
Защита картера: Со щитом или на щите
Убегая с поля боя, трусливый воин первым делом избавлялся от самого тяжелого – щита. А геройски погибшего выносили на нем с места сражения. «Со щитом или на щите!» – согласно легенде напутствовала спартанка своего сына перед походом. Защита, о которой пойдет речь ниже, помогает автомобилям выдерживать борьбу с бездорожьем, ямами и колдобинами.
![]() |
![]() |
Убегая с поля боя, трусливый воин первым делом избавлялся от самого тяжелого – щита. А геройски погибшего выносили на нем с места сражения. «Со щитом или на щите!» – согласно легенде напутствовала спартанка своего сына перед походом. Защита, о которой пойдет речь ниже, помогает автомобилям выдерживать борьбу с бездорожьем, ямами и колдобинами. |
В стране, где немалую часть дорог все еще заменяют направления, защитные средства для автомобилей являются ходовым товаром. Представленные на отечественном рынке разнятся как по цене, так и по качеству. При этом владельцы наиболее популярных моделей имеют возможность выбора в обеих категориях.
Из семейства простейших
Защитные средства простой конструкции можно найти на любом авторынке. Они представляют собой вырубленный прессом из стального листа щит определенной формы. Кроме незатейливых лапок для крепления, на нем нет каких-либо дополнительных деталей. Для усиления конструкции могут быть выштампованы несколько ребер жесткости, для облегчения и лучшей вентиляции – продолговатые отверстия.
Стоят такие изделия от 15 до 100 грн., но достоинства их минимальны. В большинстве своем они предохраняют лишь картер двигателя и только от легких ударов. Недостатки, как правило, одинаковы – малая защищаемая зона и отсутствие элементов, гасящих удар большой силы. Антикоррозионное покрытие таких щитов ограничивается одним слоем краски, крепятся они стандартными болтами через овальные отверстия в определенных заводом или умельцами-установщиками местах. От воды и снега, которых «боятся» низко расположенные элементы электрооборудования, дорогостоящие гофры выхлопной системы и катализатор, дешевые экраны тоже не защитят. Производитель этих изделий в большинстве случаев неизвестен, но продавцы чаще всего называют их «харьковскими» и «ростовскими». Такие щиты предназначены для машин «советского» периода, современных ВАЗов и отечественных моделей.
Пластик и стеклопластик
Множество выпускаемых ныне иномарок комплектуются на заводе экранами из тонкого пластика. Эти так называемые «пыльники» защищают снизу моторный отсек от воды, щебня, песка и снега. Но считать их противоударным средством нельзя – они трескаются даже при легком контакте с препятствиями.
Совсем иной уровень защиты обеспечивают полноценные пластиковые кожухи. Выклеенные в матрицах и армированные стекловолокном «поддоны» не уступают по прочности сварным конструкциям. Производители легко придают им любую форму, в том числе весьма обтекаемую, что немаловажно для скоростных машин. Этот материал «держит» удар и благодаря упругости гасит часть его энергии, не передавая ее на кузов автомобиля. Стеклопластиковое изделие не подвержено коррозии, не нуждается в дорогостоящей покраске и примерно вдвое легче металлического.
Серьезный недостаток – высокая цена (для большинства моделей – без малого 600 грн. с установкой). Кроме того, стеклопластик стирается, если часто задевает валуны, асфальтовые волны и разбитую брусчатку. Стеклопластиковые кожухи выпускают практически для всех популярных у нас легковых автомобилей. Кроме того, матричная технология позволяет в случае необходимости довольно оперативно изготовить щит для той или иной редкой модели.
Броня крепка
Стальные экраны «тяжелого» класса – это сварные или штампованные конструкции, по заявлению производителей, отвечающие жестким условиям эксплуатации. Их главное отличие заключается в способности «принять» сильный удар без разрушительных последствий для автомобиля. При проектировании таких щитов учитывается необходимость погасить или распределить энергию удара.
Достигается это следующим образом. Цельноштампованные кожухи (например, марок «СССР», «Трио» и пр.) с отформованными силовыми элементами и ребрами жесткости гасят удар за счет рассчитанной формы и упругости материала.
Некоторые сварные защиты (например, торговой марки «Шериф») содержат энергопоглощающие элементы – балки. Их форма и размеры рассчитаны так, что даже в случае деформации стальной экран распределит удар на несколько точек лонжерона или подрамника, которые перенесут это совершенно безболезненно. Кроме того, в ряде конструкций (не только сварных, но и пластиковых) применяются упругие или намеренно ломающиеся кронштейны крепления, которые предотвращают разрушения более дорогих частей.
При эксплуатации на плохих дорогах важно также, чтобы защита прикрывала не только картер двигателя, а и переднюю подвеску. Практически все дорогие щиты «тяжелой» группы отвечают этому требованию. Они имеют специальные расширители – крылья, нередко оснащенные резиновыми уплотнениями, не допускающими проникновения воды и снега в пространство между щитом и двигателем.
Антикоррозионная стойкость сложных металлических кожухов обычно обеспечивается порошковым полимерным или полиэфирным покрытием. Реже применяется оцинковка, а используемые в качестве тюнингового варианта защиты из алюминия и нержавеющей стали стоят порядка 500 – 700 у. е., что ставит под вопрос их экономическую целесообразность.
Защиты предлагаются для всех распространенных моделей автомобилей. Так что автомобилисту остается соизмерить толщину своего кошелька с вероятностью «поцеловаться» картером с дорогой – и сделать выбор.
Копилка советов | |||||
|
|||||
![]() |
Копилка советов | |||||
|
|||||
![]() |
Добавить комментарий