Как росли скорости в Формуле-1.
| | Тот факт, что за последние 50 лет скорости в Формуле-1 существенно выросли, доказательств не требует. Однако мы решили провести детальный анализ того, как именно это происходило – и, поверьте, обнаружили немало интересных тенденций и закономерностей. |
Знаете, есть такая комичная история. Главврач больницы, отчитываясь перед проверяющими, говорит: «У нас половина пациентов в коме, уже остывают, а у второй половины – жар, горячка… Но в среднем по больнице температура идеальная – 36 и 6!».
Сказка – ложь, да в ней намек: на самом деле средние значения не всегда дают реальную картину какого-либо процесса. Помня об этом, мы решили исследовать не абсолютные значения средней скорости, зафиксированные на трассах Формулы-1 в разные годы, а динамику роста этих цифр. В качестве примеров взяли три отличающиеся трассы, которые были в Ф-1 всегда – медленное городское Монако, скоростную итальянскую Монцу и классический британский Сильверстоун. Сравнивая скорости, показанные обладателями поул-позишн на каждой из этих трасс в разные десятилетия, мы пришли к весьма интересным выводам.
Взлет запрещен!
Даже поверхностное изучение приведенных таблиц и графиков позволяет утверждать – за последние полвека скорости в Ф-1 выросли примерно на 25–30%, но при этом основной их рост пришелся на конец 50-х – начало 60-х годов прошлого века. Тогда развитие технологий в автогонках было настолько стремительным, а контроль со стороны международной федерации FIA – столь лояльным, что едва ли не с каждым Гран-при автомобили ехали все быстрее и быстрее. Немудрено, что на тот же период приходится и львиная доля трагических случаев, произошедших с пилотами или зрителями из-за слишком высоких скоростей.
В 70-х же, с началом активного движения за повышение уровня безопасности гонок и тотального ужесточения федерацией технического регламента, скорости начали… нет, конечно же, не падать – но хотя бы не так быстро прогрессировать. Турбонаддув, граунд-эффект, активная подвеска, электронные системы управления, гладкие покрышки-«слики» – вот далеко не полный список того, что пришлось запретить, чтоб хоть как-то удержать автомобили на трассе, говоря буквально – не дать им взлететь.
Держать и не пущать
За последнее десятилетие рост скоростей можно признать незначительным – и связано это, конечно же, с деятельностью все той же FIA. Постоянно ужесточающиеся требования к конфигурации болидов, уменьшение рабочего объема двигателей, замороженный регламент по доработке силовых агрегатов… Все эти меры направлены в первую очередь на сдерживание гонки скоростей. Однако конструкторская мысль развивается; инженеры придумывают все новые и новые способы обогнать соперников на трассе, и формульные болиды продолжают ускоряться.
Монако |
Городская конфигурация самой известной в мире трассы изначально не предполагала прохождения с высокой скоростью – в далеких 50-х гонщики едва выходили за 100 км/ч. С учетом того, что мощность мотора на улицах Монако не играет решающей роли, прирост скорости связан преимущественно с достижениями специалистов по аэродинамике. О том, насколько важен этот компонент, говорит хотя бы такой пример: в 1990 году в Монако лидировал… Жан Алези на маломощном Tyrrell с радикально обновленной конфигурацией носового обтекателя, которая на других трассах была неконкурентоспособной. Так или иначе, но даже в традиционно «медленном» Монте-Карло средняя скорость за 50 лет выросла в полтора раза. Исключение составляют лишь дождевые гонки – в 1997 году победитель Михаэль Шумахер ехал почти так же, как Хуан Мануэль Фанхио в 1957-м! | Год | Пилот | Болид/мотор | Ср. скорость, км/ч |
