Авторынок: «Нашемарки» берут реванш
В последние годы доля иномарок на украинском рынке растет, но в структуре регистраций 2004 года российских и украинских автомобилей снова больше, чем зарубежных.
В последние годы доля иномарок на украинском рынке растет, но в структуре регистраций 2004 года российских и украинских автомобилей снова больше, чем зарубежных. |
Традиционно на украинском рынке новых легковушек доминируют автомобили отечественного производства. В 2003 году иномарки несколько опередили выходцев из СНГ, и в первом полугодии 2004-го эта тенденция получила развитие. Но во второй половине прошлого года машины производства СНГ снова начали продаваться лучше, чем иномарки, – сказалась политическая ситуация в стране и приостановка автокредитования. В итоге в прошлом году «нашемарки» снова взяли реванш – пускай на доли процента, но их купили больше, чем автомобилей из дальнего зарубежья.
Какие марки «наши»?
Деление легковушек на «наше-» и иномарки несколько устарело (многие так называемые иномарки уже выпускаются в Украине, в том числе мелкоузловым методом), но данная классификация все же наглядно отображает одну из характерных особенностей рынка. Напомним, что под легковушками из СНГ мы подразумеваем модели, разработанные и до сих пор выпускаемые бывшими советскими автозаводами. К ним относятся автомобили ВАЗ, ЗАЗ, ГАЗ, «Иж», УАЗ. Впрочем, ведущую роль здесь играют всего две марки – ЗАЗ и ВАЗ занимают около 94% этого сегмента и более 47% общего рынка легковушек. Именно благодаря тому, что каждая из них отвоевала на 2% больше рынка, чем год назад, и увеличилось присутствие «нашемарок».
Под иномарками мы подразумеваем автомобили, разработанные за пределами бывшего СССР, даже если их собирают на украинских или российских заводах. На отечественном авторынке среди иномарок безоговорочно лидирует Daewoo. Эта марка занимает 37,5% сегмента иномарок и почти 19% всего украинского рынка новых легковушек. Второе место по итогам 2004 года принадлежит Chevrolet. Остальные пять десятков марок занимают по несколько единиц или даже сотых долей процента общего рынка. Если же в сегменте иномарок выделить автомобили, которые собирают в Украине, то им принадлежит большая доля рынка, чем импортированным.
В городах любят импортное
Изменения предпочтений украинцев в различных регионах существенно влияют на соотношение регистраций машин из СНГ и иномарок. Так, в крупных городах, где уровень доходов выше и сервис более развит, иномарки покупают чаще, чем автомобили «родом» из СНГ. Это справедливо для Киева, Запорожской, Харьковской, Одесской и Днепропетровской областей. В то же время в этих регионах заметен некоторый спад покупательской активности. Близость к западной границе и большое количество привезенных из-за рубежа подержанных иномарок определили также вкусы жителей некоторых пограничных областей – на Закарпатье и Волыни чаще покупают иномарки, чем машины производства СНГ.
В традиционно аграрных районах страны, где фирменный сервис машин зарубежных марок почти не развит, а доходы населения не настолько высоки, как в городах-миллионниках, доля ВАЗов и ЗАЗов составляет более 2/3 местного рынка. Речь идет о Житомирской, Черкасской, Черновицкой, Черниговской, Винницкой, Кировоградской, Ивано-Франковской, Тернопольской, Ривненской, Сумской областях, в которых объемы продаж небольшие (1-2% общеукраинских), зато заметна активизация покупательской способности. Таким образом, активность покупателей из аграрных районов в прошлом году стала одной из причин роста рынка «нашемарок».