в общем, любых посторонних объектов. Честное слово, есть чему поучиться!
Но это, конечно, не главное – все наше внимание обращено на трассу. А там в течение дня властвует «двойной шеврон» – за Лоэбом и Сайнсом с трудом поспевают пилоты Peugeot и Ford. Subaru же, несмотря на выигранный Солбергом первый спецучасток, на сухом асфальте вновь выглядит неубедительно. Впрочем, ближе к концу дня «король асфальта» Паницци все же находит в себе и своем «206-м» силы выиграть два допа. И тем не менее пятница остается за Лоэбом – победив на восьмом, заключительном допе, он отправляется в сервисный парк лидером с преимуществом в 26,2 секунды над идущим вторым Паницци.
Туда же, на сервис, отправляемся и мы – уж очень интересно посмотреть, как за отведенные на обслуживание 45 минут (и это еще много; среди дня сервис занимает всего 20 минут!) механики умудряются поменять пол-машины.
Когда без фанатов не обойтись
На следующий день мы снова успеваем побывать на утреннем сервисе и посетить два допа – самый короткий тринадцатый спецучасток Taradell и расположенный высоко в горах СУ16 Saint Boi de Llucanes. Меня, как и моих спутников, поражает огромное количество зрителей, собирающихся на каждом допе. Конечно же, в большинстве своем это местная молодежь, для которой ралли – просто повод выбраться на природу, поглазеть на происходящее и попить пивка (или, что более характерно для Испании, винца). Однако то тут, то там попадаются настоящие, ярые фанаты. Вот французы размещают у кромки трассы полотнище с надписью «Allez Auriol!» («Вперед, Ориоль!»). Вот британцы в футболках с логотипами Peugeot – все понятно, их кумир Барнс. А вот и эстонские поклонники Ford и, само собой, Мартина – как занесло вас, ребята, в такую даль?!
Надо отметить, что болельщики настроены очень миролюбиво – никакой враждебности здесь, впрочем, как и в других дисциплинах автоспорта, не бывает. Более того, фанаты даже могут оказать помощь попавшим в беду гонщикам. К примеру, на наших глазах у одного из экипажей (кажется, это были болгары Дончев – Манолов, выступавшие в классе Junior WRC на Peugeot 206 Super 1600) на финише СУ7 возникли проблемы – вытекла жидкость из бачка сцепления. Так один из любопытных зрителей, обступивших машину, моментально сориентировался и посоветовал гонщикам при помощи губки перелить туда жидкость из тормозного бачка. Мало того – даже принес искомую губку, завалявшуюся в его машине!
Но вернемся к гонке. Сегодня преимущество Citroёn не столь подавляющее – Сайнс сильно сдал и с трудом удерживает четвертую позицию, отбиваясь от яростных атак «фордовца» Франсуа Дюваля. В то же время лидерство Лоэба не подвергается ни малейшим сомнениям – Паницци и стабильно идущий третьим Мартин попеременно выигрывают допы, но сдвинуть Себастьяна с первой позиции общего зачета все же не могут. А вот для «юбиляра» Ориоля день начинается и заканчивается почти одновременно – через три километра первого же спецучастка на его Skoda Fabia сгорает сцепление. Заканчивается суббота победами Дюваля, Барнса и Мартина, что позволяет последнему переместиться на вторую строчку общего зачета. И это несмотря на травму, полученную во время корсиканской аварии!
Драматичный финал
Утро воскресенья встречает нас дождем – и тут происходит самое интересное. Пилоты Subaru, два дня «пасшие задних», начинают лететь по мокрой трассе, словно у «Импрез» выросли крылья. В то же время Лоэб, казалось бы, практически обеспечивший себе победу, на глазах теряет все преимущество, финишируя на «дождевых» допах то восьмым, то десятым! Да и другие пилоты моноприводной Xsara не блещут результатами – в итоге и Сайнс теряет четвертую позицию под бешеным натиском Дюваля. Пилоты же «Голубого овала» темпа не сбавляют – недаром в пятницу Мартин заявлял, что ему все равно, в какую погоду ездить. А наиболее драматичным моментом воскресенья становится авария Ричарда Барнса – на СУ19 «Рыжий дьявол» эффектно «убирает» свой Peugeot и тем самым резко уменьшает свои шансы на завоевание в этом году чемпионского титула.
