Авторынок Украины: «назад в будущее»
Так, по данным директора Auto-Consulting Олега Омельницкого, в первом месяце 2009 года в Украине была продана лишь 21 тысяча новых автомобилей, что на 55% ниже аналогичного периода прошлого года, сообщает «Деловая столица» .
К тому же, вкусы жителей нашей страны кардинально меняются. Сейчас предпочтение отдается машинам не дороже 100 тысяч гривен, что позволило значительно увеличить рыночную долю продавцам «ВАЗов», Geely и Chery. Если по итогам 2008 года на «ВАЗы» пришлось менее 17% продаж, то в январе текущего года марка претендует уже почти на 21% рынка. Еще более поразительные успехи демонстрируют «китайцы». Geely поднялась с прошлогодних 2,15 до нынешних 6,85%, Chery – с 4,45 до 6,37%, что открыло им двери в тройку лидеров.
Вместе с тем, наблюдается «агония» люкс-сегмента. Если в декабре 2008 года было продано более 230 автомобилей Lexus, то в январе 2009 – только 120. Снизились показатели и Mercedes: с 252 до 152 авто, и BMW – со 158 до 79. С большим трудом «держаться на плаву» представители, например, Mitsubishi, Hyundai, Kia, Skoda, Daewoo, Chevrolet и «ЗАЗ». Их потери напрямую зависят от того, насколько они готовы «подвинутся» в цене, так как наши люди больше не намерены переплачивать за машины.
Данные Auto-Consulting
График «Деловой столицы»
Учитывая ситуацию, которая сложилась сейчас и абсолютную неуверенность в завтрашнем дне, дилеры все чаще поглядывают в сторону б/у техники. «Многие салоны, особенно в регионах, сейчас находятся на грани закрытия, и единственный шанс выжить для них – заняться продажей подержанных машин. Тем более, что с предложением автомобилей проблем не будет – несколько банков готовы отдать конфискованные у неплательщиков «колеса» оптом и по сходной цене», – отмечает глава Ассоциации дилеров авто с пробегом Тарас Коваленко. По самым скромным оценкам, в 2009 году на вторичный рынок «попадет» не менее 300 тыс. единиц техники, которую финансовые учреждения готовы продавать на 30–50% дешевле первоначальной стоимости.
По словам Олега Омельницкого, сегодня в продаже появились еще более привлекательные предложения: годичные автомобили обнищавшие владельцы готовы отдавать едва ли не за треть цены. К примеру, внедорожники премиум-класса (Volkswagen Touareg, Toyota Land Cruiser и пр.) можно купить за $35–40 тыс. Но пока дилеры не сильно активны, сетуя на чрезмерное давление налогами. По этому поводу в парламент даже направлено несколько законопроектов.
Но пока «суть до дела», компании «тренируются» на продажах комиссионных машин, проводя аукционы «на понижение», запуская программы, предусматривающие открытие комиссионных площадок в двух своих киевских центрах, открывая маркеты для комиссионной техники и так далее. Но, как бы там ни было, продавцом выступает частное лицо, а салон берет комиссионные на уровне 15–20% за услуги. Ранее автовладельцы не торопились на комиссионные площадки, не желая делиться с посредниками, но, беря во внимание то, что сейчас предложение на вторичном рынке превышает спрос, недостатка в товаре у салонов, скорее всего, не будет.