Тесты «Формулы-1»: Зимняя сессия
Для болельщиков «Формулы-1» ежегодная зимняя пауза – время довольно тоскливое. А вот самим командам и пилотам скучать некогда – межсезонье практически полностью посвящено пробным заездам. Побывать на одной из таких тестовых сессий удалось и нам…
Для болельщиков «Формулы-1» ежегодная зимняя пауза – время довольно тоскливое. А вот самим командам и пилотам скучать некогда – межсезонье практически полностью посвящено пробным заездам. Побывать на одной из таких тестовых сессий удалось и нам… |
Парадоксально, но факт налицо: при том, что о зимних тестах «формульных» команд постоянно пишут, говорят и рассказывают по телевидению, поприсутствовать на них удавалось очень немногим людям. Обстановка строжайшей секретности (в некоторых случаях граничащая чуть ли не с паранойей) царит в мире «Формулы-1» уже многие годы. Поэтому отказаться от любезного приглашения компании «Тойота Украина» поприсутствовать на части тестовой программы команды Panasonic Toyota Racing мы просто не могли. Тем более что в преддверии гоночного сезона-2005 именно эта команда вызывает едва ли не самый большой интерес специалистов и просто наблюдателей.
С чистого листа
В мире «Формулы-1» Toyota сегодня занимает уникальное положение. Во-первых, это одна из всего лишь трех команд, самостоятельно разрабатывающих и шасси, и двигатели для своих болидов. Однако если две другие – Ferrari и Renault – имеют многолетний опыт пребывания в «Ф-1», то Toyota провела свой первый Гран-при всего три года назад, спроектировав машину с чистого листа. Будучи самой молодой из команд, принимавших участие в чемпионате-2004, Toyota напрочь лишена свойственной новичкам застенчивости и дрожи в коленках. Уже на втором году своего пребывания в «Формуле-1» японская конюшня смогла, например, занести в свой актив несколько кругов лидирования в гонке (это, как мы помним, удалось Кристиано да Матте во время Гран-при Великобритании 2003 года). Мало? Но другие не могут добиться этого даже за полтора-два десятка лет!
Другой момент, заставляющий обратить пристальное внимание на Toyota, – ее нынешний пилотский состав. В свой четвертый сезон в «Ф-1» команда вступит как никогда сильной – ее боевыми гонщиками стали не нуждающиеся в представлениях Ральф Шумахер и Ярно Трулли. Сам по себе факт, что столь многоопытные и быстрые пилоты поверили в перспективность молодой команды, говорит о многом. Ну а все эти аргументы вместе взятые позволяют Toyota с полным правом называться наиболее динамично развивающейся командой нынешней «Формулы-1».
Первым делом – журналисты
Вот поэтому я лечу в Валенсию, испытывая изрядное нетерпение и любопытство. Почему именно в Валенсию? Дело в том, что автодром «Рикардо Тормо», расположенный здесь, является одной из трех излюбленных трасс большинства «формульных» команд. Две другие тоже находятся в Испании, в Барселоне и Хересе; и все они как нельзя лучше подходят именно для межсезонных тестов. Во-первых, будучи разными по конфигурации, средней скорости и жесткости покрытия, эти трассы дополняют друг друга, что позволяет командам получать информацию о поведении машины в разных условиях. Немаловажно и то, что все эти автодромы расположены на юге Европы, где даже зимой температура воздуха редко опускается ниже +10 градусов. Третье достоинство также имеет «географический» характер – поскольку штаб-квартиры команд «Ф-1» располагаются в Великобритании, Германии или Италии, путь от завода до трассы занимает немного времени и не требует сверхусилий от логистиков.
