Бельгийская гонка, как это обычно и бывает, стала одним из самых захватывающих этапов сезона. Но почему-то на этот раз запомнились не столько смелые обгоны и отточенный пилотаж, сколько нелепые ошибки многих гонщиков и их боссов…
| | Бельгийская гонка, как это обычно и бывает, стала одним из самых захватывающих этапов сезона. Но почему-то на этот раз запомнились не столько смелые обгоны и отточенный пилотаж, сколько нелепые ошибки многих гонщиков и их боссов… |
От Гран-при Бельгии ожидали чего-то особенного – ведь впервые в этом сезоне пилотам пришлось выступать на мокрой трассе. Предваряющая заезд «Формулы-1» гонка серии GP2 вообще проходила под таким ливнем, что пелотон был вынужден стартовать за пейс-каром! К двум часам по местному времени дождь прекратился, однако нависший над автодромом в Спа туман и водяные шлейфы, тянувшиеся за каждой проезжающей машиной, сводили видимость на трассе практически к нулю. В этих условиях особенно важным было правильно выбрать тип резины. Поскольку запрет на смену покрышек по ходу гонки не распространяется на «дождевые» этапы, большинство пилотов решило стартовать на промежуточных шинах, рассчитывая заменить их «сухими», если дождь не возобновится, или «мокрыми» – если он грянет с новой силой.
Почти по Джеку Лондону
Естественно, на влажной трассе резко возрастала опасность столкновения в первом же повороте La Source, куда обычно стараются протиснуться одновременно все пилоты. Однако это проблемное место пелотон прошел на удивление чисто и без потерь. Гонщики McLaren, впервые после Гран-при Сан-Марино 2001 года занявшие два первых места на стартовой решетке, слетанной парой понеслись вперед (Хуан-Пабло впереди, Кими за ним); остальные, слегка потолкавшись, растянулись следом. Самое интересное только начиналось…
В течение первого десятка кругов ситуация была довольно стабильной – активничал, пожалуй, только Джанкарло Физикелла. Из-за вынужденной замены мотора итальянец стартовал не третьим, согласно своему квалификационному времени, а тринадцатым, поэтому ему только и оставалось, что «с боем» прорываться наверх. И поначалу Физико это удавалось – за несколько кругов он последовательно обошел Марка Уэббера, Дэвида Култхарда, Фелипе Массу и Дженсона Баттона. Однако десятый круг Джанкарло не завершил…
Вылетев боком с трассы в верхней точке поворота Eau Rouge, Физикелла вдребезги разбил свой болид, чем вызвал появление сэйфити-кара. В McLaren отреагировали на это просто гениально – в то время как Монтойя на всех парах помчался в боксы на дозаправку, Райкконен замедлился до скорости нетрезвого пешехода. Поскольку обгоны под пейс-каром запрещены, следом за ним притормозил и весь пелотон. Это привело к тому, что, когда Хуан-Пабло уже покидал боксы, Кими только-только туда доехал! В итоге McLaren дозаправил на одном круге две машины, ни минутки на этом не потеряв. И, как писал в свое время Джек Лондон в рассказе «Дочь северного сияния», «…весь город, наблюдавший за ними, клялся, что это была чистая работа».
Что такое «не везет»
Впрочем, под сэйфити-каром дозаправились не только «серебристые» – это проделал почти весь пелотон. Почти, да не весь. К примеру, в боксы не поехал Жак Вильнев – как выяснилось впоследствии, Sauber предложил ему тактику единственной дозаправки, и совершать ее на 11-м круге было, конечно, рано. Тактика в итоге сработала – посетив боксы лишь раз, на 20-м круге, канадец, стартовавший четырнадцатым, финишировал шестым. Но есть один момент, о котором, возможно, задумались немногие. А если бы Физикелла вылетел с трассы позже? Если бы пейс-кар появился на трассе именно тогда, когда у Вильнева был запланирован пит-стоп? В это трудно поверить, но при определенном стечении обстоятельств Жак мог оказаться на подиуме или даже выиграть эту гонку!
Но хватит домыслов – в реальности после ухода пейс-кара гонку вел Монтойя. На хвосте у него некоторое время повисел Ральф Шумахер, шедший на три дозаправки и потому располагавший более легкой машиной. Впрочем, бывший напарник Ральфа уверенно отбил все его атаки, и через некоторое время Шумахер-младший ни с чем отправился в боксы. И вот тут-то Toyota и совершила одну из тех нелепых ошибок, с упоминания о которых мы начали наш обзор. То ли команда решила, что асфальт уже достаточно подсох, то ли сам Ральф попросил об этом по радио, переоценив свои силы, но во время дозаправки ему поставили «сухой» комплект резины! Вернувшись на трассу, Шумахер тут же потерял машину, вылетел на траву и, осознав свою ошибку, вновь отправился в боксы – менять покрышки обратно… Естественно, после этого о подиуме, на который немец реально претендовал, можно было забыть – хорошо, хоть в восьмерку Ральфу удалось попасть.
С криком «Банзай!»
Гораздо хуже пришлось Шумахеру-старшему, которого после ухода пейс-кара самым наглым образом вышиб с трассы Такума Сато. Опоздав с торможением перед La Source, японец врезался в задний спойлер действующего (пока!) чемпиона мира и «отбуксировал» его на обочину. К счастью Сато, на этот раз Шумми был настроен на удивление миролюбиво, и драться, как это было с Култхардом в 1998 году, не полез, ограничившись парой «ласковых» слов и легким шлепком по шлему Такумы – дескать, что ж ты наделал, балбес… Гораздо строже оказались стюарды гонки, наказав Сато потерей десяти позиций на старте следующего Гран-при.