Развязка поражает любое, даже самое искушенное воображение. На последнем допе Паницци, прорвавшийся к этому моменту на второе место, совершает просто-таки нечеловеческий рывок и, разом отыграв у Лоэба 44 (!) секунды, побеждает в гонке! В это трудно поверить, но Себастьян, лидировавший все три дня, упускает победу буквально на последних сантиметрах трассы! Более того, его и занявшего третье место Маркко Мартина разделяют всего-навсего 6 десятых секунды! Четвертое место остается за вторым пилотом Ford Франсуа Дювалем, а «Матадор» Сайнс вследствие разворота теряет две позиции – на финише он лишь седьмой. Что за невероятный финал!!!
На церемонию награждения мы не попадаем – наш самолет отправляется слишком рано. Всю дорогу до аэропорта, да и на борту лайнера продолжаем обсуждать шансы четырех претендентов на титул. Лоэба, Солберга, Сайнса и Барнса разделяют всего пять очков, так что возможно все. Большинство из нас сходится на том, что на гравийном покрытии в дождливой Британии лучше других должен себя чувствовать Солберг. Но не будем забегать вперед – все выяснится в свое время. На данный же момент ясно одно: раллийный чемпионат 2003 года, как и сезон «Формулы-1», стал одним из наиболее зрелищных и напряженных за последние несколько лет, а «Ралли Каталония» можно считать, пожалуй, одной из его жемчужин.
| |
Дистанция, км |
|
«Ралли Каталония». Итоговые результаты (первая десятка) |
|
Зачетная шестерка-2002 |
|
Чемпионат команд |
|
Победители спецучастков |
|
Чемпионат пилотов |
|
Праздничная дуэль
День автомобилиста праздновала вся автоспортивная Украина. Киев впервые в своей истории принимал автокросс, а в Херсоне состоялся второй раунд парных гонок – так называемая «параллелька».
В южном городе собрались 8 экипажей на турбированно-полноприводных Subaru Impreza и Mitsubishi Lancer и 6 – на переднеприводных 1,6-литровых ВАЗах да единственном полноценном «девятикласснике», 2,0-литровом Ford Escort RS. Организаторы улучшили трассу – самые опасные повороты, где к концу гонки раньше образовывались глубокие колеи, были тщательно засыпаны и утрамбованы.
Была усовершенствована и схема соревнований – теперь заезды проходили по более объективной схеме «каждый с каждым». А вот полуфиналы были построены по принципу «проигравший выбывает». В первой паре сошлись финалисты первой «параллельки» А. Салюк-ст. и А. Мочанов. Победил опыт. Во второй, где соревновались А. Александров и В. Разумовский, борьбы не получилось. В первом заезде Валерия развернуло при въезде под мост, во втором – в который раз в этом году подвела техника.
В первом финальном заезде чемпион Украины ошибся там же, где кругом ранее Разумовский! Во втором оба дуэлянта одновременно взлетели на финишном трамплине. Получасовые изучения фотофиниша отдали пять сотых секунды в пользу Салюка – Александрову, выступавшему со своей женой Оксаной, не хватило считанных сантиметров. Увы, исход финала решила надежность техники – из-за того, что подвел редуктор заднего моста, чемпион впервые за два года не закончил соревнования, и победа досталась пилоту Subaru.
В моноприводе полуфиналы снова свели сильнейшие экипажи А. Салюка-мл. и В. Горбаня. В очень напряженной борьбе победил Валерий. Во второй паре сражались лучший из украинских «восьмерочников» Р. Кучер и Ю. Протасов на грозном Ford Escort RS. Но и здесь исход предопределила «усталость железа» – старенькая «Самара» Кучера не только вывела Протасова в финал, но и «подарила» бронзу Салюку-мл. В финале сильнее был Горбань, еще раз подтвердивший свой чемпионский титул.