BMW 530: Пять новых «пятерок»
Новый год прошел, но компания BMW вновь напомнила о Санта-Клаусе. Своим поклонникам она приготовила настоящий подарок – пять новых модификаций BMW 5 Series. Три из них оснастили более мощными бензиновыми моторами, а две еще и усовершенствованной системой полного привода xDrive! Наше знакомство с самой мощной полноприводной модификацией «пятерки» состоялось в предместье городка Рованиеми, где, кстати, и живет Санта, в Северной Финляндии.
Новый год прошел, но компания BMW вновь напомнила о Санта-Клаусе. Своим поклонникам она приготовила настоящий подарок – пять новых модификаций BMW 5 Series. Три из них оснастили более мощными бензиновыми моторами, а две еще и усовершенствованной системой полного привода xDrive! Наше знакомство с самой мощной полноприводной модификацией «пятерки» состоялось в предместье городка Рованиеми, где, кстати, и живет Санта, в Северной Финляндии. |
Появление два года назад очередного творения Криса Бенгла – BMW 5 Series с индексом Е60 – вызвало немало споров: одни считали дизайн «пятерки» слишком авангардным, другие видели в ней яркую индивидуальность. Постепенно к новому облику машины привыкли, и критика сошла на нет.
Три шестерки для «пятерки»
Дерзкий облик «пятерки» пришелся по душе поклонникам марки. Автомобиль изначально оснащался новейшими системами безопасности. Предмет особой гордости BMW всегда составляли моторы. Целые поколения рядных шестицилиндровых двигателей, устанавливаемых на авто этой марки, позволили мотористам фирмы сделать их, без преувеличения, совершенными. И награды престижного международного конкурса «10 лучших двигателей» для «шестерки» BMW стали неслучайными. Но, похоже, в этот раз баварские моторостроители превзошли самих себя.
Весной 2005 года на смену шестицилиндровым бензиновым BMW 520i, 525i и 530i пришли модификации с новыми двигателями. Минимальный объем мотора «пятерки» 2006 модельного года будет составлять 2,5 литра. Такая машина получила обозначение BMW 523i и от «правильной» «525-й», которая также имеет объем 2,5 л и прибавила в лошадиных силах и ньютонах на метр, отличается лишь меньшими мощностью и моментом. У BMW 530i тоже прибавилось «силенок» (+27 л. с.).
Специально для поклонников спортивного стиля в качестве опции теперь предлагаются передние сиденья с автоматически изменяемой интенсивностью боковой поддержки. В зависимости от поперечного ускорения машины и угла поворота руля «хватка» сиденья или увеличивается, или уменьшается. С помощью переключателя на центральной консоли можно выбрать одну из программ настройки сиденья: комфортную, нормальную и спортивную.
Для универсала предусмотрена такая опция, как дистанционное открывание пятой двери, причем на определенный уровень – вдруг у вас в гараже потолок низкий? А тут дверь может подниматься до одного из пяти положений – от 50 до 100% высоты открытия. Но ведь не это главное в BMW. Эти машины всегда славились отличными ходовыми качествами. Для их совершенствования компания вновь обратилась к автоспорту.
Взять лучшее!
Королева автоспорта «Формула-1» уже неоднократно продемонстрировала, насколько эффективен может быть задний привод, за приверженность которому многие и ценят BMW! В то же время раллийные чемпионаты доказывают преимущества постоянного полного привода на дорогах, лишенных качественного покрытия, а также в сложных погодных условиях. Так почему бы не объединить достоинства обоих приводов? Тем более что такой опыт у компании уже есть. Революционная система xDrive доказала свою эффективность на внедорожнике BMW Х3 и рестайлинговом BMW Х5. Да и полноприводные машины бизнес-класса в истории компании были – в начале 90-х выпускался полноприводный BMW 525ix (Е34). Следующее поколение «пятерок» (Е39) было лишено версии 4х4. И вот теперь пробел восполнен! Причем BMW 5 Series получил не просто постоянный полный привод, а усовершенствованную и доработанную с учетом требований, предъявляемых к легковому автомобилю, систему xDrive!