Поскольку на место я прибываю, когда солнце уже клонится к закату, о тестовых заездах на сегодня речь не идет. Зато есть возможность пообщаться с гонщиками и руководителями Toyota, которые вот-вот вернутся с трассы в отель. На небольшом приеме, устроенном для нас командой, довольно много журналистов, поэтому пилоты, что называется, «нарасхват». Интервью проходят несколько сумбурно, но в этом есть свой шарм – по крайней мере, атмосфера царит теплая и доверительная, что так непохоже на традиционные сухие пресс-конференции.
А уже на следующее утро мы отправляемся на автодром. В течение нескольких тестовых дней Ральф и Ярно вместе с официальными тест-пилотами Toyota Рикардо Зонтой и Оливье Пани будут наматывать по «Рикардо Тормо» круг за кругом. Поскольку среди «формульных» команд существует джентльменское соглашение о том, что на трассе одновременно могут находиться только две машины одной команды, вся четверка «тойотовцев» постоянно меняется за рулем двух шасси, Toyota TF105/02 и Toyota TF105/03. Что же именно они тестируют? Чтобы разобраться в этом, нужно вернуться на несколько месяцев назад, во вторую половину 2004-го.
Надежность или скорость?
Сезон-2005 в «Формуле-1» окажется, пожалуй, самым непредсказуемым за последние несколько лет – ведь по окончании чемпионата 2004 года FIA внесла в технический и спортивный регламенты «Ф-1» весьма существенные изменения. Уравняв в некоторой мере шансы всех команд, в то же время федерация добавила им головной боли. Ни для кого не секрет, что работа над очередной машиной начинается задолго до ее гоночного дебюта – к примеру, Toyota занялась созданием модификации TF105 еще весной минувшего года; а уже в июне прошли первые продувки в аэродинамической трубе. Именно поэтому конструкторы попали в довольно сложную ситуацию – с одной стороны, при разработке новой машины надо было попытаться учесть грядущие изменения; с другой, о том, какими именно они будут, достоверно никто не знал…
Теперь становится понятным, что нынешние зимние тесты – пожалуй, самые напряженные за последнее время. «Если вывести машину на трассу достаточно рано, – объясняет мне технический директор команды Майк Гаскойн, – у команды будет больше времени, чтобы тестировать болид и таким образом повышать его надежность. С другой стороны, отложив дебют с целью подольше поработать на заводе и в аэродинамической трубе, можно добиться большего прогресса в скорости». Надежность или скорость? Непростой выбор. Toyota решила его в пользу первого варианта, представив новый болид первой среди всех команд «Ф-1» – еще 8 января.
И вот уже больше месяца продолжаются тесты – в основном испытания касаются моторов и шин. Новый регламент обязывает команды использовать один двигатель в течение двух Гран-при; кроме того, запрещена смена покрышек во время гонки. Это означает, что моторы должны стать гораздо надежнее, а шины – прочнее. Но если разработка новых покрышек – головная боль Michelin, то созданием двигателя Toyota, в отличие, скажем, от McLaren или Williams, занимается самостоятельно. По словам главного моториста команды Луки Марморини, ресурс двигателя RVX-05 по сравнению с его предшественником увеличился вдвое – а значит равен примерно 1500 км. Такой прирост надежности стал возможным благодаря не только работе конструкторов, но и четверки пилотов, терпеливо наматывающих круг за кругом в Барселоне, Хересе и здесь, в Валенсии. Как отмечает Гаскойн, переоценить информацию, получаемую от пилотов, попросту невозможно.
Скоро в бой!
За несколько дней, которые Toyota проводит в Валенсии, Ральф, Ярно, Рикардо и Оливье проезжают все вместе более 2500 км. Короткий, буквально двухдневный отдых – и новые тестовые сессии; сначала в Хересе, затем в Барселоне… А там и Мельбурн не за горами! Первый этап чемпионата мира, где японская команда впервые в этом году столкнется с соперниками в боевом режиме, состоится 6 марта. Там и станет ясно, насколько успешно та или иная команда «Ф-1» сдала свою «зимнюю сессию»…
|
|
Panasonic Toyota Racing | |
| |
Toyota TF105 |
|
Итоги тестов Toyota в Валенсии 1 – 5 февраля 2005 года |
|
Майк Гаскойн: «Я не нервничаю»
«Автоцентр»: Майк, Вы довольны дебютом TF105?
