Хотя «дакар» образца 2005 года стартует лишь через пару дней, уже сейчас можно утверждать, что он войдет в историю автоспорта как самое грандиозное и массовое соревнование мира. Прием заявок на участие в этой труднейшей гонке, который обычно производится до 20-х чисел декабря, на этот раз был прекращен еще в сентябре!
| | Хотя «дакар» образца 2005 года стартует лишь через пару дней, уже сейчас можно утверждать, что он войдет в историю автоспорта как самое грандиозное и массовое соревнование мира. Прием заявок на участие в этой труднейшей гонке, который обычно производится до 20-х чисел декабря, на этот раз был прекращен еще в сентябре! |
Одна из причин такой популярности – плодотворная работа ASO (Аmauri Sport Оrganisation), организатора «дакара», и журналистов. На последнем марафоне представители СМИ пользовались статусом чуть ли не VIP-персон. Достаточно сказать, что к их услугам были персональные вертолеты, которые могли приземляться по ходу соревнований прямо на трассе! Возможно, именно поэтому в телерепортажах и статьях в прессе «дакар» преподносился уже не как спорт сумасшедших, а как романтическое приключение покорителей стихии.
Вторая, не менее важная причина лавины заявок от потенциальных участников – сама гонка 2004 года, которая едва ли не впервые за всю свою 26-летнюю историю прошла без сбоев и накладок. Организаторы все-таки смогли найти ее оптимальные маршрут, формат и ритм.
Наплыв участников вынудил организаторов принять усиленные меры безопасности. Если раньше гонку сопровождал только один врач, то теперь для медицинских нужд выделены сразу два вертолета. При пересечении Мавритании и Мали караван будут охранять вооруженные силы этих стран. Изменения коснулись и самой ASO – место долгое время руководившего «дакаром» Юбера Ориоля занял Этьен Лавинь, до того возглавлявший службу логистики рейда. Новая метла метет по-новому: как заявил Лавинь, «…марафон возвращается от гонок профессионалов к приключенческому предприятию… Каждый (в нынешнем «дакаре» число частников впервые превысило планку в 80%. – прим. автора) получит возможность встать лицом к стихии. Мы же вроде проводников – без нас альпинистам не покорить Эверест. И мы предлагаем только то, что без нас сделать невозможно».
Маршрутный лист |
Гонка стартует не из тесного новогоднего Парижа, а из куда более просторной Барселоны. Маршрут, который организаторы назвали «классическим и избирательным», сократился на два СУ (минус 500 км), но вовсе не стал легче. После ничего не значащего в спортивном плане пролога по территории Испании (он устроен больше для зрителей), участники сразу же попадут в самое пекло Африки – Марокко. В Мавритании запланировано несколько «слепых» (то есть не прописанных в легенде и с запретом на пользование GPS) допов, где штурманам придется ориентироваться по компасам. Затем предусмотрено несколько этапов в тропических лесах Мали, после которых Сенегал покажется густозаселенным мегаполисом. 8956-километровая гонка должна финишировать 16 января у Розового озера на берегу Тихого океана. В мотокатегориях заявились 238 рейдовиков, в легковой – 468 экипажей, среди грузовиков – 68. Всего в нынешнем «дакаре» поедут 1379 спортсменов против 1229 в 2004 году. |
|
|
Mitsubishi |
Безусловный лидер автомобильного зачета сменил руководство. И это несмотря на то, что в прошлом году Mitsubishi без особых проблем «взял» свой 9-й «дакар». Место Свена Квандта (одного из крупнейших акционеров BMW) занял «политкорректный» Исао Тори. Как и раньше, первыми номерами команды будут победители «дакара» Хироси Масуока (2002 и 2003 гг.) и Стефан Петерансель (2004 г.). Компанию им составит экс-чемпион мира по скоростному спуску Люк Альфан и победитель «дакара»-2004 в… мотозачете Хуан «Нани» Рома. Все они будут выступать на Mitsubishi Pajero/Evo MPR11. Андреа Мейер, единственная женщина-пилот в Mitsubishi Motors Repsol Ats Studios Team, «оседлает» Mitsubishi L200 Pick-up. |
