Как ни крути, но первое, что приходит в голову при слове «Стамбул» – бессмертная фраза из «Бриллиантовой руки». Аналогия становится полной, если вспомнить, что «Формула-1», как и Семен Семеныч Горбунков, прибыла в Турцию впервые.
| | Как ни крути, но первое, что приходит в голову при слове «Стамбул» – бессмертная фраза из «Бриллиантовой руки». Аналогия становится полной, если вспомнить, что «Формула-1», как и Семен Семеныч Горбунков, прибыла в Турцию впервые. |
Впрочем, нас, в отличие от героев Никулина и Миронова, в турецком мегаполисе интересуют не памятники старины или котрабандное золото, а автодром, построенный неподалеку от Стамбула по проекту… конечно же, архитектора Германа Тильке. Именно он разрабатывал все новые трассы «Формулы-1»: Малайзия, Бахрейн, Китай, а также перепроектированный Хоккенхаймринг. Однако, как единодушно отметили практически все гонщики, при постройке турецкой трассы Тильке превзошел самое себя. Трасса получилась такой же широкой, как, например, «Сахир» или «Сепанг», однако в силу особенностей рельефа местности она изобилует подъемами и спусками, что делает ее похожей на бельгийскую Спа. Интересная конфигурация в сочетании с «неправильным» направлением движения (Турция стала третьей после Бразилии и Сан-Марино страной, где гонка «Ф-1» идет против часовой стрелки) вполне естественно вызвала неподдельное восхищение пилотов.
Однако у любой медали есть и оборотная сторона. Из-за сложного рельефа трассы порывы ветра, и так весьма значительно влияющие на поведение болидов, приобрели тут архиважное значение. К примеру, именно сильный попутный (!) ветер испортил квалификационный круг Дженсону Баттону, который, претендуя на место в первой пятерке, вынужден был стартовать лишь 13-м. На воздушные потоки жаловались и пилоты Ferrari – Рубенс Баррикелло, уходящий в следующем сезоне в BAR, смог показать лишь 11-й результат; а Михаэль Шумахер и вовсе вылетел с трассы и был вынужден довольствоваться предпоследним местом на стартовой решетке. Кстати, занявший последнюю позицию Такума Сато также ошибся в одном из поворотов – возможно, без ветра не обошлось и тут.
Шьорт побьери!
Естественно, всем этим пилотам пришлось прорываться вперед по ходу гонки, что положительно сказалось на ее зрелищности. Взять хотя бы Баттона – он последовательно обогнал Баррикелло, обоих пилотов Red Bull и Ярно Трулли, став в итоге пятым. Что ж, учитывая, что BAR набирает форму, вполне понятно желание Дженсона остаться в этой команде еще на сезон. Единственная загвоздка – контракт на 2006 год с Williams, который Баттон активно пытается оспорить.
А Williams явно не в форме. Неплохие результаты Хайдфельда и Уэббера в квалификации обернулись полным провалом в гонке. Судя по всему, в погоне за скоростью инженеры «сине-белых» пошли на неоправданный риск, то ли слишком сильно понизив давление в задних покрышках, то ли аэродинамически перегрузив заднюю ось. В итоге каждый из пилотов Williams дважды получил прокол правой задней шины (немудрено, что на трассе, изобилующей левыми поворотами, сильнее всего нагружается именно она). Естественно, и тот и другой сошли досрочно; но Ник сделал это «без шуму и пыли», а вот Марк отличился.
Хоть и редко, но в «Формуле-1» бывают ситуации, когда пилот, отстающий на круг, по ходу гонки обгоняет идущих впереди, возвращаясь таким образом в один круг с ними. Именно это пытался сделать на 16-м круге Уэббер с идущим гораздо медленнее его Шумахером-старшим. Вернувшись на трассу после замены покрышки, Марк решил обогнать Михаэля, но получил жесткий отпор. После непродолжительной схватки пилоты столкнулись и вскоре, хоть и не одновременно, но закончили гонку. Случай, казалось бы, ерундовый, но странный. Зачем было Михаэлю столь жестко обороняться – ведь Марк, повторимся, обгонял его, всего лишь возвращаясь в тот же круг? Австралиец все равно не смог бы отыграть этот круг и в любом случае оказался в итоговом протоколе ниже немца! Так какой же смысл в подобной «обороне»?
Облико морале?
Довольно разговоров о середняках – ведь, как это ни печально, вчерашние лидеры Ferrari и Williams обретаются ныне именно в середине пелотона. Борьбу же за победу в Турции, как повелось в последнее время, вели пилоты Renault и MacLaren. Точнее, борьбу за подиум – поскольку относительно фамилии победителя сомнений практически не было. Лишь на несколько метров дистанции Кими Райкконен утратил лидерство – это произошло сразу же после старта, когда его блестяще обогнал Физикелла. Впрочем, уже к концу первого круга Кими предпринял стремительную контратаку и вернул себе первое место – как говорится, раз и навсегда.
