По объемам рынка новых легковых автомобилей Украина вошла в девятку самых крупных стран Европы. Причем наши соотечественники стали отказываться от продукции автопрома бывшего СССР и намного активнее покупали иномарки.
| | По объемам рынка новых легковых автомобилей Украина вошла в девятку самых крупных стран Европы. Причем наши соотечественники стали отказываться от продукции автопрома бывшего СССР и намного активнее покупали иномарки. |
Еще год назад мы удивлялись, что Украина по объемам авторынка приблизилась к небольшим развитым странам Европы, а сегодня с результатом в 371 тысячу машин наша страна стала девятой. За год она «обошла» Австрию, Швецию, Польшу и Грецию. Конечно, до нескольких миллионов машин, которые ежегодно продаются в Германии, Италии или Великобритании, Украине еще далеко. Но вхождение в десятку крупнейших рынков Европы – это не только повод для гордости, но и серьезная заявка на то, что мировые автопроизводители теперь будут относиться к нашим потребителям с таким же уважением, как к австрийским или даже французским. Например, расширят поступление моделей с дизельными двигателями или попросят своих партнеров адаптировать свои навигационные системы к украинским дорогам.
Новые – лучше старых
Судя по результатам продаж легковых автомобилей в 2006 году, все больше украинцев предпочитают покупать новые машины, а не подержанные. В прошлом году почти половину зарегистрированных машин купили новыми, и только 52% – подержанными (для сравнения: еще в 2003 году эта пропорция составляла 1:3). Главная причина изменения ситуации – повсеместное развитие продаж новых автомобилей в кредит. Теперь взять деньги на покупку новой машины может практически любой работающий человек – ежедневная сумма погашения кредита для наиболее популярных в нашей стране автомобилей составляет 25–50 гривен.
Экология – двигатель продаж
В отличие от предыдущих лет, 2006-й не отличался радикальными изменениями законодательства, влияющего на авторынок. Самое значительное событие года – запрет первых регистраций легковых автомобилей, не отвечающих экологическим нормам Евро 2. С начала года таким машинам запретили въезд в Украину, а с середины 2006-го наступил черед легковушек, выпущенных в нашей стране. В результате в течение первого полугодия спрос на карбюраторные ВАЗы и ЗАЗы был довольно значительным, а их инжекторные версии, подорожавшие на несколько сот долларов, во второй половине года расходились куда хуже. Зато спрос на новые автомобили, начиная с апреля, вырос до 34 тысяч машин в месяц и до конца года уже не опускался ниже отметки в 32 тысячи. В результате по общим итогам года иномарки значительно опередили автомобили из СНГ, хотя еще в начале 2006-го между ними сохранялся паритет. Так, легковушки из Европы и Азии заняли почти 61% рынка, а по финансовой емкости – все 82%. Более того, интерес украинцев к самым дешевым машинам постепенно угасает. В 2006 году по сравнению с 2005-м на автомобили стоимостью менее 4000 евро украинцы потратили на 24% меньше денег, а на машины ценой 4–6,5 тыс. евро – на 7,5%. В то же время количество продаж и затраты на автомобили свыше 6,5 тысячи евро выросли в полтора и более раз. Кстати, вполне возможно, что этот показатель мог быть и выше – ведь большую часть года на рынке был дефицит на популярные иномарки.
Европейцы теснят украинцев
Предпочтения наших соотечественников по классам автомобилей в целом остаются стабильными – около половины продаж составляют модели С-класса, пятая часть – В-класса. В то же время наиболее растущими классами являются внедорожники и минивены – их продажи по сравнению с прошлым годом выросли почти вдвое.
Рост объема иномарок иллюстрирует также структура продаж в зависимости от страны происхождения. Хотя по-прежнему наиболее популярными в Украине остаются модели с российской родословной (26,7%), но их доля, как и отечественных моделей, падает. Зато европейские уже перегнали украинские с результатом в 22%. Бум продаж китайских автомобилей не наблюдался – хотя их купили в пять раз больше по сравнению с 2005 годом, но доля «китайцев» составляет менее одного процента украинского рынка, а объем годовых продаж меньше, чем регистраций «Ланосов» за месяц.
