Новинка
Как появились первые «Москвичи» в СССР?
Точно известно, что «Москвич-400» является немного видоизмененной копией Opel Kadett 1938 года. Но вот дальше сразу начинаются вопросы… Многие современные источники, а также Лев Шугуров и Александр Андронов (начальник КБ шасси МЗМА с 1945 г.) отмечают, что документация по автомобилю отсутствовала и ее пришлось воссоздавать с нуля, используя готовые образцы. Но так ли это? Например, журналист и автомобильный дизайнер Юрий Долматовский в своей книге «Мне нужен автомобиль» выражает иную точку зрения. Он указывал, что машина выпускалась по документации, вывезенной с завода компании Opel в Рюссельхайме.
И вот почти через 70 лет автомобильному историку Дмитрию Дашко удалось отыскать подлинные немецкие чертежи по 4-дверному «Кадету» с переводом на русский язык. Интересно, что в СССР эти чертежи прибыли 14 декабря 1946 года, когда уже была собрана пробная партия машин по обходным технологиям. Стоит отметить и тот факт, что среди обнаруженных чертежей присутствует документация и по праворульным версиям (а такие серийно не выпускались в Советском Союзе).
Дмитрий Дашко: Действительно, мною обнаружены целые группы оригинальных немецких чертежей, датированные 1937 годом, и оказавшиеся в 1946 году в СССР. На каждом чертеже имеется точный перевод на русский язык всех немецких текстов и примечаний по изготовлению каждой детали, а нумерация чертежей Opel ручкой переведена в нумерацию по советским стандартам. Однако, делать точные выводы сейчас рано, т.к. в документах 1945-1947 гг. найдена довольно противоречивая информация. По теме «Москвич» работало три группы конструкторов- чертежников: в Германии ( КБ временной советской администрации), на самом заводе МЗМА и немецкие специалисты в закрытых КБ под Москвой. Пока выяснить, кто именно и какими чертежами занимался не удалось».
«Тем не менее, мною вскрыт целый пласт документов, в которых вскользь проскакивает нужная информация по данному вопросу. Сегодня с уверенностью можно констатировать только один факт – из Рюссельхайма была вывезена и восстановлена вся оснастка для модели «Кадет», а также по репарации из Германии было доставлено 1400 станков специально для производства «Москвич-400». Думаю, что в ближайшие годы загадка номер один советсткого автопрома будет полностью разгадана».
Фото Дмитрия Дашко