Таблица байкера Менделеева
Мотоцикл в куда меньшей степени транспортное средство, чем автомобиль, и в куда большей – способ самовыражения.
Мотоцикл в куда меньшей степени транспортное средство, чем автомобиль, и в куда большей – способ самовыражения. |
Даже сейчас, когда в Украине третий год «бушует» мотобум, мы все еще оборачиваемся вслед проносящемуся мимо байкеру или скутеристу. Отрадно, что львиная доля завозимой техники – от всемирно известных и уважаемых марок: BMW, Harley-Davidson, Honda, Kawasaki, Peugeot, Suzuki, Yamaha. Тут и спортбайки, и квадроциклы, и стритфайтеры, и туреры, и кастомы, и скутеры, и скутеретты. В попытке все это классифицировать нередко путаются даже официальные дилеры. И не мудрено: с одной стороны, четкой «табели о рангах» не существует – на крупнейших мировых рынках США, Японии и Европы в силу местных историко-архитектурных особенностей существуют собственная терминология и методы определения того или иного типа мототехники. С другой стороны, как и в автомобильной промышленности, на моторынке царит мода на «кроссоверы» – модели, которые стоят на границе или вовсе не относятся ни к одному из принятых классов. Работая над каталогом, мы создали собственную систему классификации, основываясь на «кодексах» трех вышеназванных рынков, и разместили в нем мототехнику, официально продающуюся на рынке Украины.
Классические мотоциклы
Обширнейший из существующих классов. Начало всех начал – самые обычные мотоциклы, предназначенные для перемещения из точки А в точку Б без претензий на престиж или спортивность. Их отличает не меняющийся с годами классический «покрой»: неброский дизайн и функциональная, проверенная временем конструкция, возвращающая в 60 – 70-е годы, когда мотоцикл все еще оставался просто транспортным средством. Отсюда практичность и надежность, приемлемые цена и стоимость обслуживания.
Кастомы
В переводе с английского «сustom» – традиция. Типичные представители «тяжелой» классики, которую часто также называют «чопперами»: Harley-Davidson Fat Boy 1450, Kawasaki Vulkan 800, Yamaha XV1700 PC, «Урал-Вояж» – выполнены в американском стиле, канонизированном фирмой Harley-Davidson. Это высоко поднятый руль, дублированные и вынесенные вперед подножки, каплевидный бензобак, V-образный слабо форсированный мотор с огромным моментом, позволяющим тронуться на самом малом газу, обилие хрома, вместительные кожаные кофры.
Туристические
Если кастомы предназначены преимущественно для «дефиле» от бара к бару, то «туристы», они же туреры и круизеры (от англ. сruise – путешествие) – прирожденные путешественники. Этот класс куда лучше, чем автомобили, сохранил дух истинного Gran Turismo с его тысячекилометровыми трансконтинентальными пробегами. Отсюда возведенный в абсолют комфорт – оберегающие от непогоды огромные носовые обтекатели, обогрев сидений и руля, обилие запирающихся кофров, стереосистемы с сабвуферами, пассажирское кресло с подлокотниками. Под стать экстерьеру и «начинка» – для самого тяжелого и габаритного класса предусмотрены сложные многоцилиндровые двигатели жидкосного охлаждения, сверхпрочные рамы из легированной стали и обилие вспомогательной электроники, вплоть до АBS. Кумиры «дальнобоя» – Honda Gold Wing и BMW K1200LT. Впрочем, при классификации своей продукции очень многие фирмы не делают особых различий между кастомами и турерами – видимо, потому, что часто получают вторые путем форсирования и оснащения первых обтекателями, кофрами и прочей туристической комплектацией.
Спортбайки
Настоящие двухколесные ракеты, владельцы которых искренне считают, что «их» полоса – двойная разделительная. У спортбайков (Honda CBR1000RR, Kawasaki ZX-10R, Suzuki GSX-R1000, Yamaha R1) все принесено в жертву управляемости, скорости и динамике. Отсюда «эмбрионная» поза водителя, безбожно «зажатые» подвески, обилие аэродинамического обвеса, закрывающего все выступающие детали. Зато технологически спортбайки – вершина серийного мотоциклетостроения. Отточенная управляемость, сверхмощные тормоза, три секунды до первой сотни, 300 км/ч максимальной скорости и восприятие остальных участников движения как неподвижных шахматных фигур.
Стритфайтеры
Streetfighter (с англ. – уличный боец), он же Naked force (голая сила) – сугубо мегаполисная разновидность спортбайков. Главные отличительные особенности – полное отсутствие «оперения» вплоть до зеркал заднего вида. Внутри различий куда больше – часто байкеры производят стритфайтеры самостоятельно путем смешения двигателей, рам, подвесок разных фирм. Впрочем, в удовольствии блеснуть «голой силой» не отказывают себе «фирмачи»: BMW R1150R Rockster, Honda CBF600F Hornet, Kawasaki Z1000, Suzuki GSF 600 Bandit и Yamaha MT-01.
Эндуро, или мотоциклы двойного назначения
Дорожные мотоциклы – это здорово, но что делать, если нужно съехать с асфальта? Для этого и существуют мотоциклы двойного назначения, или enduro (c исп. – выносливый), которые должны одинаково уверенно чувствовать себя и на дорогах, и вне оных. Вездеходность обеспечивается, в первую очередь, солидным клиренсом (благодаря высоко поднятым длинноходным подвескам, воздухозаборникам и глушителю). Другие «родовые» признаки: узкая и жесткая рама, мощный, надежный и оборотистый одноцилиндровый четырехтактный двигатель (125 – 600 см куб., 25 – 40 л. с., 120 – 160 км/ч) с хорошей тягой во всем диапазоне оборотов и шины с развитыми грунтозацепами. Впрочем, в последнее время под термином «мотоциклы двойного назначения» концерны все чаще подразумевают «паркетные» мотоциклы, которые лишь выглядят как эндуро, но среда их обитания – максимально «твердые» проселки. Другая крайность – «кроссачи» – чисто кроссовые машины. Поскольку они не предназначены для дорог общего пользования, мы отнесли их к категории спецтехники.
Эндуро: Honda XL 650, Yamaha TW 200.
«Паркетники»: Suzuki DL650 V-Storm, Jawa 350 Trump, Yamaha TDM900
«Кроссачи»: Suzuki RM 250, Yamaha YZ 450 F
ATV
Они же квадроциклы и мотовездеходы. Аббревиатура ATV расшифровывается как All Terrain Vehicle (с англ. – внедорожная повозка). Как правило, это четырехколесные вездеходы, которые роднят с мотоциклами разве что посадка «верхом» и органы управления. ATV предназначены исключительно для эксплуатации вне дорог и не оборудованы звуковой сигнализацией, зеркалами, габаритными фонарями. Запрещено выезжать на них на дороги общего пользования. Новое веяние – квадрогрузовики: «растянутые» утилитарные квадроциклы с двумя полноценными местами, грузовым отсеком и автомобильным рулевым управлением.
Квадроциклы: Defiant DT-150ST Grand, Futong ATV-250 Cayman, Honda TRX 650 Rinkon
Квадрогрузовики: Bombardier Sarasota, Kawasaki Mule, Yamaha Rhino 660