Как эволюционировали гибридные авто за 20 лет

20 лет назад, практически синхронно с выходом первого номера «Автоцентра» в Украине, в Японии была презентована первая гибридная силовая установка компании Toyota. А спустя полгода с конвейера завода вышел первый гибридный автомобиль под именем Prius. С тех пор корпорация Toyota Motor выпустила уже 10 млн авто разных моделей с гибридной силовой установкой.

0

Сегодня гибридное семейство автомобилей Toyota и родственной Lexus насчитывает уже 34 модели, которые прошли проверку несколькими поколениями. А начиналось все в далеком 1994 году, когда в Toyota Motor Corporation был дан старт проекту G21.

Для его реализации в металле понадобилось всего три года. Первая гибридная модель Prius вышла в 1997 году. Сначала она продавалась в Японии, а спустя три года появилась и на других рынках, став первым серийным автомобилем с гибридным приводом.

Оправданный риск

С латыни prius переводится как «идущий впереди». Это словосочетание стало символичным для модели, выпущенной еще до наступления эпохи всеобщей борьбы автопроизводителей за чистые выхлопы.

Простенький индивидуальный дизайн модели и недоверие к новой технологии стали поводом к разговорам о бесперспективности проекта. Но в действительности все получилось с точностью до наоборот. Уникальная гибридная силовая установка оказалась настолько надежной и эффективной, что вопрос относительно малого ресурса Prius был неактуален уже спустя несколько лет. Такого успеха в столь новом деле мало кто мог ожидать. Toyota еще раз доказала, что наделает качеством надежности не только классические модели, но и высокотехнологичные изделия.

Toyota PriusСвою лепту в популяризацию Prius внесли селебритис, которые оказались неравнодушными к проблемам экологии и начали на собственном примере продвигать новый Prius. Поэтому обладание гибридной моделью было модным, а Prius стал символом прогрессивности его владельца.

В 2003 году на церемонию вручения «Оскара» на Toyota Prius приехали звезды Голливуда: Камерон Диас, Робин Уильямс, Харрисон Форд и Сьюзан Сарандон.

С 1997 года мир увидел четыре поколения Toyota Prius, в каждом из которых силовая установка становилась все более совершенной. Кроме хэтчбека, японцы выпустили две модификации с кузовом универсал – 5- и 7-местные.

Prius PHVВ 2013 г. Toyota представила модификацию Prius plug-in, подзаряжаемую от бытовой электросети. На борту Prius plug-in hybrid установлены литий-ионные аккумуляторы повышенной емкости, благодаря чему запас хода на чистой электротяге составил до 25 км. Но это еще не предел! 15 марта 2017 г. компания Toyota представила Prius  HV для японского рынка с запасом хода свыше 50 км. Обновленная версия Prius PHV вооружена более емкими батареями и солнечными батареями в крыше авто. Поэтому при городских поездках это транспортное средство представляет собой электромобиль, и только в дальних путешествиях участвует бензиновый ДВС. На 1 л топлива новинка проезжает 37,2 км.

Prius PHV

Последователи

Столь успешный старт гибридной технологии Toyota позволил оснащать гибридными силовыми установками и другие модели компании. Экомодели Toyota семейства Hybrid  продаются более чем в 90 странах мира, в том числе и в Украине, где представлен Auris Hybrid и RAV4 Hybrid. В линейке Lexus Hybrid предлагаются GS 300h, LS 600h, NX 300h, RX 450h.

Модель RAV4 Hybrid – последняя гибридная новинка компании Toyota в Украине.

Японская компания откатала свою гибридную технологию и на раллийных трассах. Так, в 2006 г. началась разработка гибридной системы для гоночных автомобилей Toyota Hybrid System – Racing. И как результат – в июле 2007 г. первой в мире раллийной машиной с гибридной силовой установкой стала Toyota Supra, которая одержала победу на соревновании «24 часа Токачи».

Не как у всех

Секрет успеха гибридов Toyota заключается в уникальности их гибридной силовой установки Hybrid Synergy Drive. Она представляет собой последовательно-параллельную схему, в которой крутящий момент на колеса может передаваться от двигателя внутреннего сгорания напрямую и от тягового электромотора в любых пропорциях. Но уникальным в тойотовской конструкции является то, как именно реализована работа этой схемы.

В тойотовский гибрид внедрен так называемый делитель мощности. Это планетарный механизм с четырьмя шестернями-сателлитами. К наружной шестерне подключен тяговый электродвигатель. Она также непосредственно связана с главной передачей, которая передает крутящий момент к межколесному дифференциалу и далее – на колеса.

Четыре сателлита в этой конструкции подключены к двигателю внутреннего сгорания, т.е. их оси вращаются вокруг оси центральной солнечной шестерни. Последняя, в свою очередь, связана с управляющим мотор-генератором. У всей этой конструкции очень гибкий алгоритм работы. И в зависимости от режима движения и степени зарядки аккумуляторных батарей автомобиль может перемещаться на электротяге (до 2,5 км), на крутящем моменте ДВС либо совместно на моменте электромотора и ДВС. Более того, при работе ДВС его крутящий момент может передаваться  не только на колеса и для подзарядки аккумуляторов, но и для питания тягового электромотора. Словом, такой уникальный алгоритм работы гибридной силовой установки Hybrid Synergy Drive есть только у Toyota.

Hybrid Synergy Drive
Уникальность гибридной силовой установки Hybrid Synergy Drive в том, что ее интегрировали в 34 модели Toyota, которые выпускают для разных регионов мира.

Выигрыш в цифрах

Согласно расчетам Toyota Motor Corporation по состоянию на 31 января 2016 г., использование гибридных моделей Toyota и Lexus позволило исключить выбросы в атмосферу примерно 77 млн тонн углекислого газа CO2 и дало экономию около 29 млрд (!) литров бензина.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.