| | «Десятке» не повезло с рождения. Ее проектирование пришлось на смутные годы перестройки, освоение серийного выпуска – на время развала Союза, начало продаж совпало с периодом экономических кризисов и открытием границ для иномарок. И тем не менее, модель стала популярной… |
Появившись на рубеже 90-х, ВАЗ-2110 попал на рынок с большим опозданием. Впрочем, десять лет конвейерной жизни показали, что сам по себе автомобиль неплох. Выпуск и одновременная модернизация машины продолжаются по сей день, но мы поговорим лишь о версиях с 1,5-литровым двигателем, которые уже не производятся – их можно найти лишь среди подержанных авто.
В боях за качество
Наиболее распространены в Украине «десятки» с кузовом седан. Реже встречаются универсалы ВАЗ-2111 и 5-дверные хэтчбеки ВАЗ-2112. В зависимости от комплектации полуторалитровых «Лад» в них могут быть: маршрутный компьютер, спидометр с электронным одометром, ремни безопасности и рулевая колонка с механизмами регулировки высоты, электропривод стекол и зеркал, центральный замок, подогрев сидений, 14-дюймовые колесные диски, иммобилайзер, «вежливая» подсветка салона, кондиционер, гидрокорректор и очиститель фар. Все машины оснащались автоматом, задающим отопителю температурный режим, и бортовой системой контроля основных систем.
Новые «десятки» обычно покупают семейные граждане, а вот в корпоративные автопарки и в такси они попадали редко, так что «убитый» экземпляр на вторичном рынке – явление нечастое. Автомобили первых партий (1996–1997 г. в.) имели множество «детских болезней», которые заводчане со временем успешно «вылечили». Главная проблема «десятки» – нестабильное качество комплектующих. Поэтому судить о ресурсе большинства узлов можно лишь с оглядкой на данный факт.
Места хватит
Салон «Лады» по-современному удобен и вполне комфортабелен. Посадка удачна как на передних, так и на задних сиденьях, водитель хорошо видит и дорогу, и происходящее в боковых секторах. Багажник отличается завидным объемом (седан – 415 л, универсал – 450 л, хэтчбек – 400 л) и легко доступен; особенно удобно грузить вещи в универсал. Многие автомобили оборудованы центральным замком и электростеклоподъемниками, однако эти механизмы могут периодически отказывать.
В целом кузов неплохо противостоит коррозии, поскольку многие его детали оцинкованы. Тем не менее, следить за его сохранностью нужно – в условиях «соленых» зим ржавчина все же развивается, проникая в малейшие трещины краски или антикоррозионного покрытия «десятки». «Железо» для кузовов ВАЗ-2110 дороже, чем для других моделей, освоенных еще в советские времена.
«Восьмеркины» корни
Все 1,5-литровые моторы «десятого» семейства построены на основе двигателя ВАЗ-21083, созданного для «восьмерки» еще в начале 1980-х. Самые простые, 8-клапанные карбюраторные агрегаты с индексом 2110 (71 л. с.), выпускавшиеся в первые годы, нередко встречаются в Украине. Широко распространены построенные на их базе впрысковые моторы 2111 (78 л. с.), немало на наших дорогах и их 16-клапанных версий 2112 (92 л. с.). Восьмиклапанные двигатели проще в обслуживании, они не боятся обрыва ремня ГРМ и требуют регулировки зазоров клапанов не чаще чем через 100 тыс. км. Зато 16-клапанники заметно «живее» на ходу, а их гидрокомпенсаторы при условии своевременной замены масла не доставляют дополнительных хлопот. Специфические особенности карбюраторных моторов связаны именно с этим сложным прибором питания. Карбюратор Solex, как известно, нередко засоряется, а кроме того, бывает, что из-за температурной деформации его крышки в смесительную камеру подсасывается воздух.
До замены колец мотор любого типа может прослужить 150–200 тыс. км, а ресурс «движка» до полного капремонта достигает 300 тыс. Выхлопная система большинства инжекторных машин снабжена каталитическим нейтрализатором, который при использовании бензина с железосодержащими присадками со временем забивается и препятствует нормальной работе двигателя, не давая ему развивать полную мощность. От этого же выходит из строя дорогостоящий лямбда-зонд.
Производившиеся в «придворных» ателье «АвтоВАЗа» экземпляры с 2,0-литровыми двигателями Opel в Украине большая редкость (см. табл.). «Лады» с уникальными роторно-поршневыми двигателями собственной разработки ВАЗ выпускал в единичных экземплярах, так что они являются раритетами даже у себя на родине. Обслуживать и ремонтировать их умеют только на нескольких СТО в России.
