ВАЗ 2108: Восемь + восемь
За годы эксплуатации автомобиль сменил не одну аудиосистему – иногда эксперименты доходили до установки самодельных усилителей и бытовой акустики… Так продолжалось до тех пор, пока в «восьмерке» не поселился серьезный аудиокомплекс с фронтальной компонентной акустикой и двумя восьмидюймовыми сабвуферами в тылу. |
Одних только головных
устройств в «зубиле» сменилось штук шесть – от простеньких «безродных»
магнитол до «навороченной» Aiwa с откидной панелью и пультом ДУ на руле,
которая, в свою очередь, уступила место CD-ресиверу JVC KD-S611.
После воплощения в жизнь «промежуточных» вариантов с использованием
5-дюймового коаксиального «фронта» и нескольких комплектов тыловой акустики
размером 6х9 дюймов было принято решение построить аудиосистему по общепринятой
схеме «компонентный фронт + сабвуфер».
В качестве «головы» нового проекта оставили тот самый «611-й»: он хоть
и является CD-ресивером начального уровня со скромными возможностями по
обработке звука, но в качестве достойного источника сигнала годится. Тем
более что замена проигрывателя более высококлассным вполне возможна и
не потребует кардинальных переделок системы.
«Блестящий» фронт
При выборе фронтальной акустики предпочтение отдали продукции CDT Audio
– а если точнее, компонентной акустике CA-60. Благодаря предварительной
установке электростеклоподъемников 6,5-дюймовые мидбасы уместились в дверном
пространстве без особых проблем – удалось обойтись даже без «хирургических»
работ по металлу.
Металлическую поверхность дверей в зоне динамиков покрыли шумоизоляционными
матами 3M. Технологические вырезы двери закрыли специально изготовленными
фанерными заглушками, на одной из которых закрепили кроссоверы фронтальной
акустики. Таким образом, в дверной полости удалось создать закрытый объем
– предыдущие эксперименты показали, что без демпфирования дверей обивка
начинает дребезжать.
Мидбасы «вмонтировали» в подиумы собственной конструкции, изготовленные
по заказу на специальном оборудовании. Материал подиумов – склеенные композитным
клеем под давлением 250-тонного пресса двенадцать слоев тополя и бука
общей толщиной 27 мм. Такая технология обеспечила высокие акустические
характеристики подиумов при малой массе.
А чтобы «подчеркнуть» неординарность подиумов, решили не обтягивать
их карпетом, а путем кропотливой шлифовки и шпаклевки вывели лицевую поверхность
«в ноль». Затем ее покрасили черной краской и покрыли лаком Du Pont с
промежуточной полировкой слоев. В результате поверхность подиумов со строгим
«рояльным» блеском получилась безупречной.
Высокочастотные динамики установили не на стойках, как часто делается
в инсталляциях, а в углублениях двери, чтобы массивные «пищалки» из набора
CA-60 не диссонировали с интерьером. Вопреки опасениям, сцена «не упала»,
поскольку технология «направленного рассеивания» (Contoured Dispersion
Technology) позволяет добиться пространственного звучания даже при таком
расположении высокочастотных головок.
Восемь дюймов – оптимально
В качестве сабвуферов использованы два 8-дюймовых низкочастотных динамика
GSI ULX-804. Громкоговорители компактны и способны работать в корпусе
небольшого объема, а относительно скромные показатели звукового давления
«восьмерок» не так уж и важны – ведь автомобиль не готовился для состязаний
по звуковому давлению…
Кроме того, размер «низкочастотников» отчасти продиктован компоновочными
требованиями – «впихнуть» две «десятки» или «двенадцатки» в тесный багажник
«Самары», не пожертвовав при этом запасным колесом, практически невозможно.
Бас «запаске» не помеха
Сабвуферы «прописались» в корпусе, стенки которого изготовлены по той
же технологии, что и подиумы для фронтальной акустики (толщина стенок
– 20 мм). Конструкция корпуса (диффузоры и порты фазоинверторов направлены
в салон, а сам ящик установлен на специальных опорах) позволила сохранить
свободный доступ к «запаске» и оставила возможность разместить в образовавшейся
под ним нише инструмент и даже… раскладной столик для выездов на природу.
Внутри бокс для сабвуферов примерно на 40% заполнили звукопоглощающим
материалом, а со стороны багажного отделения его стенку покрыли тем же
ворсом, что и багажник. Динамики «врезали» в крышку сабвуферного корпуса,
которая одновременно является новой полкой багажника «восьмерки». Задняя
часть полки толщиной 10 мм, как и заводская, закреплена на потайных петлях,
что обеспечивает свободный доступ к содержимому багажного отделения. Благодаря
модульной конструкции и наличию трех Г-образных разъемов (два силовых
и один акустический) сабвуферный корпус легко демонтируется за считанные
минуты.
Один на всех
Довольно громоздкий, но плоский четырехканальный усилитель Lanzar NEO
4X200 прикрепили на корпусе сабвуферов со стороны багажника. Два канала
усилителя обеспечивают мощность фронтальной акустики, а два других через
встроенный полосовой НЧ-фильтр «качают» сабвуферы. Клеммы и провода закрыли
специально изготовленными накладками из листового титана, гармонично сочетающимися
с самим усилителем, кстати, весьма эффектным внешне. Различные настройки
звука в любой момент можно легко изменить благодаря тому, что все регулировочные
винты усилителя расположены не сбоку, а на его внешней поверхности.
Отличительной особенностью NEO 4X200 является дистанционный регулятор
уровня сигнала тыловых каналов (subwoofer remote control), который закрепили
под торпедо справа от рулевой колонки автомобиля. Регулятор хорошо вписался
в общий стиль интерьера, предварительно отделанного титановыми накладками.
CD-ресивер подключен непосредственно к АКБ мощными силовыми проводами
и защищен отдельным корпусным предохранителем номиналом 5А.
Для подключения усилителя и акустических систем использовали коммутационный
набор Oris AK-104, отдельно проложив акустические, силовые и сигнальные
провода. В непосредственной близости от аккумулятора установили 60-амперный
предохранитель питания усилителя, взятый из того же «орисовского» набора.
Жизнь удалась!
Звучание аудиосистемы вполне устроило владельца – оказалось, что у NEO
4X200 есть солидный запас мощности, а глубина низких частот скромных на
вид 8-дюймовых «сабов» более чем достаточна. Кроме того, приятно радует
музыкальность и «плотность» баса. Впрочем, фронтальная акустика тоже звучит
неплохо – особенно хорошо мидбасам CDT Audio удаются средние частоты и
вокал.
Тщательно дотянутый и проклеенный салон «восьмерки» практически не издает
призвуков, но задний номер, несмотря на резиновые шайбы, отзывается на
работу «сабов» недовольным гулом.
Словом, не совсем тривиальный подход при выборе типоразмера сабвуферов
и технологии изготовления подиумов вполне себя оправдал на практике. И
хотя аудиосистема «съела» определенную часть багажного отделения, запасное
колесо осталось на своем месте, да и возможность трансформации салона
сохранилась. Похоже, две «восьмерки» прописались в нашей «восьмерке» надолго
– от добра добра не ищут, как говорится…
Стоимость компонентов инсталляции ВАЗ-2108 |
|