Автомобильное будущее
С высоты птичьего полета
Во время пребывания в Германии нам посчастливилось подняться на крышу Main Tower, одного из самых высоких небоскребов Франкфурта-на-Майне. Город лежал как на ладони. А с высоты юбилейного 60-го Франкфуртского автосалона перед нами открылось будущее мирового автопрома… |
В очередной раз придется
отметить – с каждым годом автосалоны становятся все практичнее и деловитее;
причем это касается как самих автомобилей-дебютантов, так и их презентаций.
Все меньше компаний сопровождают свои премьеры яркими, эффектными шоу
с музыкой и танцами. Им на смену пришли электронные симуляторы, действующие
модели тех или иных узлов машины, онлайн-презентации, интернет-магазины
и прочие приметы XXI века. Более функциональными (зачастую в ущерб внешности)
постепенно становятся и сами автомобили. Такое впечатление, что при создании
очередного концепт-кара дизайнеры больше думают о его вместительности
или способности к трансформации, нежели об эстетике интерьера и красоте
силуэта.
Немецкий подход
В последнее время в Европе существенно увеличился «срок жизни» новых
автомобилей. Если раньше среднестатистический европеец менял машину через
каждые два-три года, то сейчас он делает это значительно реже. Вполне
вероятно, что автопром отреагировал на эти изменения, начав немного реже
обновлять свои модели. По-настоящему ярких дебютов и премьер стало меньше
(44 против 59 в 2001 году), а значит, и ценят их больше. Возможно, потому-то
посетителям стендов предлагают не только «пощупать» новинку и посидеть
в ней, но и совершить виртуальную поездку на симуляторе, разобраться с
принципом работы навигационной системы или бортового компьютера, а если
новшества придутся по душе, то прямо тут же оформить покупку, причем с
возможностью выбора различных кредитных программ.
Еще одна тенденция развития современных автомобилей – увеличение размеров
и усложнение различного рода электронных систем. Естественно, это неминуемо
должно приводить к повышению стоимости новых автомобилей – многие производители
заявляют, что в машинах ХХI века на электронику и высокие технологии приходится
до 70% себестоимости. Кроме того, конструкторы все активнее применяют
в своих моделях углеродные композиты и алюминий. Так, специалисты BMW
утверждают, что к 2015 году в их автомобилях совершенно не останется стали.
Подобное нововведение позволит в дальнейшем с большей эффективностью утилизировать
пришедшие в негодность автомобили.
Впрочем, есть еще одно направление, в котором движутся автомобилестроители,
– это «подгонка» двигателей под экологические нормы, которые из года в
год становятся жестче. Кроме того, не прекращаются работы по созданию
транспортных средств на водородных топливных элементах и с гибридными
силовыми установками.
Естественно, наиболее ярких премьер ожидали от местных, немецких автопроизводителей.
Это неудивительно, так как автомобилестроение является одной из важнейших
составляющих немецкой экономики – 33% национального валового продукта
приходятся на автоиндустрию и связанные с ней отрасли. Только в течение
2002 года на автомобильных предприятиях Германии появилось 130 тысяч новых
рабочих мест. Да и деньги в эту отрасль вкладываются немалые – так, в
автомобильную промышленность Восточной Германии с 1990 года было инвестировано
более 8 млрд. евро. Причем семь из десяти производимых в стране автомобилей
отправляются на экспорт!
Противостояние «малышей»
Самым интригующим событием салона стала «Великая немецкая дуэль» Volkswagen
Golf против Opel Astra. Немцы относятся к этим машинам с благоговением.
Достаточно сказать, что хотя на стендах компаний было выставлено на всеобщее
обозрение, «обсиживание» и «ощупывание» более десятка «Гольфов» и «Астр»,
толпа вокруг них не уменьшалась ни на миг. Оба автопроизводителя возлагают
огромные надежды на свои бестселлеры – например, глава Volkswagen Бернд
Пишетсридер за день до открытия автосалона лично посетил свой стенд, проведя
своеобразную «инспекцию» (кстати, приехал он как раз на новом «Гольфе»!).
Честно говоря, отдать предпочтение кому-либо из дуэлянтов практически
невозможно. На стороне Golf – имидж культовой машины плюс более мощные
моторы (90 – 200 л. с. против 75 – 150 у Astra) и более интересные КПП
(в том числе DSG). Astra привлекает элегантной внешностью, салоном в стиле
high-tech и колесной базой, одной из самых больших в классе (2614 мм против
2578 мм у Golf). Так или иначе, окончательный вердикт вынесет покупатель,
причем голосовать он будет кошельком. Добавим лишь, что «Гольф» попадет
к европейским дилерам буквально по окончании автосалона, а вот «цветения»
«Астры» придется подождать до весны.
