56-й чемпионат «Формулы-1» стал одним из самых интересных в истории Королевских гонок. Изменения в правилах повлекли за собой массу тактических находок, множество обгонов и дали миру нового чемпиона и обладателя Кубка конструкторов. Казалось бы, все хорошо – но почему же нам так грустно? Из этого и других вопросов (а также ответов на них) сложился обзор Гран-при Китая…
| | 56-й чемпионат «Формулы-1» стал одним из самых интересных в истории Королевских гонок. Изменения в правилах повлекли за собой массу тактических находок, множество обгонов и дали миру нового чемпиона и обладателя Кубка конструкторов. Казалось бы, все хорошо – но почему же нам так грустно? Из этого и других вопросов (а также ответов на них) сложился обзор Гран-при Китая… |
Откуда взялось столь значительное превосходство Renault в скорости? |
Вопрос далеко не праздный, поскольку два болида Renault заняли весь первый ряд стартового поля впервые в прошедшем сезоне. При этом «лучший из остальных» Райкконен проиграл обладателю поул-позишн целых четыре десятых секунды! Откуда же столь нехарактерное для чемпионата-2005 преимущество «сине-желтых»? Секрет прост: Renault приготовила к китайской гонке новую модификацию своего двигателя RS25, обозначенную маркировкой Е. Учитывая, что этому мотору не нужно было выдерживать две гонки, его ресурс уменьшили – соответственно за счет этого возросла мощность. Кстати, косвенно это подтверждает тот факт, что мотор на машине Алонсо… загорелся сразу же по прибытии чемпиона к финишному подиуму! А Райкконен проводил гонку на том же двигателе, который позволил ему победить в Японии, поэтому повышать его мощность было бы неоправданным риском. |
|
|
Почему Михаэль Шумахер стартовал из боксов? |
Ответ на этот вопрос знают, наверное, лишь те, кто начал смотреть трансляцию задолго до старта. Дело в том, что Шумахер умудрился столкнуться с пилотом Minardi Кристианом Альберсом… на установочном круге, когда гонщики выезжают из боксов, чтобы занять свое место на стартовом поле. После открытия пит-лейн немец не торопясь выехал на трассу и получил удар в боковой понтон от голландца, который тоже ехал к своему стартовому месту, но только чуть быстрее. Обе машины были повреждены; пилотам пришлось воспользоваться запасными, а значит, согласно регламенту, стартовать из боксов. Интересно, что стюарды, внимательно расследовав видеозапись инцидента, признали виновным именно Шумахера. |
|
|
Что послужило причиной схода Монтойи и появления на трассе первого пейс-кара? |
Уникальный случай – на одном из бордюров китайской трассы разболталась крышка сливного отверстия (по-нашему – канализационный люк). Немудрено, что после многочисленных проездов она не выдержала и выскочила из креплений, оставшись лежать рядом на бордюре. Хуан-Пабло не заметил этого и на полном ходу налетел на кусок металла правым передним колесом. Замена покрышки не помогла – двумя кругами позже колумбиец зарулил в боксы. Тем временем, в ожидании, пока китайские маршалы уберут с трассы злосчастную крышку и проверят состояние бордюра, пелотон следовал за пейс-каром. Это длилось с 19-го по 24-й круг и, естественно, все стратегические планы большей части гонщиков пошли насмарку. |
|
|
