КРАЗ: Сенсации и традиции
В Кременчуге 28 июня с большим успехом прошло автошоу «КрАЗ-2007». Подобное мероприятие проводится холдинговой компанией «АвтоКрАЗ» третий год подряд и уже стало доброй традицией. |
Автошоу «КрАЗ-2007» стало
настоящим праздником для всего города, завершившийся большим концертом и фейерверком.
В центре, на площади Победы, как всегда, устроили обширную автомобильную выставку.
Там красовались многочисленные КрАЗы – все 2007-го модельного года, а также
различная военная и пожарная техника, ретромобили и мотоциклы.
Главная новость
Самой яркой сенсацией для многочисленных украинских и зарубежных журналистов
стала презентация нового проекта под названием «Самум».
Слово это обозначает сухой горячий ветер, поднимающий cильнейшие песчаные
бури в Северной Африке. И такое имя для нового проекта «АвтоКрАЗа» выбрали
не случайно. Ибо речь идет о создании спортивного автомобиля, который должен
бурей промчаться по африканскому континенту, участвуя в знаменитом ралли-рейде
«Дакар».
Как заявил генеральный директор ХК «АвтоКрАЗ» Сергей
Сазонов, конструкторская документация на такую машину, получившую индекс КрАЗ-5173РЕ,
уже полностью разработана. Это двухосный полноприводный автомобиль неординарной
компоновки. На его раме расположены 4 верхние надстройки, которые не соединяются
жестко друг с другом: моторный отсек, кабина, системный отсек и фургон. Под
интегральным стеклопластиковым капотом установят 740-сильный турбодизель Deutz.
Хотя не исключена возможность применения аналогичного по параметрам двигателя
Ярославского моторного завода – давнего партнера «АвтоКрАЗа».
Коробка передач у «дакаровского» КрАЗа – 13-ступенчатая,
от авторитетного английского производителя Eaton, а 2-ступенчатая «раздатка»
– от не менее известного партнера ZF-Steyr. Но вот торсионную независимую
подвеску всех колес разработали в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению
им. Морозова – колыбели многих успешных образцов бронетанковой техники. Шины
– фирмы Michelin, спортивные, ведь автомобиль будет развивать скорость до
165 км/ч. Колеса – кованые, как у «дакаровских» КАМАЗов.
Кабина заимствована от серийных грузовиков КрАЗ и оборудована мощным защитным
каркасом. За ней расположен т. н. системный отсек, который согласно требованиям
FIA защищен мощной дугой безопасности. Она же одновременно служит основой
для крепления двух глушителей с выхлопными трубами и двух воздушных фильтров.
Кузов-фургон – производства черкасского завода
«Богдан-Спеавтотехника». Для него предусмотрены прочный трубчатый каркас
и алюминиевая облицовка. Внутри расположены емкости для воды и масла, инструменты,
запчасти и гидравлическое устройство для выгрузки двух массивных запасных
колес.
Нужно сказать, что капотная компоновка спортивного КрАЗа нынче на «дакарах» как-то не принята, и это вызывает вопросы у некоторых
специалистов. Действительно, с одной стороны, она обеспечивает повышенную
безопасность, благоприятную температуру в кабине водителя и легкий доступ
к двигателю. Но, в то же время, ухудшает обзорность, столь необходимую в
гонке по дюнам. Да и с развесовкой могут возникнуть проблемы. Правда, машину
проектировали отнюдь не дилетанты…
Кто из «спецов» прав, покажет жизнь, вернее, реальные
испытания. Кстати, на «КрАЗе» уже завершаются работы по созданию «передней» кабины.
Вообще-то, она предназначена для серийных машин, но ведь ее можно и переработать.
На презентации новый КрАЗ предстал перед посланниками СМИ пока только в
виртуальном виде. Изготовить макетный образец планируют к концу нынешнего
года, а далее – испытания и, если все сложится удачно,
– участие в «Дакаре-2010».
Премьеры автошоу
КрАЗ-7140 С6 (8х6) – свежайшая разработка завода. Этот
самосвал грузоподъемностью 25 т вызывал, пожалуй, наибольший интерес в экспозиции.
Он представлен с односкатной ошиновкой и имеет ширину 2,5 м, что позволяет
применять его на дорогах общего пользования. Его оси расположены по схеме
3+1, т. е. одна впереди, а три сзади. Машина создана на базе четырехосного
шасси КрАЗ-7140Н6. Но вот что интересно: если там управляемыми были колеса
двух передних мостов, то у самосвала – колеса первого и последнего. Это заметно
повысило маневренность автомобиля. И еще одно важное отличие: у шасси неведущей
является вторая ось, а у самосвала – четвертая. В результате улучшились тягово-сцепные
качества новой машины при движении на пересеченной местности. Впрочем, впереди
полный цикл испытаний.
ДН-008, машина для поверхностной обработки автомобильных дорог, также стала
премьерой выставки. Это яркий пример того, что в последнее время ХК «АвтоКрАЗ» уделяет все больше внимания дорожной технике. ДН-008
состоит из базового тягача КрАЗ-64431-02 (6х4) и полуприцепа со специальным
оборудованием Николаевского завода «Дормаш». На нем установлена цистерна
для битума емкостью 6000 л, а за ней размещен 10-кубовый бункер для щебня.