Ближайшим конкурентом, который «попортит кровь» этой парочке, смело
можно назвать Mazda3. Машина, конечно, не впечатляет таким большим выбором
модификаций, зато предлагается не только с кузовом хэтчбек, но и седан.
А теперь добавьте к этому характеристики моторов, высокое японское качество
и самобытный дизайн…
Многие европейские и азиатские компании представили готовые к производству
новинки нижнего среднего, малого и особо малого классов. В их числе –
давно ожидаемая компактная модель Citroёn С2. Интересно, что машина такого
класса получила огромное количество отсеков для мелочей, а ее задняя дверь
состоит из двух частей.
Сразу несколько малогабаритных новинок продемонстрировал Fiat – в первую
очередь это новое поколение хэтчбека Panda, привлекающее сложной формой
крыши и гаммой моторов мощностью от 54 до 70 л. с.
Suzuki и Subaru решили объединить свои усилия и подготовили «близнецов»
Ignis и Justy нового поколения – среди хэтчбеков только они могут похвастаться
полноприводными трансмиссиями.
Из корейских «малышей» наибольший интерес вызвал предсерийный Kia Picanto.
Несмотря на «А-классовую» принадлежность, машина оснащена ABS, EBD, дисковыми
тормозами всех колес и полностью независимой подвеской. Это первая подобная
разработка Kia, однако корейцы планируют только в Европе продавать порядка
60 тысяч Picanto в год.
Подводя итоги, отметим, что основными тенденциями в этом сегменте являются
постепенное стирание граней между хэтчбеком и компактвэном, а также повальная
«дизелизация». В качестве иллюстрации последнего утверждения можно привести
целый ряд новинок: 82-сильный Nissan Micra 1.5 dCi, 70-сильный Fiat Panda
1.3 Multijet, 150-сильный Opel Astra 1.9 CDTI и т. д.
Однообъемное будущее
Одним из наиболее динамично развивающихся классов автомобилей остаются
однообъемники различных размеров. Свои версии на эту тему предложили,
среди прочих, компании Skoda (концепт-кар Roomster), Daihatsu (симпатичный
«кубик» под странным названием Ai) и Fiat (готовый к серии компактвэн
Idea). Они продолжают тему многофункционального легко трансформируемого
салона, к тому же «нафаршированного» разнообразной электроникой.
Концепт-кары Renault BE Bop и Renault Be BOP демонстрируют перспективные
направления в развитии компактных однообъемников – динамичных спортивных
и полноприводных для активного отдыха. Главное – понять, что вам больше
по душе. SUV Be BOP отличается от своего собрата полноприводной трансмиссией,
увеличенным до 210 мм клиренсом и настройками подвески.
Активность в сегменте подтвердила Mitsubishi, которая подготовила к
автошоу полноразмерный (длиной 4,7 м) семиместный минивэн Grandis нового
поколения и футуристический однообъемник с лаконичным именем i, демонстрирующий
high-tech технологии. Отдельно стоит отметить напичканный электроникой
и нестандартный по дизайну концепт UniVerse от Daewoo – как сообщил нам
исполнительный директор GM Europe Крис Джей Лэйси, он является первым
шагом на пути компании к совершенно новому стилю и имиджу.
Таким же «прыжком в будущее» можно назвать и элегантное творение испанских
производителей – Seat Altea. По крайней мере, президент Seat доктор Андреас
Шлиф без колебаний называет Altea первым в ряду автомобилей совершенно
нового поколения. Исповедуемая «сеатовцами» концепция эмоционального дизайна
в этом компактном однообъемнике, созданном на базе Golf V, реализована
в полной мере – стремительный силуэт, оригинальная светотехника и стильный
салон. А если «приперчить» это 150-сильным 2,0-литровым мотором с системой
прямого впрыска, то получится достаточно жгучая смесь. Интересно, что
Altea – единственный в мире автомобиль, у которого «дворники» не расположены
горизонтально, а спрятаны у боковых стоек.
Классика всегда в цене
И все же, несмотря на обилие однообъемников, классические седаны и универсалы
не хотят сдавать своих позиций – другое дело, что автопроизводители, по-видимому,
решили сместить акцент, превратив «средство передвижения» в «роскошь».