За что наказали Сато и Физико? |
Ну, по поводу Сато особых разночтений нет – его фальстарт на телеповторе был виден совершенно отчетливо. А вот Физико пострадал, как говорится, «за идею». Когда на трассе появился второй пейс-кар, Джанкарло решил повторить прием Райкконена, которым тот воспользовался на Гран-при Бельгии (придержать за своей спиной весь пелотон, дав возможность лидирующему напарнику спокойно дозаправиться). Так вот, если Райкконену этот ход сошел с рук (помнится, мы называли его «чистой работой»), то Физикелла получил наказание в виде проезда по пит-лейн. |
|
|
Почему западные СМИ назвали работу маршалов трассы «отвратительной»? |
Из-за их реакции на вылет Нарайна Картикеяна, который впоследствии признал эту аварию «самой страшной в своей жизни». Jordan индийца сорвался с траектории, влетел в ограждение трассы и, отброшенный назад, замер на асфальте. Показательно, что за то время, которое понадобилось гонщику, чтобы покинуть загоревшуюся машину и убежать с трассы, никто из маршалов даже не соизволил подойти к разбитому болиду! А ведь пожарные с огнетушителями находились в непосредственной близости от места аварии – это четко зафиксировали телекамеры. Что ж, как выясняется, мало построить самый современный в мире автодром – надо еще научиться его эксплуатировать… |
|
|
Как вылетел Михаэль Шумахер? |
Печально, но факт – семикратный чемпион мира закончил сезон кошмарным уик-эндом. О предстартовом инциденте мы уже упоминали; а в гонке Михаэль запомнился только странным вылетом, который, к тому же, очень невнятно показали телеоператоры. Казалось бы, как можно вылететь с трассы, следуя за пейс-каром? А ведь именно в низкой (по «формульным» меркам) скорости и кроется причина этой неприятности. Покрышки Ferrari и так были довольно изношены, а тут еще их температура опустилась гораздо ниже рабочей. Следовавший перед Шумахером Масса резко притормозил, Михаэль был вынужден сделать то же самое, его машина сорвалась в занос и просто соскользнула с асфальта. «Принимая во внимание все неудачи, закончить сезон на третьем месте нам помогло чудо», – признался расстроенный немец. От себя добавим, что если чудо и произошло, то случилось это тремя месяцами раньше, в Индианаполисе. |
|
|
Как попал на подиум Ральф Шумахер? |
Дело в том, что Ральф не заправлялся вместе со всеми во время второго появления пейс-кара на трассе. Кстати, его примеру последовали пилоты Sauber и Red Bull Фелипе Масса и Кристиан Клиен. Сравните их стартовые позиции с финишными, и вы поймете, что на этот раз оригинальное решение принесло всей троице огромные дивиденды. |
|
|
И все-таки, почему же нам так грустно? |
Да потому, что Гран-при Китая ознаменовал собой окончание целой – не побоимся этого слова! – эпохи. Последнюю гонку провели сразу три команды «из прошлого века»: Minardi (340 Гран-при, 0 побед), Jordan (250 Гран-при, 4 победы) и Sauber (215 Гран-при, 0 побед). Начиная со следующего года, первая будет называться Squadra Toro Rosso (Team Red Bull по-итальянски), вторая – Midland, третья – BMW. Купившая недавно все акции команды BAR компания Honda также, скорее всего, избавится от лишних аббревиатур в названии. Очевидно, не увидим мы в пелотоне веселившего нас весь сезон Такуму Сато; да и будущее Жака Вильнева под большим вопросом. Мало того, над трассами больше не будет разноситься пчелиное жужжание десятицилиндровых моторов – на смену им идут гораздо менее мощные V-образные «восьмерки». «Формула-1» меняет свой облик – и нам остается только надеяться, что новый ее имидж будет не хуже прежнего… |
