Московский автосалон проигнорировали ведущие автопроизводители
Кризис российской экономики и нестабильная политическая ситуация стала причиной игнорирования мировыми производителями крупнейшего автосалона России. Хотя выставка официально называется Московским международным автосалоном, но по сути стал местечковым.
Если в 2014 г. посетители могли увидеть стенды около 50 автомобильных брендов, то в 2016 г. их количество сократилось в пять раз. Среди компаний-участников – только три известных производителя, причем один из них – местный автогигант.
Самая большая в истории экспозиция – у «АвтоВАЗа», который привез 19 машин, сообщают «Ведомости». Главное место на стенде занимают шесть концепт-каров. Прежде всего это прототип компактного кроссовера XСode, выполненный в фирменном X-стиле.
Рядом с ним на стенде расположились спроектированные в том же стиле концепты седана и универсала Vesta Cross (выпуск универсала и его кроссоверной версии может начаться во второй половине 2017 г.), концепт Xray Cross и прототипы спортивных модификаций Vesta и Xray.
Помимо серийно выпускаемых автомобилей на стенде «АвтоВАЗА» можно увидеть перспективную модификацию Vesta CNG Taxi, работающую на метане и бензине, модификацию готовящейся к выпуску Vesta с новым вазовским мотором 1,8 л и мощностью 122 л. с. и выпускаемый мелкими сериями удлиненный представительский седан Vesta, получивший название Signature.
Единственной западноевропейской маркой на ММАС-2016 стал Mercedes-Benz с экспозицией 33 автомобилей (включая три Smart и чемпионский болид Formula 1). Ключевая российская премьера – кроссовер GLC купе. В числе других премьер – спорткары от Mercedes-AMG: кабриолет S 63 и представители новой линии AMG Sport E 43, GLC 43, кабриолет C 43 и родстер SLC 43.
Единственным экспонентом из Кореи стал Hyundai, да и то только потому, что начала выпускать на местном заводе новую модель – Creta. По прогнозу исполнительного директора «Хендэ мотор СНГ» Алексея Калицева, в 2017 г. на эту модель будет приходиться около 30% российских продаж марки.
Японцев на автосалоне в Москве не было совсем.
Компания Volvo приняла решение отказаться от всех европейских автосалонов, кроме Женевского, поэтому ее дилер «Обухов автоцентр» участвует в салоне самостоятельно. Но шведы помогли привезти в Москву новый флагман компании – 320-сильный седан S90.
А вот китайские компании на этом фоне выглядели неплохо. Dongfeng Motor привезла седан А9, созданный на базе новой платформы PSA Peugeot Citroen.
Среди новинок от китайской Сhangan – седан Raeton, кроссовер CS75, а также кроссовер CS35, серийный выпуск которого начнется в сентябре 2016 г. в Липецкой области на мощностях группы «Ирито». В течение 4-5 лет партнеры хотят достичь 50%-ной локализации локально собираемых машин и расширить модельный ряд.
Китайская FAW показала две новые модели для российского рынка – кроссоверы FAW Besturn X80 и FAW D60. Их опытная партия специально для автосалона выпущена на «Автоторе».
Еще один китайский автоконцерн – Geely – привез на Московский автосалон представительский седан Geely Emgrand GT (GC 9, первый автомобиль марки, созданный международной командой дизайнеров под руководством Питера Хорбери), первый кроссовер марки Geely (NL-3), компактный кроссовер Geely Emgrand Cross, седан Geely GL (FE-5), новое поколение кроссовера Emgrand X7.
«Узавто» (бренд Ravon) представил новинку – R3 – и проанонсировал R4.
Отсутствие на автосалоне большинства автомобильных брендов можно объяснить прежде всего дефицитом новинок и сильно сократившимся российским авторынком, комментирует топ-менеджер одного из иностранных автоконцернов. Он не исключает и влияния санкций против России.
«Несмотря на высокую значимость Московского международного автомобильного салона в России, в 2016 г. руководством компании было принято решение отказаться от участия в данном событии в пользу более приоритетных проектов», – сказал представитель Renault, не уточняя деталей.
Kia Motors Rus приняла решение пропустить Московский международный автомобильный салон – 2016 весной этого года, по словам представителя. «На фоне уменьшения количества участников этого мотор-шоу мы имеем основания предполагать, что поток посетителей выставки в этом году будет существенно меньше, чем в предыдущие годы, – объясняет он. – При этом любой автосалон такого уровня предполагает серьезные затраты».
