50 лет Mercedes-Benz SL: Окрыленный
Послевоенное возвращение компании Daimler-Benz в мир спорта ознаменовалось созданием Mercedes-Benz 300SL, получившего благодаря открывающимся вверх дверям свое второе имя Gullwing – «крылья чайки».
Послевоенное возвращение компании Daimler-Benz в мир спорта ознаменовалось созданием Mercedes-Benz 300SL, получившего благодаря открывающимся вверх дверям свое второе имя Gullwing – «крылья чайки». |
В 1952 году под непосредственным руководством Рудольфа Уленхаута, шефа тестового департамента компании Daimler-Benz, был создан оригинальный гоночный автомобиль 300SL. Cпустя всего девять месяцев со дня возникновения идеи на свет появился первенец. Это была сенсация: мотор развивал 175 л. с., сухой вес машины не превышал 850 кг (4,8 кг на 1 л. с.), а аэродинамический коэффициент эффектного обтекаемого кузова составлял всего 0,25, что впечатляет и сегодня. Теперь нужно было «показать зубки» – три экземпляра 300SL отправились на 1000-километровую гонку Mille Miglia. Пилот одной из машин, 51-летний Рудольф Карачиолла финишировал в ралли четвертым. Следующим в «карьере» 300SL стал Гран-при Берна, где Карачиолла, Герман Ланг и Карл Клинг завоевали все три призовых места, обогнав команды Ferrari, Lancia и Aston Martin. Два первых места в Ле-Мане стали подлинным триумфом 300SL, закрепленным на мексиканском марафоне Carrera Panamericana. Победу в Мексике одержал 300SL, которым управлял Карл Клинг. За два года этот автомобиль принес компании огромное количество спортивных наград в престижнейших гонках.
В серию
50 лет назад, в феврале 1954 года, на автошоу в Нью-Йорке был представлен прототип дорожной версии Mercedes-Benz 300SL. На появлении этой машины в продаже настоял официальный импортер Mercedes-Benz в США Максимилиан Хоффман. Создание 300SL стало важной вехой в истории автомобилестроения. Многие технические решения, использованные при разработке 300SL, были новаторскими. Впервые серийная машина оснащалась бензиновым двигателем с механическим впрыском топлива фирмы Bosch. Двигатель с шестью цилиндрами в ряд был наклонен влево на 45 градусов, за счет чего удалось значительно уменьшить высоту капота автомобиля. Подвеска всех колес была сделана независимой, причем для задней использовалась фирменная схема с качающимися полуосями. Тормозные барабаны получили поперечные ребра охлаждения и стали шире – такое решение в дальнейшем использовали многие автопроизводители.
Покупателям на выбор предлагались SL с пятью редукторами с различными передаточными числами. Стандартная версия с передаточным отношением главной передачи 1:3,64 позволяла разогнать машину до 235 км/ч. Топ-версия могла разгоняться до 260 км/ч, но для этого устанавливался дифференциал 1:3,25. Машина расходовала в среднем 15 л топлива на 100 км. При желании стандартный 100-литровый топливный бак можно было заменить 130-литровым.
Птица чайка
В основе автомобиля лежала пространственная рама, сваренная из труб малого диаметра. Она обеспечивала высокую жесткость на кручение и, как следствие, точное и предсказуемое поведение автомобиля на дороге. Из-за большой высоты рамы пороги кузова находились на значительном расстоянии от дорожного полотна, и для упрощения входа и выхода двери открывались не вбок, а вверх. В поднятом положении они напоминали крылья чайки. Такое решение на легковых автомобилях применялось впервые. Сама форма кузова была тщательна проработана.
За исключением алюминиевой крышки капота, багажника и дверей, кузов был выполнен из стали, но за небольшую доплату можно было заказать цельноалюминиевый – это позволяло снизить массу машины (1300 кг) на 80 кг. Кстати, этим предложением воспользовались только 29 покупателей, и сегодня эти редкие экземпляры очень высоко ценятся коллекционерами.
Двухместный салон был довольно тесным, и для облегчения посадки водителя руль откидывался на шарнире в горизонтальное положение.
Редкая порода
Появление Mercedes-Benz 300SL знаменовало возврат компании к универсальным спортивным автомобилям, которые могли использоваться как для соревнований, так и в обычных повседневных поездках. В Германии 300SL стоил 29 тысяч немецких марок, что по тем временам было огромной суммой. Для сравнения: седан Mercedes-Benz 170 V можно было приобрести за 7,9 тыс. Неудивительно, что владельцами Mercedes-Benz 300SL были короли и кинозвезды, художники и композиторы… За рулем этого авто можно было увидеть Элвиса Пресли и Софи Лорен, Пабло Пикассо и Герберта фон Карояна, Кларка Гейбла и Юла Бриннера.
Завод Mercedes в Зиндельфингене начал производство 300SL в августе 1954 года. В общей сложности здесь было выпущено около 1400 экземпляров, 1100 из которых пошли на экспорт в США, остальные разошлись в Европе. Автомобиль выпускался вплоть до 1957 года.
Даже спустя полвека 300SL, где бы он ни появлялся, всегда привлекает внимание. И нельзя не согласиться с мнением, высказанным когда-то Хуаном Мануэлем Фанхио: «Gullwing – один из краеугольных камней в автомобильной истории».
P.S.
За 50 лет купе и кабриолеты SL пережили пять реинкарнаций. Очередное, пятое поколение дебютировало в 2001 году. Как полвека назад, так и сегодня модель SL олицетворяет собой все лучшее, что накопила компания за свою более чем столетнюю историю.
Пять поколений родстеров SL | |
Mercedes-Benz 300SL coupe (W198 I) 1954 – 57 г. в. |
|