В тот момент никто не знал, что через несколько кругов произойдет еще один подобный инцидент. К концу гонки трасса стала подсыхать, и некоторые пилоты решили поменять резину на «сухую». Теперь это уже имело смысл – скорость сменивших покрышки гонщиков резко возросла. В связи с этим возникла нетипичная ситуация – пилоты, отстающие на круг, стали догонять и атаковать лидеров. Но если подобная схватка между круговым Кристианом Клиеном и Фернандо Алонсо закончилась мирно, то другой отстающий, Антонио Пиццония, пытаясь вернуться в один круг с Монтойей, переусердствовал и просто вышвырнул колумбийца с трассы! И это за четыре круга до финиша! Кошмарное окончание блестяще проведенного уик-энда… Пиццонию, правда, тоже наказали (штрафом в $8000), однако Хуану-Пабло и его команде от этого легче не стало.
Конечно, победа от McLaren никуда не делась – Гран-при взял Кими. Однако его главный конкурент, Фернандо, финишировал вторым, и McLaren отыграл у Renault всего два очка. А ведь не сойди Монтойя, лидер в Кубке конструкторов поменялся бы. Теперь же для завоевания такого желанного титула Алонсо достаточно в трех гонках набрать всего шесть очков, при этом Райкконена не спасут даже три победы. Легко предположить, что чемпион станет известен уже на следующей гонке, в Бразилии, после чего нам останется наблюдать лишь за борьбой в Кубке конструкторов…
Статистика |
Гран-при Бельгии, Спа, 10-11 сентября 2005 года Проводится с 1950 года Дистанция 306,927 км (44 круга по 6976 м) Победитель гонки: К. Райкконен (1:30.01,295 с, средняя скорость 204,568 км/ч) Поул-позишн: Х-П. Монтойя (1.46,391 с) Быстрейший круг в гонке: Р. Шумахер (1.51,453 с) Рекорд круга в гонке: К. Райкконен (1.45,108 с, 2004 год) |
|
|
| Итоговые результаты Гран-при Бельгии |
Поз. | Место на старте | Пилот | Машина | Круги | Время (ч:мин.с)/причина схода | 1 | 2 | Кими Райкконен | McLaren MP4-20 | 44 | 1:30.01,295 | 2 | 4 | Фернандо Алонсо | Renault R25 | 44 | + 28,394 | 3 | 8 | Дженсон Баттон | BAR Honda 007 | 44 | + 32,077 | 4 | 9 | Марк Уэббер | Williams FW27 | 44 | + 69,167 | 5 | 12 | Рубенс Баррикелло | Ferrari F2005 | 44 | + 78,136 | 6 | 14 | Жак Вильнев | Sauber C24 | 44 | + 87,435 | 7 | 5 | Ральф Шумахер | Toyota TF105 | 44 | + 87,574 | 8 | 19 | Тиаго Монтейро | Jordan EJ15B | 43 | + 1 круг | 9 | 16 | Кристиан Клиен | Red Bull RB1 | 43 | + 1 круг | 10 | 7 | Фелипе Масса | Sauber C24 | 43 | + 1 круг | 11 | 20 | Нарайн Картикеян | Jordan EJ15B | 43 | + 1 круг | 12 | 18 | Кристиан Альберс | Minardi PS05 | 42 | + 2 круга | 13 | 17 | Роберт Доорнбос | Minardi PS05 | 41 | + 3 круга | 14 | 1 | Хуан-Пабло Монтойя | McLaren MP4-20 | 40 | столкновение | 15 | 15 | Антонио Пиццония | Williams FW27 | 39 | столкновение | 16 | 3 | Ярно Трулли | Toyota TF105 | 34 | вылет | 17 | 11 | Дэвид Култхард | Red Bull RB1 | 18 | двигатель | 18 | 6 | Михаэль Шумахер | Ferrari F2005 | 13 | столкновение | 19 | 10 | Такума Сато | BAR Honda 007 | 13 | столкновение | 20 | 13 | Джанкарло Физикелла | Renault R25 | 10 | вылет |
|
| Кубок конструкторов |
1 | Команда | Бельгия | Всего | Renault | 8 | Позиция не изменилась | 152 | 2 | McLaren | 10 | Позиция не изменилась | 146 | 3 | Ferrari | 4 | Позиция не изменилась | 90 | 4 | Toyota | 2 | Позиция не изменилась | 80 | 5 | Williams | 5 | Позиция не изменилась | 59 | 6 | BAR | 6 | Улучшение позиции | 31 | 7 | Red Bull | 0 | Ухудшение позиции | 27 | 8 | Sauber | 3 | Позиция не изменилась | 17 | 9 | Jordan | 1 | Позиция не изменилась | 12 | 10 | Minardi | 0 | Позиция не изменилась | 7 |
|
| Чемпионат пилотов (десятка) |
1 | Пилот | Бельгия | Всего | Фернандо Алонсо | 8 | Позиция не изменилась | 111 | 2 | Кими Райкконен | 10 | Позиция не изменилась | 86 | 3 | Михаэль Шумахер | 0 | Позиция не изменилась | 55 | 4 | Хуан-Пабло Монтойя | 0 | Позиция не изменилась | 50 | 5 | Ярно Трулли | 0 | Позиция не изменилась | 43 | 6 | Джанкарло Физикелла | 0 | Позиция не изменилась | 41 | 7 | Ральф Шумахер | 2 | Позиция не изменилась | 37 | 8 | Рубенс Баррикелло | 4 | Позиция не изменилась | 35 | 9 | Дженсон Баттон | 6 | Улучшение позиции | 30 | 10 | Марк Уэббер | 5 | Улучшение позиции | 29 |
|
Владимир Некрасов
Фото AFP, EPA/UPG и команд-участниц