Закономерная случайность

Формула-1. Гран-при Бразилии. Финал чемпионата.

Назвать победу Кими Райкконена в чемпионате-2007 незаслуженной, наверное, не повернется язык ни у одного журналиста в мире. Но кто из вас, дорогие читатели, три недели назад верил в такое окончание сезона?

Формула-1. Гран-при Бразилии

Те, кто имеет доступ к Интернету и читает на сайте «Автоцентра» мой авторкий блог, не дадут соврать – прошлой зимой, прогнозируя в компании коллег из разных стран итоги Чемпионата-2007, я ставил на победу Фернандо Алонсо. И буквально месяц назад мой прогноз выглядел гораздо реальнее, нежели предсказания тех, чьим фаворитом был Кими Райкконен. Конечно, еще более вероятной казалась победа Льюиса Хэмилтона, но прошлой зимой на него, по понятным причинам, никто не ставил… Чемпионат закончился – и что же? Три финальных Гран-при сезона перевернули все с ног на голову! И теперь, когда прошло похмелье у фанатов Ferrari, а ветер развеял пепел, которым посыпали головы поклонники McLaren, всем самое время задаться вопросом: как и почему все это случилось?

В ходе гонки виртуальными чемпионами мира побывали все три претендента. Посмотрим, как менялась картина от круга к кругу.

Тактика и практика

Итак, вспомним диспозицию. За три гонки до конца сезона лидирующего Хэмилтона отделяют от идущего вторым Алонсо всего два очка, тогда как от занимающего третью строчку Райкконена – целых 13. Более того, в Японии Льюис выигрывает, Кими – лишь третий, а Фернандо впервые в сезоне сходит с трассы. Однако в Китае британца подстерегает неудача – на стершихся покрышках он вылетает в гравий, а финн и испанец занимают, соответственно, первое и второе места. Таким образом, за две гонки Хэмилтон набирает 10 очков, Алонсо – 8, а Райкконен – 16. Безусловно, Кими блестяще воспользовался ситуацией – но, согласитесь, без подарков со стороны соперников не обошлось.

Чтобы завоевать титул в Бразилии, Райкконену нужна была победа, и Ferrari крепко задумалась над своей гоночной стратегией. Можно перед квалификацией залить финну поменьше топлива – это гарантировало бы поул-позишн, но вынудило бы Кими слишком рано заезжать на первый пит-стоп. С другой стороны, не взяв поул, на победу надеяться не приходилось: Алонсо и Хэмилтон не из тех, кто легко расстается с преимуществом старта с первой позиции… И тут на сцену легкой походкой вышел скромный герой Фелипе Масса. Взяв на борт чуть меньше топлива, чем напарник, он внешне непринужденно завоевал поул-позишн, тем самым обрекая себя на роль авангарда «красной конницы». А авангардом, как известно, полководцы зачастую жертвуют…

Повезло Казуки Накадзиме, для которого дебютная гонка сложилась как нельзя лучше – не просто сумел довести свой Williams до финиша, но и занял 10?е место, стартовав 19-м.
Не повезло Льюис Хэмилтон – из-за сбоя в работе коробки передач упустил титул чемпиона мира, а зрителей лишил еще одной сенсации.
Повезло Казуки Накадзиме, для которого дебютная гонка сложилась как нельзя лучше – не просто сумел довести свой Williams до финиша, но и занял 10?е место, стартовав 19-м.
Не повезло Льюис Хэмилтон – из-за сбоя в работе коробки передач упустил титул чемпиона мира, а зрителей лишил еще одной сенсации.

Наука побеждать

На старте Масса резко сместился влево, одновременно блокируя траекторию Хэмилтону и освобождая ее Райкконену. Блестящая работа: к концу стартовой прямой Кими был уже вторым, тогда как Льюиса опередил еще и Фернандо. Видимо, взбешенный таким неудачным началом гонки, британец тут же бросился в контратаку, но допустил ошибку, вылетел на обочину и вернулся в пелотон лишь восьмым. При таком раскладе Хэмилтон все равно сохранял хорошие шансы на чемпионство, но… не прошло и десятка кругов, как на McLaren под номером два заклинило коробку передач. Невероятным усилием воли Льюис заставил ее заработать вновь, однако к этому времени весь пелотон «просвистел» мимо. Все, что смог сделать супердебютант нынешнего сезона, – вернуть себе по результатам гонки все ту же седьмую позицию. Впрочем, для завоевания титула этого уже не хватило…

В принципе, остальное было делом техники. Ушедшая в отрыв пара Ferrari с присущим ей блеском поменялась местами после второго планового пит-стопа. Весь мир понимал, что это командная тактика, но ни один человек не посмел бы упрекнуть «красных» в ее использовании – настолько безупречно был проделан этот фокус. Шедший же третьим Алонсо напоминал пикирующий к земле неуправляемый самолет: все видишь, все понимаешь, но сделать ничего не можешь. Так они и закончили гонку, подарив всем нам фантастически красивый финал великолепного сезона. Честное слово, я счастлив, что видел это.

