Принцессы Формулы-1
За полувековую историю «Королевских гонок» всего пять женщин смогли попробовать себя в качестве пилотов болидов Формулы-1. К сожалению, ни одна из принцесс так и не стала королевой…
За полувековую историю «Королевских гонок» всего пять женщин смогли попробовать себя в качестве пилотов болидов Формулы-1. К сожалению, ни одна из принцесс так и не стала королевой…
Женщина села за руль автомобиля практически с момента его появления. Жена Карла Бенца Берта без его ведома отправилась с детьми на машине к своей матушке в соседний городок. За день они преодолели расстояние в 106 км. По дороге путешественники несколько раз останавливались, чтобы приобрести в аптеке бензин, чинили тормоза и приводные ремни у шорника. На подъемах им даже приходилось толкать машину. После возвращения Марта посоветовала мужу внести в конструкцию автомобиля ряд изменений – например, установить коробку передач. Естественно, что с появлением автомобильных соревнований нашлось немало женщин, которые активно в них участвовали наравне с мужчинами.
Поспорим?
Первой в гонки Формулы-1 пришла итальянка Мария Тереза де Филиппис. Она родилась в Неаполе в 1926 году. В 22-летнем возрасте девушка поспорила со своими братьями, что сможет показать «класс» за рулем… и выиграла на автомобиле Fiat 500 Topolino местную гонку Salerno-Cava dei Tirreni. Автоспорт настолько ее увлек, что в 28 лет она стала вице-чемпионом итальянского первенства по кольцевым гонкам. Успех Марии не остался незамеченным, и ее пригласили в заводскую команду Maserati. В 1958 году она стала первой женщиной, занявшей место в кокпите болида Формулы-1 – это был Maserati 250F. На Гран-при Бельгии Филиппис финишировала на 10-м месте. За всю карьеру в Ф-1 она приняла участие в 5 этапах. Последний раз Мария вышла на старт Гран-при Монако в 1959 году за команду Жана Бера Behra-Porsche. В одном из своих интервью она рассказала, что главной причиной ухода из гонок стала гибель ее друзей по паддоку – Луиджи Муссо, Питера Коллинза, Альфонса де Портаго, Mайка Хотона и Жана Бера. В 1960 году Филиппис вышла замуж, а спустя год у нее родилась дочь. Семья заняла главное место в ее жизни. Сегодня Мария живет в пригороде Милана и воспитывает внуков.
Заветные очки
Долгое время после ухода из гонок Марии де Филиппис прекрасная половина человечества предпочитала наблюдать за Формулой-1 исключительно со стороны. Но в 1974 году на старт чемпионата вышла итальянка Мария Грация Лейла Ломбарди. Она участвовала в Formula Monza и F3 за рулем болидов Lotus и Brabham, а в 1973 году выиграла в мексиканской Formula Ford. Благодаря этой победе Ломбарди получила спонсорскую поддержку Shell, позволившую ей в 1974-м перейти в британскую Формулу-5000, где за рулем болида Lola она заняла четвертое место в «абсолюте». Первая и единственная гонка сезона 1974 года в Формуле-1 оказалась для 33-летней Лейлы провальной. Но неудача ее не остановила. Осенью того же года Лейла познакомилась с итальянским аристократом и мультимиллионером – графом Витторио Заноном, владельцем торговой марки Lavazza. Он решил финансировать участие Лейлы в Формуле-1, и в сезоне 1975-го Мария Грация села за руль заводского March 741. На Гран-при Испании она приехала к финишу 6-й, войдя в историю как первая и пока единственная женщина, завоевавшая очки в Формуле-1. В 1976 году Ломбарди провела всего четыре гонки. Покинув Формулу-1, Лейла долгое время с успехом выступала в различных гоночных сериях, в том числе американском NASCAR. В конце восьмидесятых ей пришлось оставить автоспорт из-за тяжелой болезни – в 1992 году Лейла Ломбарди скончалась…
Лыжню!
