ВАЗ 2108: Подкапотное народное творчество
Сердце гоночного автомобиля – его мотор. Оттого, насколько он грамотно «доведен», во многом зависит и результат спортсмена. Сегодня расскажем о секретах доводки «восьмерочного» мотора. |
Приступая к «операции»
на «гоночном сердце», следует четко уяснить два нюанса. Во-первых, практически
любое действие по форсировке двигателя не только отнимает много времени
и финансов, но и заметно уменьшает его ресурс. Во-вторых, «одноразовые
вливания» в виде «кривых валов» (спортивных коленвалов), кованых поршней
и прочей гоночной атрибутики являются абсолютно неоправданными. В спортивном
моторе (да и во всем автомобиле) любое серьезное «улучшение» влечет за
собой целый ряд других изменений. Тот же «кривой вал» без последующей
корректировки степени сжатия, да при стандартных клапанах и системе выхлопа
в лучшем случае не нанесет двигателю вреда, не говоря уже о какой-то прибавке
мощности.
| |
Работы по наращиванию мощности проводятся сразу по двум направлениям:
увеличение рабочего объема и числа максимальных оборотов.
Пилите, Шура, пилите!
Регламент ФИА разрешает расточку цилиндров при условии, что полученный
рабочий объем не выйдет за пределы класса, в котором заявлен данный автомобиль.
То есть, если у вас изначально 1500-кубовый мотор, а машина будет заявлена
в 1600-кубовом зачете У2 (на сегодня единственный в Украине класс для
ВАЗ-2108), то можно спокойно наращивать рабочий объем до максимально разрешенной
величины. Однако следует иметь в виду, что при расточке цилиндров уменьшается
толщина их стенок, а значит, снижается прочность и нарушается теплообмен,
что ведет к уменьшению ресурса.
Второй путь увеличения рабочего объема – применение коленвала с большим
радиусом кривошипа (от 1,6-литровых ВАЗ-2110), который увеличивает ход
поршня. Для борьбы с силами инерции и большими нагрузками потребуются
иные, более легкие и прочные поршни: чаще всего используют кованые, изготавливаемые
специализированными российскими фирмами. Бюджетный вариант – поршни от
1,6-кубовых ВАЗ-2121 или 1,5-литровых ВАЗ-2105, у которых в днище предусмотрены
тарельчатые выточки под клапаны на случай обрыва ремня ГРМ.
Крутится-вертится
Мощность увеличивается за счет уменьшения камеры сгорания и, соответственно,
повышения степени сжатия. Поскольку в «восьмерочном» двигателе камера
сгорания большей частью находится в головке цилиндров, самый действенный
способ ее уменьшить – выфрезеровать посадочную плоскость головки блока
цилиндров на глубину 1-2 мм. Это даст увеличение степени сжатия с 9,8
примерно до 11 под бензин А-98.
При уменьшении камеры сгорания уменьшается и расстояние между днищем
поршня (в положении ВМТ в конце такта выпуска) и еще не успевшим закрыться
выпускным клапаном. Из-за сил инерции, действующих на клапаны и толкатели
возвратно-поступательных масс ГРМ, перемещение клапана отстает от фактического
профиля кулачка распределительного вала. Возникает зависание клапанов,
что исключается снижением массы деталей ГРМ, совершающих возвратно-поступательное
движение. Для этого высверливают цилиндрические части толкателей, применяют
облегченные клапаны с выемкой в тарелке. Увеличивают жесткость клапанных
пружин – под них устанавливают дополнительные шайбы (две штатные меняют
на одну более жесткую) или применяют две пружины с большим межвитковым
расстоянием.
Не увлекайтесь юбками!
Частота вращения коленвала повышается за счет снижения веса движущихся
деталей кривошипно-шатунного механизма. Для этого протачивается задняя
часть маховика или же он изготавливается из более легких сплавов, например,
из алюминия, а стальным остается только венец. Второй путь – сокращение
механических потерь (и веса) в цилиндро-поршневой группе, для чего путем
высверливания или подрезки сокращается площадь поверхности трения юбки
поршня. Но не увлекайтесь: поверхность юбки отводит тепло от поршня к
стенкам цилиндра, и чрезмерное, более чем 20-процентное, сокращение этой
площади почти всегда приводит к перегреву поршня, а там и до его прогара
недалеко.
Еще один действенный метод заставить коленвал крутиться шустрее – проточка
его противовесов. Но опять-таки не стоит увлекаться: после подрезки вал
должен удовлетворять условиям динамической балансировки при наличии грузов,
соответствующих развесовке шатуна. Попутно уменьшается и масса шатуна.
При грамотном подходе вес коленчатого вала в сборе с маховиком снижается
на 3 кг.