Майк Гаскойн: В настоящий момент – да. Гонщики хорошо отзывались об управляемости новой машины, особенно в отношении заднего моста. Все, что они нам рассказали, соответствовало тому, чего мы ожидали; информация, собранная в аэродинамической трубе, подтвердилась. Что касается надежности, эта машина также внушает доверие. Если говорить о скорости, нам нужно еще немало поработать с ней, но старт был довольно неплохим.
«АЦ»: Вы упомянули о новых правилах. Как они отразились на разработке нового болида?
М. Г.: Самые значительные перемены произошли в области аэродинамики; наиболее заметны изменения переднего крыла, заднего крыла и диффузора. Чтобы справиться с этими нововведениями, мы уделили больше внимания работе в аэродинамической трубе. Первоначально из-за нового регламента мы потеряли около 25% прижимной силы, но боремся за то, чтобы максимально уменьшить эти потери к первой гонке сезона в Австралии, а затем последовательно работать над этим на протяжении года.
Улучшения мы добились и в других областях. Продолжалась работа по повышению общей прочности шасси, мотора и трансмиссии, принимая во внимание ужесточившиеся требования FIA по безопасности. Густав (Брюннер – прим. автора) и его команда предприняли большие усилия, особенно при работе над задней частью болида, поскольку именно она, как нам казалось, была одним из наших слабых мест в прошлом сезоне. Кроме того, мы сконцентрировались на создании более легкой и прочной коробки передач.
«АЦ»: Считаете ли Вы изменения в регламенте разумными и целесообразными?
М. Г.: В целом, да, однако в новом регламенте много… как бы это сказать… лазеек. Например, там сказано, что, начиная с сезона 2005 года, единственный комплект покрышек для каждого гонщика должен выдержать квалификацию и гонку без замен. Но может ли команда переставлять покрышки «слева направо» во время пит-стопа? Это считается заменой резины? А если вам нужно сменить покрышки из-за прокола, вы можете сделать это во время дозаправки или только после? Вопросов достаточно…
«АЦ»: Во время работы в Renault Вы внедрили схему с двумя конструкторскими бюро. Используете ли такой же принцип в Toyota?
М. Г.: Да, несомненно. Почти сразу же после того, как была представлена TF104, мы решили назначить две проектные группы, одна из которых сосредоточилась на доводке TF104, позднее TF104B, а другая под руководством Густава Брюннера сконцентрировала свои усилия на TF105. После появления нового регламента команда приняла стратегическое решение в середине сезона 2004 года заморозить доработку шасси TF104B и переключить все свое внимание на TF105. Это был риск, но он окупится и даст немалые плоды в будущем сезоне. Я чувствую, что наша позиция намного сильнее, чем соперников.
«АЦ»: А можно ли по результатам тестов получить реальное представление о скорости команды по сравнению с конкурентами?
М. Г.: Мы работаем не для того, чтобы отвечать на действия соперников; мы занимаемся тем, что стараемся максимально использовать свой потенциал. Типичная программа тестов заключается в том, что на одной машине мы пробуем одни настройки, на второй – прямо противоположные. Некоторые команды применяют иные методы тестов, из-за которых они показывают другое время на круге, к тому же условия на трассе существенно меняются на протяжении дня. Тем не менее, отрывы между командами очень малы.
«АЦ»: TF105 – первая машина Toyota, разработка которой проходила полностью под Вашим руководством. Ощущаете ли Вы какое-то давление из-за этого?
М. Г.: Toyota подписала со мной контракт, когда я был в Renault – команде, которая выигрывала гонки. Естественно, и Toyota ожидает от меня серьезных результатов, и это можно назвать давлением. Но, честно говоря, я не нервничаю…