КРАЗ: Тройная проверка
В последнее время на ХК «АвтоКрАЗ» было создано несколько новых интересных самосвалов. Чтобы познакомиться с этими машинами поближе, мы отправились на их родину – в Кременчуг. |
Самыми первыми автомобилями
кременчугской марки были самосвалы. В дальнейшем завод довольно долго
выпускал одну-единственную модель подобного типа – КрАЗ-222, а затем –
КрАЗ-256. Сегодня же ХК «АвтоКрАЗ» предлагает широкую гамму самосвалов
– более десятка базовых моделей.
Наши подопытные
«АвтоКрАЗ» не поскупился и отдал нам «на расправу» сразу три самых свежих
своих самосвала, выпущенных опытно-промышленной партией.
Автомобиль КрАЗ-65033-051-02 предназначен для перевозки строительных,
сыпучих и навалочных грузов. Задняя подвеска у него усилена. От своих
собратьев он отличается задними колесами – они односкатные, благодаря
чему значительно улучшается проходимость по снегу и слабым грунтам. Ведь
машина прокладывает не две колеи, а одну – и сопротивление движению уменьшается.
Кроме того, автомобиль полноприводный, со всеми блокировками дифференциалов.
Короче говоря, как раз такой, какой нужен газовикам, нефтяникам и прочим
первопроходцам.
Более ранний вариант данного самосвала оснащался отечественными широкопрофильными
шинами размерностью 135х550-533. Но эти «лапти» делали машину излишне
широкой – 2720 мм, из-за чего она не годилась для дорог общего пользования,
на которых, как известно, ширина транспортного средства не должна превышать
2500 мм. Тогда заводчане стали искать более узкие шины. Однако в СНГ таковых
не оказалось, так что пришлось взять французскую «обувку» Michelin (16.00R20).
При этом появилась возможность увеличить грузоподъемность самосвала почти
в полтора раза – с 13,1 до 18 т.
Итак, машина вписалась в требуемые габариты. Кроме того, она получила
доработанные световые приборы, боковую противоподкатную защиту, 330-сильный
двигатель Евро 2. И теперь самосвал полностью пригоден для работы не только
на местности, но и на дорогах общего пользования – по крайней мере, в
СНГ.
Для участия в тендерах, объявляемых в странах дальнего зарубежья, «АвтоКрАЗу»
нужны автомобили с двигателями производства ведущих западных фирм. Ведь
сервис подобных агрегатов во многих странах хорошо налажен.
Модель КрАЗ-6127С4-Д10 грузоподъемностью 12,7 т – первая попытка установить
на кременчугский самосвал дизель Volvo (270 л. с.). К счастью, первый
блин не вышел комом: автомобиль получил высокую оценку иностранных специалистов.
Теперь главная задача – грамотно продвигать его на соответствующие зарубежные
рынки.
Четырехосный самосвал КрАЗ-7133С4-021 (8х4) создан для тяжелой работы
– в дорожном и промышленном строительстве, на разработках полезных ископаемых
и т. д. Шасси у него практически такое же, как и у появившегося ранее
самосвала «общего назначения» (8х4). Однако кузов в соответствии с «новой
профессией» совершенно другой, приспособленный для грузов с большим удельным
весом – до 2 т/м куб. С одной стороны, он более прочный, а с другой, имеет
меньшую емкость – 14 кубов вместо 20-ти. Грузоподъемность при этом осталась
прежней – 21 т, но задняя подвеска усилена.
Новый у машины и гидроподъемник. На нашем самосвале он был харьковского
производства, но может быть установлен и другой – например, фирмы Hyva.
К слову, конструкторы «АвтоКрАЗа» задались идеей создания универсального
ряда подъемников, любой из которых можно установить на одни и те же крепежные
места.
В карьере
Место для знакомства с новыми самосвалами было выбрано – лучше не придумаешь.
