Найдем или потеряем?
Тема экономического кризиса у всех на устах. Нашим соотечественникам он уже успел доставить немало беспокойства и реальных проблем. Однако, как известно, любые трудности закаляют. Это касается не только отдельного человека, но и экономики государства.
Тема экономического кризиса у всех на устах. Нашим соотечественникам он уже успел доставить немало беспокойства и реальных проблем. Однако, как известно, любые трудности закаляют. Это касается не только отдельного человека, но и экономики государства.
В олицетворяющей древнейшую цивилизацию китайской письменности понятие «кризис» передается двумя иероглифами – «опасность» и «возможность». И не воспользоваться возможностью в нашем случае было бы крайне неразумно – ведь Украина имеет несколько «дополнительных» шансов для укрепления и дальнейшего развития.
Они приходят и уходят
Если проанализировать состояние мировой экономики за последние три-четыре десятилетия, вырисовывается вполне утешительная для нас картина. Кризисы повторяются каждые десять лет, чередуясь с подъемами – как правило, даже более резкими, чем спады.
Экономика любой из стран периодически вынуждена выбираться из скопища серьезных проблем. Так было в момент энергетического кризиса 1974-го, пересадившего Америку с «дредноутов» на четырехцилиндровые «компакты»; в 1980-м, когда европейский авторынок «просел» на 7%; в 1993-м, когда рецессия привела к невиданному в Старом Свете 17-процентному падению автопродаж…
Но что интересно: при периодических провалах европейского автомобильного рынка общая кривая его развития неуклонно поднимается вверх: от 3 млн. единиц на рубеже 50–60 гг. прошлого века до сегодняшних 14 млн. авто в год. Если судить по этой кривой (и по прогнозам некоторых отечественных аналитиков), очередной циклический подъем начнется в середине 2010 года.
Как и почему
Анатомия экономических кризисов схожа. Вот как выглядело развитие событий в Великобритании в 1993–1994 гг. На фоне удорожания кредитов для населения на 8% снизилась покупательская способность нации. Банки же не могли давать кредиты в тех объемах, в которых их требовал рынок. Ситуация усугубилась подорожанием нефти на 24%. В результате производство товаров сократилось, предприятия начали закрываться.
Покупатели, располагая ограниченными средствами, стали ориентироваться на более дешевую продукцию. В группе самых массовых товаров произошло перепозиционирование ценовых сегментов. В свою очередь, реагируя на это, промышленность перестроилась на массовое производство бюджетных версий товаров. Почувствовав первые признаки оживления на рынке, активизировались и банки, предложив населению больше дешевых кредитов. Так постепенно наступила стабилизация.
Украинский путь
К потребительскому рынку Украины – в том числе и автомобильному – вышеперечисленные выкладки можно применить c некоторыми оговорками. Ведь, в отличие от Европы, на нашем рынке и до кризиса штиля не наблюдалось – он стремительно рос, вздрагивая и шатаясь при каждом намечающемся изменении «околоавтомобильного» законодательства. Бешеная динамика последних двух лет была ненормальной и не соответствовала финансовым реалиям нашего отечества.
Очевидно, после холодного душа рецессии продажи авто в Украине будут отвечать реальному материальному состоянию граждан, а рынок наконец обретет стабильность – хотя его объем может оказаться меньше, чем в 2008 г. С учетом того, что отечественный авторынок так и остался ненасыщенным, его оживление и выход на «штатный режим» может ожидаться ранее, чем в Западной Европе.
Кризисы потрясают мировой рынок раз в десять лет. Развитые страны выходят из них еще более крепкими.
Перспективным для нас выглядит и прогнозируемое смещение акцентов мировых производителей в сторону бюджетной продукции. По статистике, в сентябре-октябре 2008 г., то есть уже перед угрозой финансовых проблем, в Украине увеличились продажи авто ценой $8–19 тыс., в то время как доля ранее активно прогрессировавшего сегмента $19–24 тыс. заметно снизилась. Подобная тенденция имеет место и в Западной Европе, и производители, безусловно, пойдут ей навстречу, увеличивая выпуск бюджетных авто. Так что у нашего потребителя, ориентированного на дешевые машины, «по итогам» кризиса появится более широкий выбор. Но до этих времен придется потерпеть, хотя для нас это будет нелегко – ведь украинцы еще не привыкли к циклическому развитию экономики.
Мнение
Олег Боярин Председатель наблюдательного совета ЗАО «Еврокар» Мировой опыт и законы экономики подтверждают: в свете кризисных явлений на товарном и финансовом рынках потребительские приоритеты неизбежно будут смещаться в сторону Low cost cars – дешевых машин. Потерявший свои прежние доходы клиент тем не менее будет требовать столь же качественные автомобили, но по более низким, доступным для него на тот момент ценам. В соответствии с этим производителям придется пересмотреть свою производственную стратегию в пользу тех или иных более доступных изделий. Возможно, начнут появляться новые, «бюджетные» товары, которые получат относительно массовый спрос даже в условиях ограниченных финансовых возможностей покупателей, что и даст толчок развитию рынка на его новом витке прогресса.
Развитие кризиса 1993 г.* | ||
Основные показатели | Начало кризиса | Окончание кризиса |
Уменьшение потребительской способности | -8% | Увеличение спроса на более доступную продукцию |
Увеличение стоимости нефти | +24% | Снижение стоимости нефти |
Удорожание финансового сервиса для потребителя | Уменьшение кредитоспособности банков | Стабилизация банковской сферы |
Снижение загрузки производственных мощностей | Сокращение мощностей | Изменение продуктовой линейки в сторону бюджетной продукции |
* На примере рынка Великобритании | ||
Итоги | ||
Новая возможность для развития бизнеса: изменение линейки продукции, экспансия в страны Центральной и Восточной Европы. |