Много лет назад автор этой статьи защитил диплом на тему «Системы ориентации и навигации подвижных объектов», после чего работал конструктором систем управления космических аппаратов. И когда появилась первая информация о принципе работы новой системы полного привода xDrive от BMW, у меня как будто возникло чувство дежа-вю. Это же настоящая «конверсия» – космические технологии «спустились» на землю. Автоматическое управление с инерционными датчиками традиционно применяется в военной технике (беспилотные самолеты, ракеты, торпеды и т. д.).
Баварцы также используют систему сбора первичной информации, поступающей от различных датчиков системы динамической стабилизации (DSC), умные алгоритмы ее обработки и соответствующее управление исполнительными органами, коими являются многодисковая муфта, тормозные механизмы и двигатель.
Как все происходит
Хотя привод BMW 530xi считается постоянным полным, в некоторых случаях передняя и задняя оси автомобиля могут отсоединяться друг от друга (тогда 100% момента уходит на задние колеса). Это происходит, например, во время движения с малой скоростью и при большом угле поворота колес (во время парковки). Может быть и наоборот – оси жестко соединяются и момент делится поровну между ними. В последнем случае имитируется блокировка межосевого дифференциала традиционных систем полного привода.
При трогании с места в нормальных условиях многодисковая муфта с электронным управлением замкнута до тех пор, пока машина не разгонится примерно до 20 км/ч. Это обеспечивает максимальную тягу на всех колесах, ведь крутящий момент двигателя делится между осями в пропорции 50:50. С ростом скорости все больше момента начинает уходить на заднюю ось – в нормальном режиме движения он распределяется в соотношении 40:60 в пользу задней оси. После 180 км/ч машина становится заднеприводной, вплоть до возникновения опасности пробуксовки или потери курсовой устойчивости.
Степень риска система xDrive определяет самостоятельно. Получая данные о нажатии на педаль газа и повороте руля, рыскании, скорости и поперечном ускорении автомобиля, а также параметрах двигателя и скорости вращения колес, xDrive работает на опережение, определяя, когда необходимо использовать полный привод, и меняет степень блокировки муфты еще до потери сцепления колеса с поверхностью дороги. В поворотах, при возникновении риска заноса, больше момента (до 50%) уходит на переднюю ось (муфта блокируется сильнее), а при возможности сноса – муфта распускается и на задние колеса передается до 100% крутящего момента. И только если полного привода оказывается недостаточно и автомобиль не удерживается на траектории, в действие вступает DSC. Она препятствует сносу и заносу авто, а также пробуксовке, выполняя еще и функцию блокировки межколесных дифференциалов. Используя информацию датчиков антиблокировочной системы тормозов (ABS), она контролирует распределение крутящего момента между левыми и правыми колесами. Если одно из них начинает пробуксовывать, оно подтормаживается, а избыточный момент перераспределяется на то, у которого лучшее сцепление с дорогой…
Как все сложно и в то же время легко. Сложно для конструкторов – ведь им надо скоординировать работу всех систем и исполнительных механизмов с учетом погрешностей датчиков. Легко для водителей – ведь на BMW ездят люди с разным уровнем водительского мастерства. Все системы должны работать незаметно, дабы не доставлять дискомфорта, и при этом эффективно. Самые же «продвинутые» драйверы могут отключить электронных «помощников». Все вышеизложенное нашло свое подтверждение буквально через несколько минут…
Танцы на льду
Чести нести буковку «х» на багажнике (так компания отмечает полноприводные модификации) удостоились седаны и универсалы BMW 525xi и 530xi. Для знакомства журналистам были предложены мощные 3,0-литровые версии (BMW 525хi появится чуть позже).
И вот он перед нами – новый полноприводный BMW 530xi. И не где-нибудь, а за Полярным кругом, на очищенном от снега треке, проложенном прямо по льду замерзшего водоема. Да лучших условий для теста такой машины не найти! Кстати, на тест баварцы пригласили легенду авторалли 70-х, известного финского автогонщика Райно Аалтонена, блиставшего за рулем Mini Cooper и Cooper S, и его сына Тимо.