Громадный горнодобывающий карьер – с глубиной выработки 120 м, с отвесными
скалами, между которыми петляют крутые серпантины, усыпанные каменными
глыбами. Тест был достаточно серьезным: с погрузкой породы, транспортировкой
ее по сложному маршруту и выгрузкой в положенном месте.
Уже стало притчей во языцех: КрАЗ везет столько, сколько в него влезет.
И надо сказать, самосвалы загружали от души. Шестикубовый ковш шагающего
экскаватора щедро насыпал в кузов породу – до тех пор, пока «шапка» не
начинала осыпаться.
Живописные серпантины на поверку оказались настолько ухабистыми, что
вполне могли «составить конкуренцию» участкам полигона в подмосковных
Бронницах, где армейские вездеходы специально испытывают на прочность
несущих систем (рам, корпусов и др.) и балок мостов. Тем не менее в карьере
КрАЗы все испытания выдержали. Ходовая работала в тяжелом режиме с резко
переменными нагрузками, но ни разу не подвела.
Меньше всего тряска ощущалась на 4-осной машине, благо там сиденье водителя
было с пневмоподвеской. А вот на «трехосках» с механической подвеской
кресел нам доставалось по полной программе.
Понятно, что по таким «автобанам» быстро не поедешь. Скорость не превышала
40 км/ч. Тяжело груженые машины мы вели на передачах нижнего ряда (с 1-й
по 4-ю). Чаще всего пользовались третьей, а на особо трудных участках
и в поворотах переходили на вторую. Эксперименты с лихими виражами в наши
планы не входили, но все-таки осталось впечатление, что 4-осный самосвал
наиболее устойчив в поворотах (и проходит их с большим радиусом), а машина
на односкатных колесах – наименее. Зато благодаря полному приводу она,
несомненно, отличалась лучшей проходимостью в условиях карьера.
Для «четырехоски» полной массой 36,6 т мотор ЯМЗ в 330 л. с., пожалуй,
слабоват. При движении на подъемах хотелось, чтобы удельная мощность машины
была повыше. Тем не менее газовали мы, стараясь не выходить из зеленой
зоны тахометра. И все-таки мотор перегрелся. Останавливаем самосвал и
видим: правое переднее колесо – в облаке пара, а из тонкой резиновой трубочки
перед ним льется кипяток. В чем дело? Оказалось, что нашей вины здесь
нет: отказал привод вентилятора системы охлаждения. Что ж, бывает, машина
есть машина.
«Легкий» руль, оснащенный мощным гидроусилителем, позволял без проблем
маневрировать на сложной трассе. Что касается других органов управления
(педалей и рычага КПП), то они у КрАЗов, как говорится, предназначены
для настоящего мужчины – требуют определенных усилий. Правда, у машины
с мотором Volvo педаль газа была поменьше и помягче, да и 8-ступенчатая
коробка передач R 1500 переключалась легче.
Сам двигатель Volvo оставил неплохое впечатление. На наш взгляд, он
гибче в работе, чем ярославский турбодизель. Правда, у ЯМЗ был перевес
в мощности (330 л. с. против 270 л. с.). Но поскольку полная масса машины
с мотором Volvo на 7 т меньше, разница в «лошадях» практически не ощущалась.
Ближе к вечеру небо над карьером заволокли тучи. На улице парило, видно,
на дождь, а в кабине было еще жарче – воздух поступал только из приоткрытого
левого окна. На более эффективную вентиляцию мы не решались из-за густой
пыли, поднимаемой гигантскими БелАЗами, которые деловито сновали туда-сюда.
Утешала лишь мысль, что по заказу в кабине можно установить кондиционеры
разных марок. И вот тогда-то водитель вздохнет с облегчением…
65033-051-02 (6х6)
|
|
6127С4-Д10 (6х4)
|
|
7133С4-021 (8х4)
|
|
КрАЗ | 65033-051-02 | 6127С4-Д10 | 7133С4-021-02 |
|