Токийский автосалон: Как устроить будущее
В Японии сейчас не лучшие времена: борьба с последствиями природных катаклизмов, дорогая иена, спад продаж… Но японцам не впервой отстраивать страну, поэтому на Токийском мотор-шоу они показали, какими станут автомобили будущего: умными, экологичными и… спортивными.
В Японии сейчас не лучшие времена: борьба с последствиями природных катаклизмов, дорогая иена, спад продаж… Но японцам не впервой отстраивать страну, поэтому на Токийском мотор-шоу они показали, какими станут автомобили будущего: умными, экологичными и… спортивными.
Чтобы пробудить интерес большинства японцев, особенно молодежи, к автомобилям, автопроизводители этой страны начали искать подходы с нескольких сторон. Это было заметно на 42-м Токийском автошоу. Не отказываясь от идеи создавать экологичные виды транспорта, они вспомнили о том, что машина должна быть более эмоциональной. И в первую очередь – спортивной. Поэтому крупнейший производитель – Toyota вернулась к своему лозунгу: «Удовольствие от вождения. Опять». Вместе с Subaru компания презентовала спорткупе 86 (у Subaru – BRZ). А Nissan не только вывел свое спортивное подразделение Nismo на рынок серийных машин, но и создал спортивный болид на базе электромобиля.
Вторая «уловка» на пути привлечения молодых покупателей – включение автомобилей в систему «Умный дом». Экспозиция разных производителей под таким названием занимала почти целый павильон. Более того, крупнейшие автопроизводители придумывали свои варианты экологически чистых городов, в которых электромобили займут важное место. По их прогнозам, личный автомобиль, в зависимости от настроения владельца, его образа жизни и работы, сможет подстраиваться под потребности человека – от изменения количества мест и конфигурации внутреннего пространства до выбора маршрута, точек питания, смены оформления салона или даже кузова. В итоге автомобили оказываются включенными в тот мир, который сегодня создается молодыми людьми в информационном обществе. А это значит, что у них есть будущее…
Honda
У Honda ключевыми были несколько концептов, представляющих не такую уж далекую перспективу (во всяком случае, на рынке Японии). Каждый из концепт-каров демонстрировал свой класс автомобиля будущего. Так, городской компакт в компании Honda представляют в виде миниатюрного (длина – 2,5 м) Micro Commuter мощностью 23 л. с. и с пассажирской формулой 2+1. Работающий от литий-ионной батареи автомобильчик проезжает от зарядки до зарядки 60 км, развивает до 60 км/ч и, кроме двух взрослых и ребенка, берет «на борт» маленький (длина – 0,93 м) электроскутер Motor Compo. Скутер служит для поездок на небольшие расстояния, его батарея съемная, она может служить как для питания вспомогательных систем автомобиля-носителя, так и для работы дома – например, с портативным компьютером. Особое внимание уделено эргономике и дизайну интерьера, в котором пользователь ежедневно проводит немало времени. Для апгрейда экстерьера предусмотрены съемные панели дверей – вставки в них можно заменять другими, «освежая» таким образом внешность машины хоть ежедневно. На гибридный Honda AC-X (длина – 4,7 м), предназначенный как для города, так и для дальних поездок, установили 1,6-литровый бензиновый двигатель (130 л. с.) и электромотор. Предусмотрены различные режимы настроек всех систем автомобиля – от предназначенного для агрессивной езды до автоматического, в котором водитель устраняется от управления, причем рулевая колонка вдвигается в торпедо, а водительское сиденье превращается в низкое кресло. Родстер Honda EV-Ster воплощает в себе концепции спорткаров будущего. У него типичная для многих спорткаров компоновка с задним приводом и размещением двигателя в базе, за спинками сидений. Конструкция несущего кузова комбинированная: сталь, алюминий, углепластик. Интересно, что конструкторы допускают установку в кузов EV-Ster обоих типов силовых агрегатов – как чисто электрического, так и ДВС.
Рио Сугиура Дизайнер проекта EV-Ster В концепте Honda EV-Ster мы отказались от рулевого колеса и традиционной схемы с рулевой трапецией и реечного или иного механизма. Испытания показали, что примененная нами пара ручек-рычагов обещает более эмоциональное вождение, и с точки зрения безопасности есть плюс: продольное движение рук позволяет контролировать автомобиль более точно, чем манипулирование с привычным рулем.