|
|
Nissan |
Как никогда скромно выглядит основной конкурент «трех бриллиантов». Французско-японская команда смогла выставить только три «заводских» Pick-up. Честь марки будут отстаивать Жиниль де Виллерс и чемпионы мира по ралли Ари Ватанен (1981 г.) и Колин МакРэй (1995 г.). Одно время с командой вел переговоры Юбер Ориоль, но французское отделение Nissan не смогло заручиться заводской поддержкой, а значит, гарантировать победителю «дакара» (1992 г.) соответствующий гонорар. За Dessoude, бывшую официальную команду Nissan, будут выступать сразу десять экипажей в профессиональном (T2) и любительском (T1) классах. Ударная сила – Кензиро Синозука, Грегуар де Мевиус и Карлуш Соуза. Пилотские качества всех троих на высоте, но поедут они на Pick-up и Terrano спецификаций 2003-2004 гг. |
|
|
Volkswagen |
А вот немцы денег на «дакар» не жалеют. В компанию к триумфаторам марафона Бруно Саби (1993 г.) и Ютты Кляйншмидт (2001 г.) попал Юха Канкунен. Легендарный «летучий финн» (четыре титула в WRC) умудрился выиграть свой дебютный «дакар» в 1988-м. Четвертый Touareg поведет… звезда NASCAR Робби Гордон. Что ж, сменить овалы на пустыню – серьезное испытание для того, кто считает себя универсальным пилотом. Слухи о том, что «Туареги» будут оснащены W12, не подтвердились – все четыре машины останутся турбодизельными. |
|
|
KTM |
В классе мотоциклов вопрос о победителе вообще не стоит – только КТМ. Интрига лишь в том, кто из его пилотов приедет в Дакар первым. Австрийский концерн собрал под своими знаменами сборную мира: Сирила Деспре, Жана Брюси, Фабрицио Меони, Алфи Кокса, Иво Кастана, Эрика Верхоэфа и Маме Лесс Диало. |
|
|
BMW |
Совсем плохи дела у команды X-Raid, занимающейся подготовкой для ралли-рейдов турбодизельных BMW X5. Хотя в прошлом «дакаре» ее пилоты Альфан и Грегуар де Мевиус неоднократно шли вровень с Mitsubishi, BMW Motorsport так и не пересмотрел свое отношение к марафонам. И это при том, что в 2004 году не очень известный Халиф Аль-Мутави из ОАЭ на BMW X5 3.0 TDI без особых проблем выиграл многоэтапный Кубок мира по ралли-рейдам, обставив фирменные экипажи всех вышеперечисленных команд! Увы, в одиночку приватной X-Raid не осилить самую дорогую гонку в мире. В «дакаре» X-Raid выставит пару X5 3.0 TDI, но вряд ли они смогут добиться прошлогоднего успеха без опытных пилотов. Так, самое большое достижение Хосе Луиса Монтерде – 8-е место в рейде в 2003 году, а Нассера Салеха Аль-Аттийяха – 10-е в 2004-м. |
|
|
Isuzu |
Главная сенсация рейда – дебют Isuzu Clay Regazzioni. Поражает энтузиазм экс-пилота «Ф-1» Клея Регацциони (139 гонок, 5 побед). Несмотря на параплегию (последствия аварии на ГП США в 1980-м, в результате которой он теперь прикован к инвалидной коляске), Клей сумел убедить MIDI – европейского импортера марки – создать «дакаровскую» команду. Сам швейцарец, невзирая на многочисленные старты в марафоне (в 1988-м он выступал на 15-тонной Tatra!), поедет вне зачета. Пилотами приглашены Эди Ориоли, четырежды (в 1988, 1990, 1994 и 1996 годах) выигрывавший рейд, а также Дидье Вильшалан, Анри Дюпера и Николя Ришар. Они будут выступать на готовящихся в Италии пикапах Isuzu D-Max с 3,0-литровыми турбодизелями. |
|
|
Gauloises |