Джанкарло же в дальнейшем позиции только терял. Сначала он по приказу из боксов пропустил вперед своего напарника Алонсо (поправьте меня, если я ошибаюсь, но если это не запрещенная правилами «командная тактика», то что тогда?). А затем во время пит-стопа Физикеллы традиционно замешкались заправщики, и Физико лишился даже подиума, уступив третью позицию Хуану-Пабло Монтойе. Странно, что невезучего итальянца не опередил еще и прорывавшийся наверх Баттон…
Чтобы закончить рассказ об этой гонке, отметим еще двух пилотов даже не второго, а третьего эшелона. Роберт Доорнбос, проводящий за Minardi всего лишь третью гонку в карьере, сумел опередить оба болида Jordan; причем те не испытывали никаких технических проблем! То есть в данном случае речь идет о чистой скорости, и она у Minardi, как ни странно, выше. Впрочем, свое достоинство есть и у Jordan – вот уже четырнадцать гонок проводит без сходов с дистанции Тиаго Монтейро! О такой надежности могут только мечтать абсолютно все остальные пилоты нынешней «Формулы-1».
Ай-лю-лю – потом
Итак, за пять этапов до конца чемпионата стало вполне очевидно, что претендентов на титул только двое. Теоретически шансы, конечно, есть и у Михаэля Шумахера, однако в то, что он выиграет четыре из пяти оставшихся гонок (при этом ни Алонсо, ни Райкконен не наберут в них ни единого очка), как-то не очень верится. Таким образом, остаются Кими и Фернандо, Фернандо и Кими… Кто кого? С точки зрения скорости предпочтительнее выглядит McLaren, но вот с надежностью у «серебристых» туговато. В то же время Алонсо стабильно финиширует на подиумах, в силу этого обстоятельства сократить
24-очковое отставание Райкконену будет не так уж просто. Впрочем, произойти может все что угодно, и начинать праздновать победу Фернандо лично я пока бы не стал…
Статистика |
Гран-при Турции, Стамбул, 20-21 августа 2005 года Проводится впервые Дистанция 309,396 км (58 кругов по 5338 м) Победитель гонки: К. Райкконен (1:24.34,454 с, средняя скорость 219,496 км/ч) Поул-позишн: К. Райкконен (1.26,797 с) Быстрейший круг в гонке: Х-П. Монтойя (1.24,770 с) Рекорд круга в гонке: Х-П. Монтойя (1.24,770 с, 2005 год) |
|
|
| Кубок конструкторов |
Команда | Турция | Всего | 1 | Renault | 13 | 130 | 2 | McLaren | 16 | 121 | 3 | Ferrari | 0 | 86 | 4 | Toyota | 3 | 71 | 5 | Williams | 0 | 52 | 6 | Red Bull | 3 | 27 | 7 | BAR | 4 | 24 | 8 | Sauber | 0 | 14 | 9 | Jordan | 0 | 11 | 10 | Minardi | 0 | 7 |
|
| Чемпионат пилотов (десятка) |
Пилот | Турция | Всего | 1 | Фернандо Алонсо | 8 | 95 | 2 | Кими Райкконен | 10 | 71 | 3 | Михаэль Шумахер | 0 | 55 | 4 | Ярно Трулли | 3 | 42 | 5 | Хуан-Пабло Монтойя | 6 | 40 | 6 | Джанкарло Физикелла | 5 | 35 | 7 | Ральф Шумахер | 0 | 32 | 8 | Рубенс Баррикелло | 0 | 31 | 9 | Ник Хайдфельд | 0 | 28 | 10 | Марк Уэббер | 0 | 24 |
|
| Итоговые результаты Гран-при Турции |
Поз. | Местона старте | Пилот | Машина | Круги | Время (ч:мин.с)/причина схода | 1 | 1 | Кими Райкконен | McLaren MP4-20 | 58 | 1:24.34,454 | 2 | 3 | Фернандо Алонсо | Renault R25 | 58 | + 18,609 | 3 | 4 | Хуан-Пабло Монтойя | McLaren MP4-20 | 58 | + 19,635 | 4 | 2 | Джанкарло Физикелла | Renault R25 | 58 | + 37,973 | 5 | 13 | Дженсон Баттон | BAR Honda 007 | 58 | + 39,304 | 6 | 5 | Ярно Трулли | Toyota TF105 | 58 | + 55,420 | 7 | 12 | Дэвид Култхард | Red Bull RB1 | 58 | + 69,296 | 8 | 10 | Кристиан Клиен | Red Bull RB1 | 58 | + 71,622 | 9 | 20 | Такума Сато | BAR Honda 007 | 58 | + 109,987 | 10 | 11 | Рубенс Баррикелло | Ferrari F2005 | 57 | + 1 круг | 11 | 16 | Жак Вильнев | Sauber C24 | 57 | + 1 круг | 12 | 9 | Ральф Шумахер | Toyota TF105 | 57 | + 1 круг | 13 | 17 | Роберт Доорнбос | Minardi PS05 | 55 | + 3 круга | 14 | 18 | Нарайн Картикеян | Jordan EJ15 | 55 | + 3 круга | 15 | 14 | Тиаго Монтейро | Jordan EJ15 | 55 | + 3 круга | 16 | 15 | Кристиан Альберс | Minardi PS05 | 48 | Не квалиф. | 17 | 19 | Михаэль Шумахер | Ferrari F2005 | 32 | Не квалиф. | 18 | 6 | Ник Хайдфельд | Williams FW27 | 29 | Покрышка | 19 | 8 | Фелипе Масса | Sauber C24 | 28 | Двигатель | 20 | 7 | Марк Уэббер | Williams FW27 | 20 | Покрышка |
|
Владимир Некрасов
Фото AFP и Toyota