Блестящий стартовый маневр Фелипе Массы (справа) во многом предопределил победу его напарника Кими Райкконена.
Вылетев с трассы, Физикелла попытался вернуться, но в него на полном ходу въехал Ямамото. Что называется, попал под поезд…
Блестящий стартовый маневр Фелипе Массы (справа) во многом предопределил победу его напарника Кими Райкконена.
Вылетев с трассы, Физикелла попытался вернуться, но в него на полном ходу въехал Ямамото. Что называется, попал под поезд…

Двадцать лет спустя

В заключение обзора Гран-при Бразилии (точнее, той его части, которая касается лидеров – ведь описание всех событий этого Гран-при заняло бы больше половины журнала) не удержусь от исторической параллели. В далеком уже 1986 году чемпионат Ф-1 закончился очень похоже: лидировавшие весь сезон пилоты Williams Найджел Мэнселл и Нельсон Пике в решающей финальной гонке в Австралии допустили ряд ошибок, а выступавший за McLaren Ален Прост безупречно воспользовался ситуацией и стал чемпионом мира с преимуществом в одно очко. Можно долго толковать о нюансах, отличающих сезоны 1986 и 2007 годов, но общее у них одно: команда, задекларировавшая равенство своих пилотов, из-за этого проиграла чемпионат. Уверен: не будь разборок между Алонсо и Хэмилтоном, получи Фернандо с самого начала все полагающиеся первому пилоту преимущества, быть бы ему трехкратным чемпионом мира еще к концу лета. Я не утверждаю, что это было бы интереснее – просто досадно, что мой прогноз так и не сбылся…

 Итоговые результаты Гран­при Бразилии
Поз.
Место на старте
Пилот
Машина
Круги
Время (ч:мин.с)/ причина схода
1
3
Кими Райкконен
Ferrari F2007
71
1:28.15,270
2
1
Фелипе Масса
Ferrari F2007
71
+1,493
3
4
Фернандо Алонсо
McLaren MP4­22
71
+57,019
4
10
Нико Росберг
Williams FW29
71
+1.02,848
5
7
Роберт Кубица
BMW Sauber F1.07
71
+1.10,957
6
6
Ник Хайдфельд
BMW Sauber F1.07
71
+1.11,317
7
2
Льюис Хэмилтон
McLaren MP4­22
70
+1 круг
8
8
Ярно Трулли
Toyota TF107
70
+1 круг
9
9
Дэвид Култхард
Red Bull RB3
70
+1 круг
10
19
Казуки Накадзима
Williams FW29
70
+1 круг
11
15
Ральф Шумахер
Toyota TF107
70
+1 круг
12
18
Такума Сато
Super Aguri SA07
69
+2 круга
13
14
Витантонио Лиуцци
Toro Rosso STR02
69
+2 круга
14
20
Энтони Дэвидсон
Super Aguri SA07
68
+3 круга
15
21
Адриан Сутил
Spyker F8­VIIВ
43
Тормоза
16
11
Рубенс Баррикелло
Honda RA107
40
Двигатель
17
17
Хейкки Ковалайнен
Renault R27
35
Вылет
18
13
Себастьян Феттель
Toro Rosso STR02
34
Гидравлика
19
16
Дженсон Баттон
Honda RA107
20
Двигатель
20
5
Марк Уэббер
Red Bull RB3
14
Трансмиссия
21
22
Сакон Ямамото
Spyker F8­VIIВ
2
Столкновение
22
12
Джанкарло Физикелла
Renault R27
2
Столкновение

 Кубок Конструкторов
Команда
Бразилия
Всего
1
Ferrari
18
204
2
BMW Sauber/BMW
7
101
3
Renault
0
51
4
Williams/Toyota
5
33
5
Red Bull/Renault
0
24
6
Toyota
1
13
7
Toro Rosso/Ferrari
0
8
8
Honda
0
6
9
Super Aguri/Honda
0
4
10
Spyker/Ferrari
0
1
11
McLaren/Mercedes
0
0

 Чемпионат пилотов
Пилот
Бразилия
Всего
1
Кими Райкконен
10
110
2
Льюис Хэмилтон
2
109
3
Фернандо Алонсо
6
109
4
Фелипе Масса
8
94
5
Ник Хайдфельд
3
61
6
Роберт Кубица
4
39
7
Хейкки Ковалайнен
0
30
8
Джанкарло Физикелла
0
21
9
Нико Росберг
5
20
10
Дэвид Култхард
0
14

Владимир Некрасов
Фото EPA/UPG и команд-участниц

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.