Автомобили, отличившиеся в 2006 году |
ВАЗ-2107 Сначала сборкой «вазовской» «семерки» перестал заниматься КрАСЗ, а позже она довольно сложно «приживалась» на конвейере в Запорожье. Корпорация «Богдан» перенесла ее производство из Луцка в Черкассы, при этом в середине года заводы переквалифицировались с карбюраторной на инжекторную «семерку». Это привело к перебоям с поставками, подорожанию и утрате лидерства на рынке. ZAZ Lanos Lanos второго поколения, который собирается на украинском Запорожском автозаводе, наши сограждане могли купить только в начале года. Позже на все собранные на ЗАЗе «Ланосы» наклеивали логотипы Chevrolet и отправляли на экспорт – в Россию. ЗАЗ-1102 «Таврия» В 2006-м «Таврия» выпускалась последний год. Спрос на трехдверную модель при наличии немного более дорогой «пятидверки» постепенно угасал. А введение Евро 2 сделало эту разницу еще менее заметной. Вместе с тем, модификации «Таврии» – пикапы и «Славуты» – сдавать позиции не собираются. Lada 1118 По давней традиции, русские «долго запрягали» со своей «Калиной», но во второй половине года она «пошла» по-настоящему. К концу 2006 года ее владельцами ежемесячно становились более тысячи покупателей. Toyota Camry Новая версия популярной в нашей стране Toyota начала продаваться так же активно, как и предшественница. И это несмотря на выросшую цену и дефицит. Во многом благодаря Camry серые дилеры получили второе дыхание. |
|
|
| Прогнозы и реальные тенденции рынка |
Прогноз «АЦ» на 2006 г. | Итоги 2006 г. | Прогноз «АЦ» на 2007 г. | Тенденция роста рынка сохранится, но темпы (25%) снизятся. | Такой стремительной динамики рынка не ожидал никто, и эксперты «АЦ» – не исключение. | Учитывая возможное снижение ввозных пошлин в начале 2008 года, конец 2007-го может стать менее удачным, чем обычно. Поэтому динамика роста по сравнению с 2006-м будет скромнее. | Подержанные будут ввозить только на заказ или по схемам, не предусматривающим уплату налогов, число перепродаж несколько увеличится. | Все так и получилось. Схемы ввоза без уплаты налогов возродились, но они не стали общедоступными. | После вступления Украины в ВТО возможно увеличение ввоза иномарок старше 8 лет. | Конкуренция и рост в сегменте недорогих машин усилятся. | Самые дешевые начали сдавать позиции, а в средних ценовых сегментах – расти. | Спрос на недорогие иномарки будет расти, как и на машины средней ценовой группы. | Сборка машин новых марок не предвиделась, зато предполагалось увеличение производства существующих моделей. | Прогноз подтвердился. Рост производства оказался больше роста рынка, новые модели почти не внедрялись. | Начнется сборка автомобилей нескольких китайских марок. Возможно также расширение номенклатуры выпуска иномарок. | Из-за запрета регистрации карбюраторных моделей подорожавшая «семерка» уступит лидерство. | Так и случилось. «Семерка» уступила более современной модели – «Ланосу». | Пока альтернативы на лидерство «Ланосу» и «Сенсу» нет, особенно если появится версия с новым удачным двигателем. | Выход на рынок еще большего количества «китайцев», рост объемов продаж. | Сбылось. «Китайцы» появлялись как грибы после дождя, их продажи росли. | Кроме внедорожников, появятся легковые модели, которые помогут китайцам продолжить завоевание украинского рынка. |
|
| Рейтинг марок по объемам продаж на рынке легковых автомобилей в Украине |
Марки | Объем продаж за 2006 г., шт. | Доля рынка в 2006 г., % | Объем продаж за 2005 г., шт. | Доля рынка в 2005 г., % | Lada | 113000 | 30.46% | 90863 | 34.21% | Daewoo | 51504 | 13.88% | 33176 | 12.49% | Chevrolet | 35559 | 9.58% | 30517 | 11.49% | ЗАЗ | 28225 | 7.61% | 33875 | 12.75% | Skoda | 18125 | 4.89% | 11519 | 4.34% | Mitsubishi | 14302 | 3.85% | 7478 | 2.82% | Toyota | 14260 | 3.84% | 7258 | 2.73% | Opel | 9243 | 2.49% | 4412 | 1.66% | Hyundai | 9226 | 2.49% | 3819 | 1.44% | Nissan | 7332 | 1.98% | 4157 | 1.56% | Volkswagen | 6089 | 1.64% | 4656 | 1.75% | Ford | 5785 | 1.56% | 2608 | 0.98% | Mazda | 5684 | 1.53% | 3582 | 1.35% | Dacia | 5681 | 1.53% | 1064 | 0.40% | Kia | 5123 | 1.38% | 1114 | 0.42% | Subaru | 4589 | 1.24% | 2613 | 0.98% | Honda | 4320 | 1.16% | 2730 | 1.03% | Suzuki | 3720 | 1.00% | 1323 | 0.50% | ГАЗ | 3715 | 1.00% | 3696 | 1.39% | Renault | 3605 | 0.97% | 2473 | 0.93% | Lexus | 3183 | 0.86% | 1866 | 0.70% | Peugeot | 2828 | 0.76% | 2152 | 0.81% | Mercedes-Benz | 2339 | 0.63% | 1564 | 0.59% | BMW | 1630 | 0.44% | 1417 | 0.53% | Audi | 1316 | 0.35% | 872 | 0.33% | Citroёn | 1183 | 0.32% | 442 | 0.17% | УАЗ | 1179 | 0.32% | 738 | 0.28% | Seat | 1141 | 0.31% | 595 | 0.22% | Great Wall | 1113 | 0.30% | 252 | 0.09% | Chery | 680 | 0.18% | 169 | 0.06% | Другие | 5340 | 1.44% | 2630 | 0.99% | Всего | 371019 | 100.00% | 265630 | 100.00% |
|
Сергей Матусяк
По данным ИАГ Auto-Consulting