Сначала нам предложили прокатиться в качестве пассажиров в автомобиле, за рулем которого сидел сам чемпион, родившийся в этих местах. Райно тут же отключил систему DSС и, попутно объясняя технику пилотирования машины в экстремальных условиях, без труда покоряет замысловатую трассу со скоростью 60 – 70 км/ч! Следующий круг он делает с включенной системой стабилизации. Особой разницы никто из журналистов не ощутил. Воодушевленные этим, мы быстро разбираем ключи от машин и пробуем покорить трассу в той же последовательности – сначала с отключенной, а потом с активизированной DSC…
Если бы снять на видео с вертолета то, что происходило потом, получился бы отличный видеоряд для какого-нибудь вальса. Ведь лед-то практически идеально ровный, а шины (нет, баварцы точно над нами подшутили) хоть и зимние, но не шипованные. В результате очень скоро «дежурному» BMW Х5 пришлось извлекать одну из «пятерок», улетевшую в снег метров на десять.
Да уж, электроника электроникой, а думать все же надо… При добавлении газа в повороте (заднеприводную машину тут же закрутило бы волчком) BMW 530xi норовит стать поперек дороги, но делает это без пугающей резкости. На передние колеса уходит больше момента, и они помогают вытянуть машину из заноса, а его глубину легко корректировать с помощью педали газа. И вот этот респектабельный седан в чистом раллийном скольжении проходит поворот за поворотом! Водитель получает истинное удовольствие от управления машиной! Так что поклонники баварских авто, ценящие их за классическую компоновку, не будут разочарованы.
Перед вторым кругом Райно предложил нам все-таки включить систему… И, о чудо! Автомобиль поехал, как по рельсам. Конечно, это не так интересно, зато намного безопаснее. «Пятерка» мгновенно реагирует на острое рулевое управление, коробка вовремя включает нужную передачу, xDrive «жонглирует» моментами на осях, система DSC мягко подтормаживает нужные колеса, а при необходимости и «придушивает» мотор. В действие она вступает только тогда, когда возникает риск критического развития ситуации, позволяя использовать преимущества полного привода. Все системы работают очень слаженно, точно и быстро. На гладком сияющем льду полноприводная «пятерка» четко выполняла все маневры!
Так, может, надо было сделать систему DSC неотключаемой? Боюсь, водители, предпочитающие активный стиль езды, это не одобрили бы. Тот же Райно Аалтонен доказал, что даже без помощи электроники, а просто имея соответствующие навыки, можно безопасно и эффективно управлять полноприводным «бимером». И при этом получать несравненное удовольствие от драйва в чистом виде. К тому же иногда систему лучше отключать, например, двигаясь по рыхлому снегу. В этом случае преимущества четырех ведущих колес становятся еще более очевидными. А пробуксовка отдельных колес предотвращается благодаря иммитации блокировки дифференциалов.
При повседневной же эксплуатации новые модели BMW с системой xDrive демонстрируют фактически такие же маневренность и динамичность, как заднеприводные модели. Правда, радиус разворота все-таки вырос – 11,9 м против 11,4 м у заднеприводной «пятерки».
Результат
И все-таки нашли баварцы, что добавить к, казалось бы, совершенной конструкции кузова и практически эталонной ходовой BMW 5 Series! Умный полный привод xDrive, новые более мощные и экономичные двигатели, разнообразные приятные дополнения в алгоритмах работы электронных систем. Все это выводит «бимеровскую» «пятерку» на новый уровень в плане управляемости, безопасности и удовольствия, которое она дарит водителю.
В Европе стоимость новых седанов BMW 525i и 530i составит от 38350 евро и 41450 евро соответственно. Универсалы стоят чуть дороже – 40750 и 43850 евро. Система полного привода xDrive обойдется в дополнительные 2500 евро. Вполне возможно появление и турбодизельной модификации BMW 530хd с отлично зарекомендовавшим себя мотором, который ставится даже на купе 3 Series.
|
|
Легкий, но сильный | |
| |
Предупрежден – значит вооружен | |
| |
BMW 530хi |
|