В Украине построят 10 индустриальных парков, среди которых и автомобильный
Для локализации производства автомобильных комплектующих на территории Украины, Государственное агентство по инвестициям и управлению Национальными проектами Украины (Госинвестпроект) реализует Национальный проект «Индустриальные парки», в рамках которого предусмотрено создание производственных площадок для развития автомобильной отрасли Украины. Об этом в ходе конференции AutoProm 2013 заявил глава Госинвестпроекта Владислав Каськив. «Наша страна имеет ряд конкурентных преимуществ, которые вызывают интерес у инвесторов в автомобильной индустрии. Среди них – местонахождение страны на пересечении рынков между ЕС и Таможенным Союзом, наличие большого внутреннего рынка и высококвалифицированных работников. Кроме того, особые перспективы для автомобильной индустрии в Украине откроются после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС».
Количество индустриальных парков пока точно неизвестно, но, по словам Каськива, уже сейчас в Украине начался конкурс на отбор первой десятки. Она будет определена до конца текущего года. «Сейчас мы начали конкурс, чтобы отобрать первые десять индустриальных парков. Очевидно, что среди этой десятки должен быть автомобильный парк, возможно, даже не один, но он обязательно должен быть. Это необходимо для того, чтобы мы могли понять, как в системе отечественного партнерства поддержать украинскую индустрию… Есть потребность в развитии автомобилестроения. Например, такой кластер возник в рамках свободных экономических зон (СЭЗ). Этот институт был ликвидирован, но остались компании, и сегодня они имеют тенденцию к развитию. На сегодняшний день с Украиной ведут переговоры 7-8 компаний с Японии, Германии и Польши, а также ряд компаний, которые уже присутствуют в Украине, и которые планируют расширять свое производство за счет введения новых мощностей. Отрасль есть инвестпривлекательной», – подчеркнул глава Госинвестпроекта.
Отменить спецпошлину нельзя!
Ставки утилизационного сбора останутся прежними
В свою очередь, президент ассоциации Укравтопром Михаил Резник считает, что Украина, в плане создания автомобильного парка, должна перенимать опыт Словении. По его словам, создание кластера, должно дать мощный сигнал зарубежным компаниям по поводу привлекательности ведения бизнеса именно в автопроизводстве. «Кластеры будут сформированы на базе Днепропетровского, Запорожского и Полтавского регионов», – подчеркнул он. «Укравтопром» получил грант на его разработку, и на сегодня завершен первый этап – планирование. «В течение 18-24 месяцев ассоциация должна разработать рабочий проект кластера, с учетом предприятий, которые будут в нем работать», – заявил Резник.
В последнее время производство автомобильных запчастей и компонентов стало одной из самых инвестиционно привлекательных сфер для бизнеса в Украине. Об этом заявил руководитель подразделения Госинвестпроекта InvestUkraine Сергей Евтушенко во время конференции AutoProm 2013. «Изготовление автомобильных запчастей является одной из самых инвестиционно ориентированных отраслей. Сегодня с нами ведут переговоры около 10 -ти крупных компаний из США, Японии, Германии и Польши», – сказал он. Некоторые контракты уже подписаны, и они дадут в 2014 году 150 млн. долларов инвестиций – втрое больше, чем текущем году.
По словам Евтушенко, государство имеет высокий рейтинг по мировому индексу логистической доступности, опережая даже некоторые страны Европейского Союза. Среди преимуществ отечественного рынка он назвал низкие налоги, поскольку Украина имеет второй низкий налог на прибыль компаний и четвертый самый низкий налог на прибыль физических лиц в Европе. Кроме того, затраты на производство в Украине намного ниже, чем в странах ЕС: к примеру, оплата труда в автомобильной отрасли Украины, по сравнению с Чехией в среднем в четыре раза менше.
В то же время стало известно, что компания «Еврокар» с заводом уже начала реализацию проекта по созданию индустриального парка в Соломоново Закарпатской области. «По производству автомобилей мы работаем с концерном Volkswagen Group, компанией Skoda – и от этого никуда не уйдем и будем продолжать. Мы уже практически завершили на нем реализацию проекта по CKD-сборке – это 35-40% локализации производства. Но параллельно мы начали строить индустриальный парк, у нас 50 га земли в долгосрочной аренде, есть генеральный план – будем строить площадки и привлекать иностранных инвесторов для производства комплектующих», – сообщил член наблюдательного совета «Еврокара» Владимир Панов. В числе преимуществ месторасположения парка он, в частности, назвал наличие железной дороги, близость трех государств. Кроме того, в настоящее время компания, среди прочего, ведет строительство трансформаторной подстанции для обеспечения электроэнергией, строит пожарное депо.
По его словам, в рамках проекта «Еврокар» может предложить инвесторам несколько вариантов сотрудничества – все будет зависеть от того, как сложатся с ними отношения. «Мы отработаем инжиниринг и консалтинг таким образом, что когда они придут, то не почувствуют, что находятся в другой стране. А дальше предложим – либо построить производственные цеха, и если есть желание – выкупить их, либо взять в долгосрочную аренду. Если нужна только земля – проведем коммуникации. И буквально через два-три года сможем показать результат – это будет первый опыт создания автокластера в Украине, за которым тут же последуют другие», – отметил он.
Инвестиции в Укравтопром уже в следующем году увеличатся в 3 раза
Кроме того, отметил Панов, «Еврокар» хотел бы создавать совместные предприятия с целью разработки украинских технологий. По его словам, на сегодня интерес к этому проекту уже проявили 65 компаний, которые пока не разглашаются, но в их числе – «всемирно известные транснациональные компании из Японии, Германии, других стран. Это и те компании по производству комплектующих, которые сегодня уже работают в Закарпатье», – заявил он.
По оценке Панова, на реализацию проекта можно привлечь до $700 млн прямых иностранных инвестиций, а также создать 6 тыс. рабочих мест. Интересно, что сейчас украинцы с приграничних территорий ходят на работу в Венгрию, на аналогичный автомобильный кластер. Все они могли бы работать в своей стране. Вместе с тем, он добавил, что в первую очередь необходимо, чтобы заработал закон об индустриальных парках и автомобильный парк был внесен в соответствующий реестр. «Сегодня закон работает почти полтора года, но пока ни один парк не зарегистрирован, реестр не создан», – подчеркнул он.