Виталий Новак

    Автомобильный журналист

    Принцип зиппера, или как побороть дорожные заторы в Украине

    1

    Принцип зиппера, один из основных методов борьбы с заторами, в Украине часто идет в разрез с принципом быка. Это правда. Но как выясняется, иногда пробки и недоразумения возникают не в силу каких-то там принципов, а только благодаря их отсутствию. Так что стоит, наверное, напомнить, что это за система с именем застежки-молнии.

    Классическая ситуация: множественные летние праздники, четыре выходных дня подряд, в Киеве – исход, все стремятся покинуть город как можно быстрее и как можно раньше. При этом половина города перекопана, дороги из трехполосных превратились в однополосные именно там, где ожидаются самые мощные железные потоки, что неизбежно выливается в пробки и часовые ожидания людей, уже чувствующих в своих машинах запах шашлыка и ощущающих под руками ускользающе влажную прохладу пивных бутылок – и оттого ставших чуть более раздражительными, чем обычно.

    В общем, потихоньку тянемся в плотном потоке, закипаем – кто-то морально, кто-то радиаторно. Жара. Наконец-то доползаю в своем ряду до места сужения дороги, включаю поворотник направо и пытаюсь втиснуться в единственный ряд, который двигается без перестроения. Уже предвкушаю скорое освобождение из плена, но нет – последнее препятствие. Туарег, двигающийся справа, бампером вжимается во впередиидущий Субару – да так, что последний в панике пытается поджать бампер, как нашкодивший Барбос хвост. И ведь до этого все было нормально, одна машинка – с «прямого» ряда, одна с правого, одна с прямого, одна с правого – что, собственно, и есть принцип зиппера. А на мне – вот такая незадача. Я тоже настойчивый, и все же пытаюсь сохранить очередность, но нет, он не сдается, и вижу, что нервничает – жмет Субару все сильнее, а из кабины просто начинают распространяться волны ненависти ко всему живому. В конец концов уступаю, следующий автомобиль меня спокойно пропускает, и все мы покидаем пробку – хоть и в разных настроениях.

    Вырвавшись наконец на свободу, на первой же заправке заезжаю залить бак до полного – ехать далеко! – и вот те раз, какая встреча! Знакомый Туарег, а возле него и сам водитель. Подхожу, здороваюсь, интересуюсь – что ж ты, мил человек, игнорируешь человечность в ее самых простых проявлениях, напоминаю о принципе зиппера, про который нам еще в автошколе рассказывали. Товарищ уже тоже подостыл, при упоминании зиппера смущенно смотрит куда-то вниз, понимает, что речь не о том, а по сути высказанных мной претензий поясняет, что это я, мол, наглая морда, и встраиваюсь справа в ряд, который едет прямо, а соответственно никаких прав на то не имею, и должен ждать, пока какая-нибудь сердобольная душа меня пропустит – но это будет точно не он, потому как у него Туарег и вообще он не привык никому уступать, потому что это удел слабаков. Опять же аккуратно пытаюсь заметить, что «уступать» в данном случае – неправильное слово, потому как это даже не вежливость и взаимопонимание, а дело просто взаимовыгодное, и так мы просто быстрее все вместе уедем – доказано поколениями дальнобойщиков и десятками исследований ADAC`а. И оказывается, что ни о каком зиппере он знать не знает, а если бы знал – возможно, действовал бы по-другому. Так вот, для тех, кто не знает, но хочет, рассказываю.

    Принцип зиппера – самая известная методика прохождения участков сужения дороги. Лучше всего знают о нем в Германии и Бельгии – здесь водителям в автошколах (в первую очередь – профессиональным водителям) его преподают как безусловную форму поведения на дорогах. А за игнорирование метода зиппера здесь могут даже оштрафовать. В местах сужения дорог в Австрии часто установлены знаки Zipper Merge, напоминающие, как надо проезжать эти проблемные участки, и даже стоят специальные отсечки в местах, где можно начинать перестраиваться. В прочих странах Европы, естественно, он тоже известен, но иногда под другими названиями. Вообще «по-научному» это называется «метод позднего перестроения». И как показали многочисленные исследования, именно он является самым оптимальным в таких пробках. Метод раннего перестроения – это когда только завидев знак «Сужение дороги» автомобили пытаются сразу перестроиться в один ряд так, чтобы к действительному месту сужения дороги уже выстроиться в одну цепочку. При позднем перестроении все машины едут в своих рядах непосредственно до места сужения, а здесь по принципу затежки-молнии, через одну с каждого ряда, проскакивают в «горлышко» сужения. Почему второй метод быстрее, долго объяснять не буду – вот на этом видео все отлично представлено, и больше тут объяснять нечего

    Второй ролик так и называется «Почему метод зиппера быстрее» – тут какой-то парень вообще растолковывает все на пальцах

    Стоит лишь уточнить, что работает метод зиппера только в том случае, если все участники движения согласны с его правилами – и перед сужением не быкуют, а пропускают друг друга сугубо по-деловому. Очень важно, чтобы между автомобилями, приближающимися к точке сужения, было достаточно места для перестроения – тогда поток не будет останавливаться, водители машин, меняющие рядность, будут акцентировать свое внимание не на самих автомобилях, а на свободных пространствах между ними, а это меняет психологию прохождения проблемных мест. И кроме того, это поможет избежать внезапных остановок и беспомощного моргания поворотником – не секрет, что именно в такие машины в пробках чаще всего приезжают коллеги по несчастью.

    Конечно, скептики могут мне возразить, что какой бы метод слияния мы не использовали – ранний, поздний, динамичный (то есть что-то среднее между первыми двумя), пропускная способность одной полосы не увеличится и все равно затор будет, и количество машин, которые смогут проехать по одной полосе, константно. Да, это так. Но! Больше всего тормозит поток не само сужение, а агрессия и взаимные претензии в таких пробках – это раз, а во-вторых – любое мелкое столкновение в таких пробках может превратить небольшой затор в мегапробку, а таких недоразумений и помогает избежать метод зиппера.

    P.S. Кстати, при выезде на оживленную трассу или автобан с «разгонной» полосы тоже используется метод зиппера. Так что если вы двигаетесь по немецкому автобану в крайнем правом ряду и справа перед вами с «разгонной полосы» перестраивается автомобиль, который набрал достаточную скорость для этого маневра – он вас не подрезает, а все делает правильно. Потому что так принято в цивилизованных странах. Но это не имеет ничего общего с тем, как у нас некоторые умники объезжают пробку по той же разгонной полосе и пытаются потом вклиниться в нее же в месте окончания разгонной полосы. Это просто жлобство, а никакой не принцип зиппера.

    Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.





    • Ky-Ky

      Ой, я вас умоляю, если изнасилование неизбежно, то тогда стоит расслабиться и попытаться хотя бы получить удовольствие. Какой зипер? У нас половина права купили. Вся надежда на автоконцерны, когда массово запустят автопилот и у водятлов просто заберут возможность управлять повозкой.
      Есличо, то я автошколе 2 года учился и все мы здавали сами. Но даже там все упиралось в мастака по вождению. Если он был адекватный, то за 2 года он подготавливал адекватных водятлов.