Дивина Галика выступала в разнообразных соревнованиях – от картинга до гонок на грузовиках. |
Дивина Мэри Галика родилась в августе 1944 года в Великобритании. В возрасте 20 лет она впервые приняла участие в Олимпийских играх в составе… британской горнолыжной сборной. В 1968-м и 1972-м она уже возглавляла команду на Олимпиадах в Гренобле и Саппоро. Кроме того, Дивина Галика дважды становилась чемпионкой мира в скоростном спуске и даже установила в этой дисциплине рекорд скорости (201 км/ч). В автоспорт Дивину привел случай. Получив приглашение на гонки знаменитостей, она удивила всех своим водительским мастерством. Начав с картинга, Мэри плавно перебралась сначала за руль Формулы-2, а в 1976 году дебютировала в Формуле-1 на Гран-при Великобритании. На ее болиде Surtees TS16 красовался номер 13. Этот Гран-при навсегда войдет в историю Формулы-1, так как в нем принимали участие сразу две женщины – Галика и Ломбарди. Однако обе так и не смогли пройти квалификацию. Через полтора года в Аргентине и Бразилии Дивина за рулем уже Hesketh предприняла еще две попытки пробиться на старт этапа чемпионата мира, но оба раза неудачно. Впоследствии она успешно выступала в самых разнообразных соревнованиях: от кузовных серий до гонок грузовиков, в которых дважды побеждала в классе.
С детских лет…
Дезире Уилсон победила за рулем болида Ф-1, но лишь на этапе британского чемпионата Aurora F1. |
Дезире Рэндал Уилсон родилась в 1953 году в ЮAР. Уже в пятилетнем возрасте она уверенно раскатывала по окрестностям на построенном отцом автомобильчике. Едва повзрослев, девушка отправилась на гоночный трек. Сезоны 1973 и 1974 годов Дезире провела на южно-африканском чемпионате Formula Vee, став соответственно 4-й и 2-й в «абсолюте», а в 1975-м она победила в национальной Формуле Ford. В 1980 году Дезире дебютировала в Формуле-1 на Гран-при Великобритании, но не прошла квалификацию. Неудача только раззадорила спортсменку, и она взяла реванш в британском чемпионате Aurora F1, одержав победу на одном из этапов. Оставив Формулу-1, Уилсон продолжила свою гоночную карьеру в кольцевых гонках спортпрототипов, а также в американских сериях IMSA, CART и SCCA.
Американская мечта
Ставить точку в истории выступлений женщин в Формуле-1 пока рано. Возможно, совсем скоро мы увидим в кокпите болида Ф-1 талантливую американку Данику Патрик, несколько лет успешно выступающую в американском чемпионате Indy Car, а также победительницу Indy Car 300 в Японии. Сумеет ли она стать шестой женщиной, пробившейся в Формулу-1, покажет время.
Романы паддока
Джованна Амати родилась в 1962 году в богатойсемье. Уже в 15 лет она приобрела себе 500-кубовый мотоцикл Honda и на протяжении двух лет умудрялась скрывать его наличие от родителей. Профессионально заниматься автоспортом Джованна начала в 1981 году, одержав несколько побед в Формуле Abarth, а также в итальянской Формуле-3. Проведя несколько сезонов в Формуле-3000, Амати решила попробовать себя в «Королевских гонках». На первых трех этапах сезона 1992 года Джованне за рулем Brabham так и не удалось преодолеть квалификацию. Зато паддок полнился слухами о многочисленных романах привлекательной итальянки. Поговаривали, что она встречалась с Флавио Бриаторе, который устроил для нее первые тесты в Ф-1, и трехкратным чемпионом мира Ники Лаудой. Австриец даже предложил итальянке руку и сердце, но взамен потребовал покончить с гонками. Амати выбрала… гонки и после Формулы-1 выступала почти 10 лет в различных кузовных чемпионатах. В 1999 году за рулем Alfa Romeo 3.0L V6 Джованна заняла 3-е место в классе SR2 в чемпионате Sports Racing World Cup.