Когда-то утилитарный, универсал теперь выглядит дорого и солидно. В качестве
примера можно привести первый в истории Jaguar универсал X-Type Estate
или концептуальный Chrysler 300C Tourer. Судите сами – творение американцев
достигает без малого (1 мм) 5-метровой длины, а база (3048 мм) является
самой внушительной среди серийно выпускаемых универсалов.
Да и традиционные седаны с каждым годом прибавляют в мощности и размерах.
Так, представители концерна Volkswagen посчитали, что Phaeton недостаточно
комфортабелен для VIP-пассажиров, и решили исправить это досадное недоразумение,
увеличив базу машины еще на 120 мм. Теперь флагманский VW обогнал Long-версию
Mercedes-Benz S-класса по длине (5175 против 5165 мм). Свое видение роскошного
люксового седана привезли во Франкфурт итальянцы, представив альтернативу
тевтонской массивности в лице Maserati Quattroporte. У очередного детища
дизайнеров Pininfarina при длине 5052 мм база лишь на 21 мм меньше, чем
у самого большого Mercedes-Benz (3064 против 3085 мм).
В то же время сам Mercedes сделал ставку на стиль и роскошь. Одной из
самых неожиданных премьер Франкфурта оказался концептуальный спортивный
седан Mercedes Vision CLS. Впрочем, назвать его классическим седаном как-то
не поворачивается язык. Скорее это четырехдверное купе – настолько стремителен
силуэт CLS. Под элегантным «платьем» скрывается 265-сильный дизель V6,
соответствующий нормам Евро 4. Он обеспечивает разгон до «сотни» за 6,4
с, а максимальная скорость ограничена электроникой на отметке 250 км/ч.
Более респектабельными становятся и небольшие седаны – так, компания
Volvo представила на суд зрителей новое поколение модели S40, принадлежащей
к европейскому D-классу. Стоит отметить, что при небольшом уменьшении
габаритной длины салон новинки гораздо просторнее и комфортабельнее, а
по общему стилю машина приблизилась к остальным моделям компании, от S60
до XC90. По словам ведущего дизайнера компании Хенрика Отто, новый S40
стал более спортивным, что должно прийтись по душе молодым, активным покупателям.
Визитной карточкой автомобилей фирмы Subaru давно стали горизонтально
расположенный оппозитный двигатель и полный привод. Создатели представленных
во Франкфурте новых Subaru Legacy/LegacySports Tourer и Subaru Outback
сохранили верность традициям. Автомобили «сбросили» 55 кг, но «раздались»
в ширину на 35 мм. В конструкциях используется алюминий – из крылатого
металла изготовлены капот и задняя дверь универсалов, а также рычаги подвески.
Новый шестицилиндровый 3,0-литровый мотор мощностью 245 л. с. (прежний
развивал 209 «лошадок») разгоняет Legacy до 235 км/ч, а Outback – до 223
км/ч. Обновились и четырехцилиндровые моторы: 2,0-литровый теперь развивает
138 л. с. вместо 125, а двигатель объемом 2,5 л – 165 л. с. вместо 156.
Изменена геометрия подвески, колея стала шире на 30 мм, установлены новые
пружины и амортизаторы. Двигатель опустили на 22 мм, еще больше понизив
центр массы. Переработаны тормоза и рулевое управление. Дорожный просвет
Subaru Outback увеличен со 190 до 200 мм, что вполне сопоставимо с параметрами
классических внедорожников.
Зачем в Европе джипы?
И наконец, столь любимый на постсоветском пространстве класс внедорожников
во Франкфурте остался практически без серьезного пополнения. Среди машин
класса SUV, правда, в разных весовых категориях, за внимание посетителей
боролись лишь концептуальный Nissan DuneHawk и предсерийный BMW X3. Кроме
полноприводной трансмиссии, эти машины объединяет разве что идея создания
самобытного фирменного стиля. Как Крис Бэнгл, так и Широ Накамура пытаются
вернуть новым внедорожникам агрессивные формы. В интервью корреспондентам
«АЦ» Бэнгл с уверенностью заявил, что новый компактный BMW X3, продажи
которого начнутся в следующем году, будет иметь огромный успех у покупателей,
в том числе благодаря новому фирменному стилю компании. Надо отметить,
что это не просто слова – только в Великобритании уже принято более 4000
предварительных заявок на баварский SUV.