Перед Гран-при Венгрии Тимо Глоку пришлось пройти дополнительное медицинское обследование, чтобы подтвердить свою готовность к участию в гонке. Еще бы – ведь две недели назад он попал в серьезнейшую аварию! К счастью, немца допустили к старту – и, как оказалось, не зря…
| | Перед Гран-при Венгрии Тимо Глоку пришлось пройти дополнительное медицинское обследование, чтобы подтвердить свою готовность к участию в гонке. Еще бы – ведь две недели назад он попал в серьезнейшую аварию! К счастью, немца допустили к старту – и, как оказалось, не зря… |
Легкий аромат сенсации появился над автодромом Хунгароринг еще в субботу, когда в ходе второй квалификационной сессии Toyota Тимо Глока буквально пронеслась по трассе, показав второй результат! Правда, закрепить успех немецкому пилоту не удалось – по итогам третьей, финальной сессии он стал лишь пятым. Фурора это не произвело, поскольку ранее в ходе сезона напарник Тимо – Ярно Трулли квалифицировался и четвертым, и даже третьим. Более того, не секрет, что Toyota TF108, как ни одна другая машина, способна показать великолепную скорость на одном-двух быстрых кругах, но совершенно не готова к тому, чтобы поддерживать такой же темп на протяжении всей дистанции. Но так или иначе, для самого Глока пятое место на старте стало лучшим результатом в карьере – так что в этот день он, вне всяких сомнений, ложился спать в приподнятом настроении.
Ключевой момент гонки: Ferrari Фелипе Массы останавливается с отказавшим двигателем за три круга до финиша.
Протрите пыль на трассе!
Пока Тимо спит, проведем небольшую экскурсию по Хунгарорингу. У венгерской трассы есть масса особенностей, одна из которых – значительная разница в состоянии асфальта на траектории и вне ее. Дело в том, что в отличие от, скажем, Нюрбургринга или Каталуньи Хунгароринг используется далеко не каждый день, и трасса здесь бывает покрыта довольно толстым слоем пыли и грязи. Пятничные и субботние заезды помогают немного очистить гоночную траекторию, но за ее пределами асфальт по-прежнему остается пыльным. Именно поэтому нечетная сторона стартовой решетки считается предпочтительнее четной.
| |
Тимо Глок сделал великолепный подарок своим работодателям. Дело за новым контрактом? |
В этом плане Глоку с его пятым местом опять-таки повезло – не дойдя даже до первого поворота, он уже опередил одного из соперников. Роберт Кубица, стартовавший четвертым, затеял схватку с атаковавшим его Кими Райкконеном. В результате каждый из них потерял по одной позиции. В то же время находившиеся на нечетной стороне трека Глок и Фелипе Масса начали гонку просто превосходно. Маневр бразильца вообще заслуживает отдельных аплодисментов: не каждый день увидишь, как стартующий третьим пилот агрессивно занимает внешнюю траекторию и, оставаясь на ней, выходит из первого поворота лидером Гран-при! Безупречное по своей точности и смелости решение, которое, как мы увидим позже, оказалось бесполезным…
Глок – это не глюк
По окончании первого круга положение лидеров было следующим: Масса, за ним проигравшие старт, но жаждущие реванша Хэмилтон и Ковалайнен, затем Глок, Кубица, Алонсо и Райкконен. Первая волна пит-стопов внесла в этот расклад лишь одно изменение: из топ-шестерки выпал Кубица. Стало понятно, что если не произойдет ничего экстраординарного, венгерский Гран-при образца 2008 года можно будет спокойно подшивать в папку под кодовым названием «Гонки, которые можно было не смотреть». Но тут Фортуна подбрасывает первый сюрприз – McLaren Хэмилтона сбавляет скорость из-за так называемого медленного прокола левого переднего колеса. В принципе, Льюиса в любом случае ожидал заезд в боксы, однако на пробитом колесе особенно не поездишь – поэтому после пит-стопа британец вернулся на трассу лишь десятым. Масса почувствовал себя спокойнее, Ковалайнен представил себя первым пилотом McLaren, Глок увидел себя на подиуме. Однако, как выяснилось, история на этом не закончилась.
Примерно кругов за десять до финиша комфортно лидировавший Масса несколько сбросил темп. На первый взгляд, в этом не было ничего тревожного – всего-навсего обычная осторожность лидера, контролирующего износ покрышек. Однако за три круга до финиша произошла самая настоящая трагедия – машина Фелипе выпустила шлейф белого дыма и замерла точнехонько там, где пятью минутами позже ей должны были сделать отмашку клетчатым флагом… Радости осознавшего сей факт Ковалайнена не было границ – ведь первая в карьере победа просто-таки упала ему в руки! Кстати, изюминкой момента стало маленькое, но занятное совпадение: волей судьбы Хейкки стал сотым в истории Ф-1 победителем Гран-при.
| |
Возможно, именно такие чрезмерные торможения и привели к проколу левого переднего колеса на McLaren Льюиса Хэмилтона. | Две трети гонки Кими Райкконен провел за спиной Фернандо Алонсо, имея желание ехать быстрее, но не имея возможности обогнать соперника. |
Что же касается Глока, то и он не мог не порадоваться внезапному демаршу Массы – второе место на подиуме этой гонки также стало для Тимо лучшим результатом в недолгой пока карьере. И лишь Кими Райкконена обуревали противоречивые чувства. С одной стороны, вырвавшись из-за спины Алонсо, он показал впечатляющую скорость и по праву набрал шесть зачетных очков. С другой – неудача Массы позволила «серебристым» подобраться к конюшне из Маранелло на расстояние атаки; и кто знает, не увенчается ли она успехом уже на следующем Гран-при в испанской Валенсии?