Suzuki расторгла договор с «Крокус экспо» об участии в ММАС-2016 из-за того, что «премьерный показ нескольких моделей был перенесен на более поздний срок», поясняет представитель автопроизводителя. «Текущая экономическая ситуация в нашей стране и изменившиеся условия рынка оказали свое влияние на принятие этого решения», – добавляет он. Бюджет, выделенный на ММАС-2016, был перераспределен на другие маркетинговые проекты.
«Участие в любой выставке интересно, если у бренда есть премьеры. В этом году все новинки Subaru – обновленные Forester, Outback и XV – мы уже показали клиентам, их продажи начались весной. Как только мы окончательно утвердили план запуска новинок Subaru, стало ясно, что участвовать в Московском автосалоне не будем», – говорит представитель Subaru.
Представитель PSA Peugeot Citroen, который тоже решил не участвовать в ММАС-2016 г., от комментариев отказался.
Toyota, по словам ее представителя, решила не участвовать в ММАС-2016 «в условиях нестабильной экономической ситуации». «Все проекты должны быть оправданы с точки зрения возврата инвестиций. Сейчас первым приоритетом является поддержание на традиционно высоком уровне лояльности наших клиентов, поэтому и маркетинговые задачи лежат именно в этой плоскости», – поясняет он позицию автоконцерна.
Отказ УАЗа от участия в ММАС-2016 «вызван спадом на российском автомобильном рынке и необходимостью в этих условиях поиска более эффективных способов продвижения продукции», говорит представитель компании.
Об этом же сказал и представитель группы Volkswagen: «Основная причина заключается в том, что в связи с экономической ситуацией наши бренды приняли решение сконцентрироваться на других инструментах маркетингового продвижения».
И добавляет, что «с учетом целей, стоящих перед маркой Volkswagen, в сложившейся на автомобильном рынке ситуации компания будет концентрироваться на новых специальных версиях своих моделей, на выводе на рынок новых продуктов и поддержке продаж и дилерской сети».
BMW решила не участвовать в ММАС-2016 еще в прошлом году, говорит гендиректор российского подразделения BMW Group Елена Смирнова. «В текущей экономической ситуации данное мероприятие не имеет былой актуальности для целевой аудитории BMW, – объясняет она. – Сегодня в России мы уходим от использования традиционных маркетинговых подходов. Мы уверены, что будущее за индивидуальным и креативным подходом к общению с клиентами».
«Планирование модельного ряда не позволило нам подготовить к автосалону никаких премьер. Потому и не участвуем», – лаконичен представитель Mazda.
«Мы приняли сложное решение не участвовать в автосалоне в этом году и направить данные маркетинговые средства на более клиентоориентированные программы», – говорит представитель Ford Sollers.
GM не участвует в автосалоне в Москве, поскольку хочет «сосредоточиться в этом году на других маркетинговых каналах и способах продвижения моделей».
Среди причин неучастия в ММАС-2016 бренда Mitsubishi ее представитель называет «текущую нестабильную экономическую ситуацию в стране и на автомобильном рынке в частности, а также крайне низкую активность других автомобильных брендов в участии на ММАС-2016».
«От участия в ММАС-2016 мы отказались еще летом прошлого года, – сказал директор «Чери автомобили рус» (бренд Chery) Геннадий Павлов. – Колебания курса валют, стоимость аренды площадей в «Крокусе» в иностранной валюте, падение продаж на автомобильном рынке, пересмотр стратегии вывода новых автомобилей – когда свели все это воедино, стало ясно, что для нас участие в Московском автосалоне в 2016 г. будет крайне нерентабельным».
Дороговизна автосалона на фоне сокращающегося рынка – одна из причин отказа, говорит и сотрудник другого автоконцерна. В 2014 г. «практически все ведущие бренды и участники выставки заключили контракты по изначальной арендной цене – 185 евро за 1 кв. м», – рассказывал представитель МВЦ «Крокус экспо».
По сравнению с 2014 г. цена в этом году снизилась вдвое, говорит один из собеседников «Ведомостей». Но уведомление об этом от организаторов поступило в феврале, а некоторые корпорации со сложной системой согласования к тому моменту уже приняли принципиальное решение и, чтобы его изменить, уже не хватило времени, замечает он.