Машина может обрабатывать полосу дороги шириной от 0,25 до 2,5 м, рабочая
скорость 4 – 13 км/ч.
БМ-21 – реактивная система залпового огня, известная
также под названием «Град», была представлена на авто-шоу в новой вариации.
Правда, установка из 40 трубчатых направляющих для ракет калибра 122 мм осталась
стандартной. Зато теперь она смонтирована на шасси КрАЗ-6322-120-82 (6х6),
снабженном двухрядной 4-дверной кабиной. Это создало наиболее благоприятные
условия для работы экипажа: защиту от непогоды и ускоренную посадку-высадку.
Ранее установка БМ-21 монтировалась на шасси КрАЗ с обычной однорядной кабиной
или удлиненной, спальной. В первом случае экипажу приходилось мерзнуть на
морозе и мокнуть под дождем, а во втором – с трудом выбираться из заднего
отсека двухдверной кабины.
КрАЗ-260 (6х6) – бортовой автомобиль, выпущенный в 1979
году и заботливо отреставрированный совсем недавно, – славная страница истории
предприятия. Это первый и последний в СССР серийный автомобиль с многотопливным
двигателем (ЯМЗ-238Л, мощностью 300 л. с.). На вооружение Советской Армии
он был принят в 1981 году, а впервые показан на параде в Москве четырьмя годами
позже, по случаю празднования 40-летия Победы. Тогда 12 таких машин проехали
по Красной площади с мощной артиллерийской системой 2А36 «Гиацинт» калибра
152 мм на прицепе. В таком виде, т. е. в паре с этим далеко не безобидным
«цветком», «двести шестидесятый» предстал и на нынешнем автошоу.
«Сибирь», он же КрАЗ-7Э6116 (8х8),
стал яркой новинкой в исторической экспозиции завода. Этот уникальный опытный
автомобиль грузоподъемностью 15 т был изготовлен и испытан в 1988 году по
заказу Минобороны СССР в рамках темы «Открытие». А для конспирации на нем
крупно начертали вполне гражданское название «Сибирь». Впервые на автомобиле
КрАЗ была применена компоновочная схема «кабина впереди двигателя», что понижало
силуэт машины (для лучшей маскировки) и создавало удобные условия для троих
членов экипажа. Кстати, кабину предполагалось бронировать.
Высокой проходимости способствовала оригинальная независимая подвеска всех
колес. На автомобиле устанавливался новейший, тогда еще секретный, многотопливный
двигатель ЯМЗ-8425 мощностью 420 л. с. Он мог работать не только на солярке,
но и на бензиновых и керосиновых смесях, и даже на жидком ракетном топливе.
Правда, его запуск и остановку нужно было производить только на дизтопливе,
для которого имелась отдельная емкость. Интересно, что радиаторы размещались
горизонтально над двигателем. К тому же, они были многосекционными, и при
повреждении одной из секций машина могла продолжать работу.
Судьба «Сибири» сложилась неудачно. Тогдашнее военное
руководство благоволило Минскому заводу колесных тягачей, где тоже создавались
машины подобного класса. А к украинскому автомобилю без конца выдвигались
все новые и не всегда обоснованные требования… Вскоре наступил 1991 год,
Союз распался, и тема «Открытие», как горько шутили на заводе, превратилась
в тему «Закрытие».
БТР-3Е1 – одна из новых разработок знаменитого Харьковского
конструкторского бюро им. Морозова (ХКБМ). В облике четырехосной плавающей
машины (8х8) угадываются черты корпуса славного предка – бронетранспортера
БТР-80. Разительное отличие новой машины – башенный модуль «Штурм», стабилизированный
в двух плоскостях, что позволяет вести эффективный прицельный огонь на ходу.
В модуле размещены 30-мм пушка, пулемет калибра 7,62 мм, 30-мм гранатомет
и противотанковая управляемая ракета «Барьер». Нужно сказать, что наводчик-оператор
находится не в самом модуле, а ниже – в броневом корпусе, и потому хорошо
защищен. Всего же экипаж машины состоит из трех человек, плюс шесть человек
десанта. Дизель УТД-20 в 300 л. с. обеспечивает скорость до 80 км/ч. Запас
хода по шоссе – 600 км.
REO М35 – американский военный грузовик, выпускавшийся
с 1952 года, – пожалуй, единственный в Украине. Его представил харьковский
клуб «Самоход». Фирма REO названа по имени известного конструктора Ренсома
Илая Олдса (R.E.Olds) – одного из основоположников массового автомобильного
производства. Машина стандартизована в армии США как М35 и относится к классу
грузоподъемности 2,5 т. Но на твердом грунте этот крепкий и надежный автомобиль
способен перевозить вдвое больше – до 5 т. Не случайно он получил прозвище
Eager Beaver, что можно перевести как «добросовестный». На машине устанавливались
бензиновые «шестерки» фирм REO или Continental, причем одинаковой мощности
– 146 л. с. Максимальная скорость с полной нагрузкой – 96 км/ч. В 1971 – 1989
гг. корпорация AM General выпускала машины М35 в версии А2 – с многотопливным
двигателем в 140 л. с. Автомобили М35 много лет применялись в вооруженных
силах США и других стран, в том числе Испании, Норвегии, Кореи, Греции, Австрии
и Турции. В Украину М35 попала в качестве гуманитарной помощи.