Nissan
В том, что будущее – за электромобилями, у руководства Nissan не осталось никаких сомнений. Ведь их серийный Leaf не только получил статус лучшего автомобиля года в Японии, но и стал самым продаваемым электромобилем в мире. Поэтому все концептуальные модели компании создаются на электротяге. Наиболее яркая из них – Pivo3 (на фото внизу). У этого автомобиля все органы управления не имеют прямой связи с исполнительными механизмами. Городской компакт оборудован всеми ведущими колесами, в которые встроены электромоторы. Благодаря такому решению Pivo3 способен разворачиваться на пятачке в 4 метра. Концепт вмещает 3-х человек (по формуле 1+2) и оборудован интерфейсом, который держит связь с инфраструктурой города. Так, Pivo3 не только ищет свободные места на ближайших парковках, но и может самостоятельно припарковаться на них. Причем автомобиль способен не только подзарядиться, но и при наличии «лишней» энергии отдать ее в общественную электросеть, тем самым оплатив услуги парковки. Используя смартфон, владелец электромобиля Pivo3 может «вызвать» свою машину со стоянки, и она самостоятельно подъедет к нему.
Широ Накамура Вице-президент Nissan по дизайну Наш первый серийный электромобиль Leaf отличается традиционной компоновкой, но последующие разработки показывают, насколько изменится дизайн транспортных средств в ближайшее время благодаря тому, что они избавятся от ДВС. Так, у нашего концепта Pivo3, который может пойти в серию уже через 5–10 лет, двигатели встроены в колеса, ему не нужен капот, больше пространства можно использовать для пассажиров.
Daihatsu
Toyota
Лидер местного автопрома выступил на моторшоу сразу с двумя лозунгами. Первый – «Перерождение» – демонстрировал, что компания способна побороть трудности, вызванные землетрясением в Японии и наводнением в Таиланде. Второй – «Удовольствие от вождения. Опять» – возвращал потребителей к преимуществам тех автомобилей, которые выпускались в 80-е годы прошлого столетия – динамичности и удовольствию от вождения. В соотвествии с новой стратегией, Toyota показала заднеприводное спорткупе 86 и заднемоторный родстер GR MN. Компания также представила собственную версию «умного города», где люди передвигаются не только на автомобилях, но и на электрических транспортных средствах будущего.
Mazda
Дизайн новой Mazda6 обозначен концептом Takeri. |
Mitsubishi
Концепт PX-MiEV II – гибридный кроссовер, суммарная мощность силового агрегата которого не уступает 3,0-литровому бензиновому. | Mirage, новая глобальная модель Mitsubishi, в Европе заменит Colt. |
Suzuki
По версии Suzuki, так будет выглядеть глобальный компакт-кар компании через несколько лет. | Q-концепт – нечто среднее между автомобилем и мотоциклом. |
Subaru
Cпорткупе BRZ (у Toyota – 86) получило оппозитный двигатель, разработанный Subaru. | Новая Impreza пока выступила в качестве концепта, но очень близка к серии. |
VW
Европейские марки
Ориентируясь прежде всего на состоятельных японских покупателей, европейские производители представили в Токио новинки, отличающиеся не экстравагантностью, а в первую очередь богатством отделки и высокими динамическими характеристиками. Однако и здесь «зеленая» тема раскрыта достаточно глубоко.
Так, недалеко от стенда, где отмечали мировые премьеры Alpina B6 BiTurbo Coupe и Alpina B3 GT3, красовался впервые показанный миру экологичный BMW Active Hybrid 5. «Зеленый» имидж немецкой марки отстаивали также два стильных концепта новой, «электрической» линейки баварцев: спорткупе i8 и городской компакт i3. Сразу две многообещающие новинки продемонстрировал на своем огромном стенде Volkswagen. Мировой премьерой стал Passat Alltrack – «внедорожная» версия популярного универсала. Эффектный и в то же время выдержанный строго в фирменных традициях VW Cross Coupe выглядел готовым к производству. «Жук» третьей генерации представляли как «Beetle XXI века», а для завоевания сердец молодого поколения в экспозицию входила версия Beatle Fender с инсталлированной мощной аудиосистемой.
Audi впервые показала миру пятидверную версию своего А-класса: А1 Sportback в контрастной окраске и c возможностью заказать четырех- или пятиместную версию.