|
|
Статистика |
Гран-при Китая, Шанхай, 15-16 октября 2005 года Проводится с 2004 года Дистанция 305,066 км (56 кругов по 5451 м) Победитель гонки: Ф. Алонсо (1:39.53,618 с, средняя скорость 183,234 км/ч) Поул-позишн: Ф. Алонсо (1.34,080 с) Быстрейший круг в гонке: К. Райкконен (1.33,242 с) Рекорд круга в гонке: М. Шумахер (1.32,238 с, 2004 год) |
|
|
| Итоговые результаты Гран-при Китая |
Поз. | Место на старте | Пилот | Машина | Круги | Время (ч:мин.с)/причина схода | 1 | 1 | Фернандо Алонсо | Renault R25 | 56 | 1:39.53,618 | 2 | 3 | Кими Райкконен | McLaren MP4-20 | 56 | + 04,015 | 3 | 9 | Ральф Шумахер | Toyota TF105 | 56 | + 25,376 | 4 | 2 | Джанкарло Физикелла | Renault R25 | 56 | + 26,114 | 5 | 14 | Кристиан Клиен | Red Bull RB1 | 56 | + 31,839 | 6 | 11 | Фелипе Масса | Sauber C24 | 56 | + 36,400 | 7 | 10 | Марк Уэббер | Williams FW27 | 56 | + 36,842 | 8 | 4 | Дженсон Баттон | BAR Honda 007 | 56 | + 41,249 | 9 | 7 | Дэвид Култхард | Red Bull RB1 | 56 | + 44,247 | 10 | 16 | Жак Вильнев | Sauber C24 | 56 | + 59,977 | 11 | 19 | Тиаго Монтейро | Jordan EJ15B | 56 | + 84,648 | 12 | 8 | Рубенс Баррикелло | Ferrari F2005 | 56 | + 92,812 | 13 | 13 | Антонио Пиццония | Williams FW27 | 55 | + 1 круг | 14 | 20 | Роберт Доорнбос | Minardi PS05 | 55 | + 1 круг | 15 | 12 | Ярно Трулли | Toyota TF105 | 55 | + 1 круг | 16 | 18 | Кристиан Альберс | Minardi PS05 | 51 | + 5 кругов | 17 | 17 | Такума Сато | BAR Honda 007 | 34 | Сход | 18 | 15 | Нарайн Картикеян | Jordan EJ15B | 28 | Вылет | 19 | 5 | Хуан-Пабло Монтойя | McLaren MP4-20 | 24 | Сход | 20 | 6 | Михаэль Шумахер | Ferrari F2005 | 22 | Вылет |
|
| Кубок конструкторов – итоговая таблица |
1 | Команда | Китай | Всего | Renault | 15 | 191 | 2 | McLaren | 8 | 182 | 3 | Ferrari | 0 | 100 | 4 | Toyota | 6 | 88 | 5 | Williams | 2 | 66 | 6 | BAR | 1 | 38 | 7 | Red Bull | 4 | 34 | 8 | Sauber | 3 | 20 | 9 | Jordan | 0 | 12 | 10 | Minardi | 0 | 7 |
|
| Чемпионат пилотов – итоговая таблица |
1 | Пилот | Китай | Всего | Фернандо Алонсо | 10 | 133 | 2 | Кими Райкконен | 8 | 112 | 3 | Михаэль Шумахер | 0 | 62 | 4 | Хуан-Пабло Монтойя | 0 | 60 | 5 | Джанкарло Физикелла | 5 | 58 | 6 | Ральф Шумахер | 6 | 45 | 7 | Ярно Трулли | 0 | 43 | 8 | Рубенс Баррикелло | 0 | 38 | 9 | Дженсон Баттон | 1 | 37 | 10 | Марк Уэббер | 2 | 36 | 11 | Ник Хайдфельд | 0 | 28 | 12 | Дэвид Култхард | 0 | 24 | 13 | Фелипе Масса | 3 | 11 | 14 | Жак Вильнев | 0 | 9 | 15 | Кристиан Клиен | 4 | 9 | 16 | Тиаго Монтейро | 0 | 7 | 17 | Александр Вюрц | 0 | 6 | 18 | Нарайн Картикеян | 0 | 5 | 19 | Кристиан Альберс | 0 | 4 | 20 | Педро де ла Роса | 0 | 4 | 21 | Патрик Фризахер | 0 | 3 | 22 | Антонио Пиццония | 0 | 2 | 23 | Такума Сато | 0 | 1 | 24 | Витантонио Лиуцци | 0 | 1 | 25 | Роберт Доорнбос | 0 | 0 | 26 | Энтони Дэвидсон | 0 | 0 | 27 | Рикардо Зонта | 0 | 0 |
|
Владимир Некрасов
Фото AFP и Toyota