Радиатор не на месте
Почему двигатель АЗЛК-2141 расположен так странно – в частности, радиатор находится сбоку, а не перед мотором…
Почему двигатель АЗЛК-2141 расположен так странно – в частности, радиатор находится сбоку, а не перед мотором…
Роман Зайченко, г. Мариуполь
В предыдущем номере «АЦ» мы писали, что прототипом для модели АЗЛК-2141 послужил французский автомобиль Simca 1307/1308 1976 г. Но между этими машинами, кроме небольших расхождений во внешности, было ключевое отличие – компоновка. Если у французского авто двигатель расположен поперечно, а подвеска торсионная, то советские конструкторы ориентировались на продольную установку мотора. Но существующий тогда силовой агрегат УЗАМ-412 имел большую высоту, что не позволяло сделать переднюю часть машины низкой, со спадающей линией капота. Чтобы установить высокий «четыреста двенадцатый» двигатель, на «самостоятельных» прототипах серии С (С-1 и С-3) на капоте была сделана характерная выштамповка. Позже его также больше наклонили. Для понижения передка до требуемого уровня конструкторы вынесли силовой агрегат за пределы колесной базы и сместили его вправо относительно продольной оси машины, разместили радиатор слева от мотора и установили дифференциал «между» мотором и КП.
Такая компоновка была позаимствована у Audi 100 и позволила использовать два двигателя от заднеприводных автомобилей: «родной» для «Москвичей» – уфимский (индекс УЗАМ-331.10) и слегка модернизированный «шестерочный» мотор (ВАЗ-2106-70) – на тот момент самый мощный двигатель «АвтоВАЗа». Причина подобной унификации банальна: компактного силового агрегата собственного моторного производства у «АЗЛК» тогда не было. Увы, со временем оно так и не появилось, поэтому, кроме «расточенных» до 1,7-2,0 литра уфимских моторов, «сорок первый» в последние годы своего конвейерного существования получил еще одно чужое «сердце», на этот раз французское – Renault F3R272. Эту модель назвали «Святогор».