1957 | Победа | Хуан Мануэль Фанхио | Maserati | 104,200 | Поулпозишн | Хуан Мануэль Фанхио | Maserati | 110,243 | 1967 | Победа | Дэнни Хюльм | Brabham/Repco | 122,100 | Поулпозишн | Джек Брэбхем | Brabham/Repco | 129,246 | 1977 | Победа | Джоди Шектер | Wolf/Ford | 128,120 | Поулпозишн | Джон Уотсон | Brabham/Alfa | 132,686 | 1987 | Победа | Айртон Сенна | Lotus/Honda | 132,102 | Поулпозишн | Найджел Мэнселл | Williams/Honda | 144,279 | 1997 | Победа | Михаэль Шумахер | Ferrari | 104,264 | Поулпозишн | ХайнцХаральд Френтцен | Williams/Renault | 154,924 | 2007 | Победа | Фернандо Алонсо | McLaren/Mercedes | 155,551 | Поулпозишн | Фернандо Алонсо | McLaren/Mercedes | 158,782 |
|
|
|
|
Сильверстоун |
Для легендарного британского автодрома нам пришлось сделать исключение – в 1957 году Гран-при Великобритании проводился на трассе в Эйнтри, поэтому мы взяли для нашего анализа данные 1958 года. Примечательно, что 50 лет назад Сильверстоун имел другую конфигурацию – фактически он состоял из пяти прямых, соединенных между собой скоростными поворотами. К концу 80-х годов, в эпоху расцвета 1000-сильных турбодвигателей, скорости здесь резко выросли – так, завоевавший в 1987 году поул Нельсон Пике перевалил за отметку в 250 км/ч! Для того чтобы снизить риск, конфигурацию автодрома изменили, и в 90-х перед стартовой прямой была добавлена связка поворотов Bridge–Priory–Luffield. В сочетании с запретом «турбомонстров» это принесло желаемый результат – средняя скорость упала примерно на 30 км/ч и остается примерно на том же уровне и сейчас. | Год | Пилот | Болид/мотор | Ср. скорость, км/ч |
1958 | Победа | Питер Коллинз | Ferrari | 164,200 | Поулпозишн | Стирлинг Мосс | Vanwall | 170,601 | 1967 | Победа | Джим Кларк | Lotus/Ford | 189,300 | Поулпозишн | Джим Кларк | Lotus/Ford | 198,801 | 1977 | Победа | Джеймс Хант | McLaren/Ford | 209,790 | Поулпозишн | Джеймс Хант | McLaren/Ford | 216,421 | 1987 | Победа | Найджел Мэнселл | Williams/Honda | 235,291 | Поулпозишн | Нельсон Пике | Williams/Honda | 256,307 | 1997 | Победа | Жак Вильнев | Williams/Renault | 206,702 | Поулпозишн | Жак Вильнев | Williams/Renault | 226,770 | 2007 | Победа | Кими Райкконен | Ferrari | 222,629 | Поулпозишн | Льюис Хэмилтон | McLaren/Mercedes | 231,353 |
|
|
|
|
Монца |
Одна из самых скоростных трасс в истории Ф-1 столкнулась с понятием «слишком быстро» еще в конце 60-х. С одной стороны, темпераментные итальянцы жаждали скорости; с другой – опасность была чересчур высокой. В качестве компромисса в конфигурацию трассы добавили на рубеже 60–70-х поворот Variante Ascari, что, как показывают таблицы, позволило сбить темп победителей примерно на 20 км/ч. Впрочем, новые технологии вывели гонщиков на рубеж 250 км/ч, ниже которого они не падают вот уже тридцать лет – правда, и вперед не слишком рвутся. Все дело в том, что аэродинамикой тут добьешься немногого – достигнув минимального значения прижимной силы, специалисты разводят руками: дальше некуда, автомобиль просто взлетит! А мощность моторов компенсируется искусственным «замедлением» трассы при помощи новых поворотов и «зажиманием» техрегламента. | Год | Пилот | Болид/мотор | Ср. скорость, км/ч |
1957 | Победа | Стирлинг Мосс | Vanwall | 193,563 | Поулпозишн | Стюарт ЛьюисЭванс | Vanwall | 202,148 | 1967 | Победа | Джон Сертиз | Honda | 226,100 | Поулпозишн | Джим Кларк | Lotus/Ford | 233,898 | 1977 | Победа | Марио Андретти | Lotus/Ford | 206,010 | Поулпозишн | Джеймс Хант | McLaren/Ford | 212,887 | 1987 | Победа | Нельсон Пике | Williams/Honda | 232,635 | Поулпозишн | Нельсон Пике | Williams/Honda | 250,179 | 1997 | Победа | Дэвид Култхард | McLaren/Mercedes | 238,036 | Поулпозишн | Жан Алези | Benetton/Renault | 250,295 | 2007 | Победа | Фернандо Алонсо | McLaren/Mercedes | 234,047 | Поулпозишн | Фернандо Алонсо | McLaren/Mercedes | 254,336 |
|
|
|
|
Владимир Некрасов
Фото фирм-производителей