Формула-1: Ураган утих
Весной 2001 года в Формуле-1 дебютировали четверо гонщиков: Райкконен, Монтойя, Алонсо и Бернольди. Энрико канул в безвестность, Кими стал вице-чемпионом мира, Фернандо и вовсе выиграл чемпионат-2005… И лишь 30-летний Хуан-Пабло, «Колумбийский ураган», так и не подхватил чего-нибудь существенного на своем пути, проболтавшись неполных шесть лет между землей и небом, между победами и поражениями.
Весной 2001 года в Формуле-1 дебютировали четверо гонщиков: Райкконен, Монтойя, Алонсо и Бернольди. Энрико канул в безвестность, Кими стал вице-чемпионом мира, Фернандо и вовсе выиграл чемпионат-2005… И лишь 30-летний Хуан-Пабло, «Колумбийский ураган», так и не подхватил чего-нибудь существенного на своем пути, проболтавшись неполных шесть лет между землей и небом, между победами и поражениями. |
После провальных – иначе не назвать! – сезонов 1998 и 1999 годов команда Williams жила в предвкушении партнерства с баварскими моторостроителями. Естественно, в первый год своего альянса ни Williams, ни BMW не рассчитывали на что-то серьезное – так, обкаточно-притирочный период. Немудрено, что и на скромные результаты тогдашних пилотов «сине-белых», опытного Ральфа Шумахера и юного Дженсона Баттона, смотрели снисходительно – дескать, время еще не пришло. Однако когда стало ясно, что V-образная «десятка» BMW действительно является самым мощным мотором в Ф-1, Баттону быстренько указали на дверь, отправив его в аренду в Benetton. Для достижения настоящего, весомого результата Фрэнку Уильямсу требовался игрок посерьезнее, помаститее… Такой «крупной рыбой», такой «козырной картой» и стал, сам того не ожидая, Хуан-Пабло Монтойя.
Путь наверх
Вообще, груз ответственности давил на плечи колумбийца с самого начала. Посудите сами: на фоне трех других дебютантов-2001, никому не известных молодых пилотов, Монтойя выглядел опытным и бывалым бойцом, за плечами которого красовались титулы чемпиона серий Формула-3000 и ChampCar, обладателя звания «Новичок года-1999» и победителя «500 миль Индианаполиса». Естественно, что от Хуана-Пабло ждали гораздо большего, чем от Кими, Фернандо и Энрике вместе взятых…
И он начал отрабатывать авансы, уже в третьей гонке своего дебютного сезона наглым маневром опередив самого Михаэля Шумахера и выйдя в лидеры Гран-при! И пусть та гонка закончилась для Монти сходом – его заметили, к нему присмотрелись, его зауважали. Пятый этап чемпионата, Гран-при Испании, приносит Хуану-Пабло подиум – но на следующей гонке в Австрии он глупейшим образом подрезает все того же Шумахера, ценой собственного схода выбрасывая его в гравий. В Канаде Монтойя вылетает и чуть ли не до драки ссорится с Вильневым – зато неделю спустя попадает на подиум Гран-при Европы, показав попутно лучший круг гонки…
Справедливости ради следует отметить, что из подобных противоречий была соткана вся карьера Монтойи в Формуле-1. Прекрасные выступления в квалификациях и гонках чередовались с необузданными взрывами его латиноамериканского темперамента, лучшие круги, победы и поулы – со сгоревшими моторами и разбитыми машинами. До поры до времени ему это прощали, оправдывая горячность молодостью и называя излишнюю эмоциональность достоинством. Однако через некоторое время терпение боссов Williams стало кончаться.
Посмеемся вместе?
Когда после довольно успешного сезона-2001 результаты Монтойи стали медленно, но верно падать, его взбалмошный характер вышел на первый план. Пресса с удовольствием пережевывала подробности размолвок напарников по Williams, становясь, таким образом, катализатором новых ссор. Кульминацией этой вражды стал Гран-при США 2002 года, где Хуан-Пабло и Ральф выбили друг друга с трассы на втором же круге дистанции. «В прошлом у нас было много фантастических гонщиков, – сказал тогда глава команды Патрик Хэд, – но они никогда не сталкивались друг с другом. Это просто смешно».
Тем не менее, несмотря на давление общественности и враждебность напарника, год спустя, в 2003-м, Монтойя получил наилучший шанс стать чемпионом мира. За две гонки до финиша сезона он претендовал на титул наряду с Михаэлем Шумахером и Райкконеном, но… Нелепый штраф за стычку с Баррикелло, наложенный на Хуана-Пабло все в том же Индианаполисе, отбросил его вглубь пелотона и лишил всяких шансов на победу – в гонке и в чемпионате. Видимо, поддавшись унынию, Монти заявил, что не видит для себя перспективы в Williams, а потому в сезоне-2005 будет выступать за McLaren. Естественно, сезон-2004 пошел коту под хвост, и единственная победа Хуана-Пабло на последнем Гран-при в Бразилии была сродни громко захлопнутой двери.
Чем лучше, тем хуже
Однако и в McLaren Монтойя толком не прижился. Сезон-2005 был еще более-менее удачным, и хотя Хуан-Пабло регулярно проигрывал своему новому напарнику Кими Райкконену, три победы ему одержать все же удалось. Как ни парадоксально, по этому показателю сезон-2005 стал для Монтойи лучшим в карьере! Однако вжиться в корпоративный стиль, принятый в компании Рона Денниса, горячий колумбиец так и не сумел. Чего стоит лишь эпизод, когда Хуан-Пабло повредил плечо, катаясь на мотоцикле, однако команде сообщил, что… играл в теннис! К сожалению, в нынешней Формуле-1 такие шуточки не прощаются – и в середине нынешнего сезона Монти покинул Ф-1 ради NASCAR.
Конечно, McLaren никогда не станет выносить сор из избы. Конечно, мы никогда не узнаем, что на самом деле послужило настоящей причиной ухода Монтойи из Ф-1: семейные обстоятельства, желание поучаствовать в «более интересных гонках» или гнев Денниса, вызванный – дежавю! – столкновением двух пилотов McLaren в Гран-при США, виновником которого был признан именно Монтойя. Более того, мы наверняка никогда не узнаем, что же в действительности произошло раньше – подписание Хуаном-Пабло контракта с Chip Ganassi Racing или разрыв его отношений с McLaren. Ясно одно – горячий и эмоциональный, открытый и язвительный, простодушный и вспыльчивый Монтойя уходит из Формулы-1, так и не обзаведясь в паддоке хотя бы одним другом.
Камо грядеши?
Парадоксально, но факт: выступая исключительно за топ-команды, Монтойя не добился ничего значительного, не стал чемпионом мира, одержал всего-то семь побед – но с его уходом «Большой цирк» потерял одного из самых симпатичных, эмоциональных и противоречивых актеров… Что же теперь? По нашему мнению, Хуану-Пабло стоит приложить все усилия, чтобы выиграть «24 часа Ле Мана» и повторить, таким образом, уникальное достижение Грэма Хилла, единственного гонщика, побеждавшего в «Ле Мане», «Инди 500» и Гран-при Монако. А что – время на это у Монтойи еще есть…
Семь побед Монтойи | |
Статистика выступлений Хуана-Пабло Монтойи в Формуле-1* |
|