Горим, не горим?
Прежде чем закончить рассказ об этом далеко не самом скучном Гран-при, упомянем еще один интересный эпизод. Наверняка все зрители, смотревшие трансляцию гонки, отметили для себя странное совпадение: три команды допустили погрешности в процессе дозаправки, что привело к коротким, но ярким возгораниям топлива. В послегоночных пресс-релизах все они (Honda, Toro Rosso и Williams) единодушно назвали сей случай совпадением. Однако дыма без огня не бывает, и FIA совместно с французским производителем заправочных машин Intertecnique пообещала внимательнее присмотреться к этому устройству – мало ли что?..
| Прямая речь | | Себастьен Бурдэ Toro Rosso «На пит-стопе, когда вспыхнуло топливо, пена от огнетушителя попала мне под шлем, и я вынужден был остановиться еще раз, чтобы ее убрать. К сожалению, нельзя продолжать гонку, когда не видишь трассу». Кими Райкконен Ferrari «Удивительно, но несмотря на все проблемы, сегодня я набрал больше очков, чем соперники по тройке лидеров. Это еще раз говорит о том, насколько непредсказуем этот чемпионат». |
|
|
| Статистика. Гран-при Венгрии, Хунгароринг |
Этап 11 | 2-3 августа 2008 года | Дистанция | 306,630 км (70 кругов по 4381 м) | Победитель гонки | Х. Ковалайнен (1:37.27,067 с, средняя скорость 188,790 км/ч) | Поул?позишн | Л. Хэмилтон (1:20,899 с) | Быстрейший круг в гонке | К. Райкконен (1:21.195 с) |
|
| Итоговые результаты Гран-при Венгрии |
Поз. | Место на старте | Пилот | Машина | Круги | Время (ч:мин.с)/ причина схода | 1 | 2 | Хейкки Ковалайнен | McLaren MP4-23 | 70 | 1:37.27,067 | 2 | 5 | Тимо Глок | Toyota TF108 | 70 | + 11,061 | 3 | 6 | Кими Райкконен | Ferrari F2008 | 70 | + 16,856 | 4 | 7 | Фернандо Алонсо | Renault R28 | 70 | + 21,614 | 5 | 1 | Льюис Хэмилтон | McLaren MP4-23 | 70 | + 23,048 | 6 | 10 | Нельсиньо Пике | Renault R28 | 70 | + 32,298 | 7 | 9 | Ярно Трулли | Toyota TF108 | 70 | + 36,449 | 8 | 4 | Роберт Кубица | BMW Sauber F1.08 | 70 | + 48,321 | 9 | 8 | Марк Уэббер | Red Bull RB4 | 70 | + 58,834 | 10 | 15 | Ник Хайдфельд | BMW Sauber F1.08 | 70 | + 1.07,709 | 11 | 13 | Дэвид Култхард | Red Bull RB4 | 70 | + 1.10,407 | 12 | 12 | Дженсон Баттон | Honda RA108 | 69 | + 1 круг | 13 | 16 | Казуки Накадзима | Williams FW30 | 69 | + 1 круг | 14 | 14 | Нико Росберг | Williams FW30 | 69 | + 1 круг | 15 | 18 | Джанкарло Физикелла | Force India VJM01 | 69 | + 1 круг | 16 | 17 | Рубенс Баррикелло | Honda RA108 | 68 | + 2 круга | 17 | 3 | Фелипе Масса | Ferrari F2008 | 67 | Двигатель | 18 | 19 | Себастьен Бурдэ | Toro Rosso STR3 | 67 | + 3 круга | 19 | 20 | Адриан Сутил | Force India VJM01 | 62 | Прокол | 20 | 11 | Себастьян Феттель | Toro Rosso STR3 | 22 | Перегрев |
|
| Кубок конструкторов |
Команда | Очки | Всего | 1 | Ferrari | 6 | 111 | 2 | McLaren/Mercedes | 14 | 100 | 3 | BMW Sauber/BMW | 1 | 90 | 4 | Toyota | 10 | 35 | 5 | Renault | 8 | 31 | 6 | Red Bull/Renault | 0 | 24 | 7 | Williams/Toyota | 0 | 16 | 8 | Honda | 0 | 14 | 9 | Toro Rosso/Ferrari | 0 | 8 | 10 | Force India/Ferrari | 0 | 0 |
|
| Чемпионат пилотов |
Пилот | Очки | Всего | 1 | Льюис Хэмилтон | 4 | 62 | 2 | Кими Райкконен | 6 | 57 | 3 | Фелипе Масса | 0 | 54 | 4 | Роберт Кубица | 1 | 49 | 5 | Ник Хайдфельд | 0 | 41 | 6 | Хейкки Ковалайнен | 10 | 38 | 7 | Ярно Трулли | 2 | 22 | 8 | Фернандо Алонсо | 5 | 18 | 9 | Марк Уэббер | 0 | 18 | 10 | Тимо Глок | 8 | 13 |
|
Владимир Некрасов
Фото команд – участниц Ф-1 и ЕРА