Колонка редактора
Новости, как известно, ходят парой: одна хорошая, другая плохая. Сначала – хорошая. Верховна Рада 15 января дружно преодолела вето Президента на так называемый автомобильный закон, предоставляющий отечественному автопрому ряд льгот. За такой поворот темы проголосовало подавляющее большинство – 400 депутатов.
Новости, как известно, ходят парой: одна хорошая, другая плохая. Сначала – хорошая. Верховна Рада 15 января дружно преодолела вето Президента на так называемый автомобильный закон, предоставляющий отечественному автопрому ряд льгот. За такой поворот темы проголосовало подавляющее большинство – 400 депутатов. В результате украинские автопроизводители, во-первых, освобождаются от уплаты пошлины при ввозе оборудования, предназначенного для создания новых производственных мощностей. А во-вторых, они не будут платить налоги на ту часть прибыли, которая реинвестируется в развитие собственного производства.
Ну что ж, это, в принципе, должно стимулировать наших автостроителей побыстрее переходить от «отверточной» сборки к давно обещанному полноценному производству. Появятся новые рабочие места, укрепится положение отрасли.
Что же касается иных льгот, на которые кое-кто рассчитывал, – таких, например, как послабление налога на добавленную стоимость и акцизного сбора, то здесь автопрому ничего не светит. Бюджет и так трещит по швам – его надо как-то пополнять.
А теперь о плохом. У многих автоперевозчиков – беда. Для покупки машин они взяли валютные кредиты, а теперь, увы, не могут их выплачивать. Причина понятна: с одной стороны, доллар подорожал чуть ли не вдвое, с другой – у транспортников поубавилось работы из-за кризиса, а значит, их доходы упали… Банки же заняли жесткую позицию: мол, валютный кредит – это всегда риск в связи с возможными колебаниями курса. И раз вы на этот риск сознательно пошли – извольте выплачивать! В следующий раз будете думать…
Но разве виноваты перевозчики в резком и, как утверждает правительство, спекулятивном подорожании доллара? Ведь под покупку коммерческой техники – своего кормильца многие из них заложили свои квартиры, автомобили и другое ценное имущество. Неужели всего этого придется лишиться?
Чтобы привлечь внимание к проблеме, львовские перевозчики устроили акцию протеста. С ними солидарны товарищи по несчастью в ряде других городов – и, по имеющимся данным, тоже готовы к акции.
Где же искать выход? Если по справедливости, то, думается, финансовую ответственность за ситуацию должны бы разделить с перевозчиками государство и банки. Скажем, почему бы не устроить людям «финансовые каникулы», т. е. отсрочку платежей?
Недавно в прямом телеэфире Александра Кужель, председатель Госкомитета по вопросам предпринимательства, заверила львовских перевозчиков, что проблему будут решать на законодательном уровне. Но когда ждать результатов? Мы-то ведь знаем, что у отечественного законотворчества «путь и далек, и долог».
А время не ждет, и банки бодро начисляют перевозчикам немалые штрафные санкции за каждый день просрочки…