Gauloises – самая большая команда в «дакарах». Ныне, как и последние четыре года, в ее составе экипажи, реально претендующие на победы в категориях. В грузовой Т4 это отец и сын де Рои со своими «летучими голландцами» DAF – самыми быстрыми рейстраками «дакара». В легковом зачете сразу восемь экипажей: опытные марафонцы Стефан Энран (Volkswagen Tarek) и Жан Пьер Стрюго плюс свежеиспеченный чемпион Европы по ралли Симон Жан Жозеф (оба – на Mercedes ML JP Strugo) и дебютантка рейдов Синдели Вейд (Nissan Patrol). Особняком стоят Жаки Луманс и Тьери Делавернь. Голландец – сильнейший из «рейдовиков», выступающих на Bowler Wildcat 290 (Land Rover Defender). Француз же выведет на старт… Renault Megane II, построенный итальянской фирмой Promotech. Машина оснащена полноприводной трансмиссией и 3,5-литровым 270-сильным V6 от Nissan Patrol Rally Rаid. Ударной силой Gauloises станут «лис пустыни» Жан-Луи Шлессер и Хосе Мари Сервиа на сверхлегких заднемоторных «самоделках» Schlesser, на которых Жан-Луи в 1999-2000 гг. умудрялся обставить заводские полноприводные прототипы. Правда, теперь его «багги» оснащено не оборотистым 3,0-литровым V6, а сверхтяговитым 5,4-литровым V8. |
|
|
Грузовой «дакар» |
Наибольшие перемены в регламенте касаются грузового зачета. Теперь скорость траков ограничивается на отметке 150 км/ч (в трак-рейсинге – 160 км/ч). Естественно, это вызвало трудности у лидеров – экипажей КАМАЗа, Tatra, DAF, Renault, IVECO – в частности, при обгоне медленных джиперов-любителей. За скоростью у траков будут следить всевидящие GPS – и наказывать за малейшее (больше 1 км/ч) превышение лимита 5 минутами штрафа! Причем труднее всего придется «камазовской» дружине, поскольку на ярославских двигателях не электронная, а «механическая» система управления, не позволяющая встроить ограничитель оборотов двигателя. То есть о нарушении будут узнавать уже по факту – из GPS. Как и раньше, камские двухосники поведут «в бой» Владимир Чагин, Фирдаус Кабиров и Ильгизар Мардеев. Техника – все те же КАМАЗ-4911. Правда, есть и отличия – «11-е» получили перенастроенную, менее тряскую подвеску и «похудели» на 1,5 центнера (100 кг кузов + 50 кг мотор). Увы, кардинально решить проблему сверхжесткой подвески, по-видимому, не удастся – слишком велики неподрессоренные массы неразрезных мостов. Вопреки обещанию «завязать», на старт выйдет основной конкурент «камазовцев», шестикратный победитель «дакара» Карел Лопрайз, выступающий за Tatra. Чех, как и лидер DAF Йохан де Рой, готовит абсолютно новые грузовики. Наверняка в драку за медали вмешается и возвратившийся в «дакар» IVECO. Итальянцы подготовили пару EuroCargo 140Е24 WS и ангажировали легендарных пилотов, чемпионов мира по ралли Маркку Алена (1983 г.) и Микки Биазиона (1987, 1988 гг.). |
|
|
Сергей Суховский
Фото фирм-производителей
Сергей СуховскийРедактор отделов «Автоспорт» и «Мототехника»В «Автоцентре» я с 2002 года, редактором отделов «Автоспорт» и «Мототехника». Почему именно они? Потому что это два из трех моих самых больших увлечений.Кольцевые автогонки, классическое ралли, ралли-рейды. Сплошь и рядом грубые нарушения техники безопасности и основ прикладной физики. Об автоспорте всегда говорили как о закрытом мирке широкоизвестных в узком кругу личностей. Но именно здесь я нашел верных товарищей, именно здесь понял, что на самом деле означают привычные литературные штампы вроде «триумф победы», «горечь поражений», «боль утраты». Мотоциклы, аквабайки, снегоходы, квадроциклы, скутера... Как шутит Андрей Волощенко: «все что между ног – это к Суховскому». Странно, что никто в редакции больше не разделяет моего второго увлечения. Вся эта спецтехника дарит такое удовольствие от вождения, которое не дано обычным автомобилям. Только на гидроцикле можно «вкладываться» с открытым дросселем в 90-градсный поворот, только квадроцикл «управляется» практически в полете, только скутер дает возможность не замечать киевских пробок и доезжать с Оболони до Шулявки за 8 минут. Поэтому убейте в себе пафос: оставьте свои пятиметровые «лексусы» для вечерних поездок и уикэндов и выезжайте в город на скутере или мотоцикле. И пробки рассосутся сами собой.
Інші матеріали автора
: