В апреле поведение украинского авторынка определяло ожидание всеобщего роста цен.
| | В апреле поведение украинского авторынка определяло ожидание всеобщего роста цен. |
Закон «О развитии автомобильной промышленности в Украине», увеличивающий размеры ввозных пошлин на новые и подержанные транспортные средства, вступил в силу в конце мая. Чтобы через несколько месяцев за те же автомобили не платить больше, потенциальные владельцы новых машин спешили сделать покупку в апреле-мае. В итоге за апрель на учет в ГАИ поставлены 18873 новые легковушки. Это хоть и меньше, чем в декабре 2003 года (тогда зарегистрировали 21,7 тыс. машин), но все же на 42% больше, чем за тот же период год назад, и на 28% больше, чем в марте 2004-го.
В ожидании подорожания иномарок логично было бы предположить, что именно импортируемые автомобили пользовались повышенным спросом. Во многом это соответствовало действительности – по сравнению с апрелем существенно выросли регистрации Mitsubishi, VW, Mazda, Nissan, Toyota, Honda и Lexus. Благодаря скидкам на Skoda Octavia и Renault Symbol регистрации этих машин по сравнению с мартом увеличились более чем в два раза. Но не менее существенно выросли продажи машин, которые не должно «зацепить» повышение пошлин – например, ВАЗов или ЗАЗов. Так, «Славута» стала лидером рынка в Украине и «нашла» на 456 покупателей больше, чем в марте. То есть рейтинг продаж дает основания предположить, что в апреле «брали» не только иномарки, но и любые машины, оказавшиеся в наличии на дилерских складах. Например, число покупателей Chevrolet снизилось не из-за упавшего спроса, а по причине дефицита «живых» машин у дилеров.
По прогнозам специалистов, за скачком продаж в апреле и начале мая может последовать не менее сокрушительный обвал регистраций новых машин летом. И хотя многие дилеры говорят о наличии спроса даже на июнь, после введения пошлин следует ожидать обострения конкуренции. Очень вероятно, что за покупателя будут бороться путем снижения «новых» цен. Некоторые продавцы уже заявили о консервации нынешних цен на летние месяцы.
| Регистрации по маркам* |
Рейтинг** | Марка | Регистр. в апреле, шт. | 1 (1) | ВАЗ | 4547 | 2 (2) | Daewoo | 3748 | 3 (3) | ЗАЗ | 3169 | 4 (8) | Skoda | 858 | 5 (5) | Toyota | 697 | 6 (4) | Mitsubishi | 657 | 7 (9) | Volkswagen | 561 | 8 (10) | Opel | 413 | 9 (12) | Nissan | 402 | 10 (11) | Mazda | 389 | 11 (6) | ГАЗ | 349 | 12 (14) | Renault | 345 | 13 (15) | Honda | 313 | 14 (13) | Subaru | 289 | 15 (15) | Chevrolet | 236 | 16 (16) | Hyundai | 227 | 17 (18) | Peugeot | 210 | 18 (19) | BMW | 192 | 19 (17) | Mercedes-Benz | 173 | 20 (21) | Lexus | 170 | Другие | 928 | Всего | 18873 | * Легковые, без учета пикапов и коммерческих фургонов ** В апреле 2004 г., в скобках указано место в марте |
|
| Регистрации по моделям* |
Рейтинг** | Марка | Модель | Рег-ции в апреле, шт. | 1 (2) | ЗАЗ | 1103 | 2077 | 2 (1) | Daewoo | Lanos | 2007 | 3 (3) | ВАЗ | 2107 | 1737 | 4 (4) | Daewoo | Sens | 1670 | 5 (5) | ЗАЗ | 1102 | 838 | 6 (13) | Skoda | Octavia | 568 | 7 (8) | ВАЗ | 21099 | 505 | 8 (9) | ВАЗ | 2110 | 485 | 9 (11) | ВАЗ | 2104 | 386 | 10 (6) | ГАЗ | 3110 | 343 | 11 (10) | ВАЗ | 21093 | 318 | 12 (16) | ВАЗ | 2115 | 305 | 13 (15) | Toyota | Camry | 276 | 14 (7) | ВАЗ | 21213 | 261 | 15-16 (17) | ЗАЗ | 11024 | 254 | 15-16 (23) | Mazda | 6 | 254 | 17 (18) | Skoda | Fabia | 242 | 18 (27) | Mitsubishi | Lancer | 230 | 19 (19-20) | Renault | Symbol | 225 | 20 (19-20) | Volkswagen | Passat | 219 | 21 (21) | Opel | Astra | 212 | 22 (26) | ВАЗ | 2111 | 201 | 23 (14) | Mitsubishi | Space Star | 180 | 24 (21) | ВАЗ | 2106 | 169 | 25 (24) | Opel | Vectra | 155 | 26 (37) | Subaru | Forester | 151 | 27 (28) | Honda | Accord | 133 | 28 (31) | ВАЗ | 2112 | 127 | 29 (33) | Toyota | RAV-4 | 117 | 30-31 (31) | Toyota | Avensis | 116 | 30-31 (43) | Nissan | Almera/Sunny | 116 | Другие | 3996 | Всего | 18873 | * Легковые, без учета пикапов и коммерческих фургонов ** В апреле 2004 г., в скобках указано место в марте |
|
«Европейский размерчик» пошел
В апреле европейцы купили 1,272 млн. автомобилей, что на 4,1% больше, чем за этот же месяц год назад. В отличие от украинцев, они в этот раз не ставили рекордов по количеству покупок новых автомобилей (это было сделано в марте, когда в Европе приобрели 1,706 млн. машин). Причины повышения спроса в Украине и странах Европы разные. Если украинцы спешат купить «недорогие» машины до введения новых таможенных пошлин, то наши западные соседи планомерно обновляют свой автопарк. Тем более, что выбирать есть из чего: на рынке недавно появились новые модели популярных автомобилей (VW Golf V, Opel Astra, Volvo S40, Mitsubishi Lancer и Colt, Mazda 3), что стало причиной повышенного спроса. Именно у производителей перечисленных моделей наблюдается самый большой рост числа регистраций. Кроме того, уже традиционно увеличивается присутствие на рынке японских и корейских машин (максимум – у Daewoo: + 61% роста по сравнению с апрелем-2003).
Рост регистраций новых легковушек наиболее заметен в странах с небольшими объемами авторынка – Дании, Бельгии, Греции, Норвегии и Исландии, а также Польше.
| Регистрации в Зап. Европе* |
Концерн | Апрель, шт. | Изменение, % | VW Group | 229 677 | +1,6 | PSA Group | 181 024 | -3,3 | Все японские | 166 307 | +13,0 | Ford Group | 142 873 | +6,4 | Renault | 137 340 | -0,3 | GM Group | 120 569 | +7,6 | Fiat Group | 97 367 | +11,4 | DaimlerChrysler | 84 070 | -2,2 | BMW Group | 55 641 | +7,7 | Корейские | 46 283 | +23,6 | MG Rover Gr. | 10 725 | +4,5 | Всего | 1 271 876 | +4,1 | * По данным АСЕА ** % изменения по сравнению с апрелем 2003 г. |
|
Сергей Добрянский
По материалам ИАГ Auto-Consulting