Электронные «штучки»
Вопреки расхожему мнению, электроника впрысковых моторов причиняет владельцам не больше хлопот, чем прочие, механические системы. Чаще всего встречаются блоки управления (ЭБУ) двигателя двух типов: Bosch и «Январь». Последний многие специалисты считают более удачным – за то, что он позволяет корректировать программу работы мотора; часто это было необходимо, поскольку из-за несовершенства «софта» многие агрегаты первых лет выпуска сбоили на холостом ходу и на переменных режимах. Кроме того, в память «Января» можно записать дополнительную программу, чтобы задавать двигателю второй режим работы – например, для скоростной или экономичной езды или для работы на газе. Случающиеся порой отказы ЭБУ обычно провоцируют свечи, загрязненные нагаром от некачественного бензина; по этой же причине перегорают катушки зажигания.
Датчики системы питания функционируют надежно, за исключением расходомера воздуха – на ранних модификациях из-за его нечеткой работы возникали рывки и провалы оборотов. Большинство владельцев уже заменили этот «сырой» прибор более качественным. Обороты холостого хода могут «плавать» из-за загрязнения регулятора, установленного на корпусе дроссельной заслонки. Обычно помогает его очистка или промывка «Очистителем карбюратора» (при работающем на высоких оборотах моторе). «Бошевский» электробензонасос не любит, когда в баке остается менее 5 литров бензина: «наглотавшись» воздуха, он вскоре выходит из строя.
Сделай выбор – сделай сам
Трансмиссия автомобиля была только переднеприводной и только механической 5-ступенчатой. Однако при помощи продающихся тюнинговых деталей коробку можно сделать 6-ступенчатой. Существует также несколько нестандартных рядов шестерен для подбора передаточного числа трансмиссии по вкусу владельца. Кстати, «десятка» предоставляет широкие возможности для тюнинга благодаря специализированным фирмам, выпускающим комплекты для доводки двигателя, трансмиссии, ходовой и кузова.
Для штатной коробки не редкость следы потения в местах выхода валов через сальники. На машинах, выпущенных в 2000–2002 гг., часто ломались детали кулисы КП (кронштейн и втулки), причем регулировка и смазка помогали не всегда. Сцепление беспроблемно служит до 100 тыс. км, однако стабильным этот результат назвать нельзя: иногда бывает, что из-за некачественных деталей узел изнашивается значительно раньше.
Для этой жизни
Ходовая часть «Лады» хорошо приспособлена к отечественным шоссе и проселкам. Подвеска длинноходная и энергоемкая, но при резком маневрировании допускает крены кузова. Многие водители подгоняют ее настройки под свой стиль езды, заменяя амортизаторы импортными – более мягкими или жесткими. Однако стойки передка последних лет выпуска неразборные, и заменить в них амортизационные вкладыши нельзя. Впрочем, требуется это нечасто: в среднем каждые 100 тыс. км (это касается и задних амортизаторов). До 50 тыс. км служат шаровые опоры и сайлент-блоки рычагов, немного меньше – стойки стабилизаторов. Слабое место передней подвески – опорные подшипники стоек. Их качество невысокое, поэтому при замене рекомендуется поставить запчасть импортного производства. Пружины не ломаются, как это бывает у некоторых одноклассников-иномарок, но проседают – особенно задние и особенно у универсалов, владельцам которых для сохранения разумного клиренса рекомендуется сразу после покупки смонтировать проставки.
Рулевые рейки на ВАЗ-2110 были двух типов – изначально с прямозубыми шестернями (типа ВАЗ-2108), позднее – с косозубыми шестернями с переменным шагом, снижающим усилие на руле при приближении к крайним положениям. По надежности они не отличаются, а их общая возрастная проблема – стук при проезде неровностей – обычно устраняется заменой пластиковых втулок.
Тормоза этой модели, как правило, не доставляют неприятностей. Кроме замены колодок, приходится разве что следить за герметичностью задних рабочих цилиндров, которые к 80–100 тыс. км могут еще и подклинивать. Вопрос решается их заменой в сборе.
Между прошлым и будущим
С одной стороны, этот автомобиль все еще вполне современен, с другой – пригоден для эксплуатации в условиях глубинки. Он уместен и на скоростных трассах, и на разбитых поселковых улочках. Главное преимущество «десятки» – возможность решить большинство проблем в гараже.
История |
1996 Начало серийного выпуска ВАЗ-2110 с карбюраторным двигателем 1,5 л 8 V (71 л. с.) 1998 На конвейер поставлена версия с кузовом универсал – ВАЗ-2111 1998 К гамме двигателей добавляются впрысковые агрегаты объемом 1,5 л 8V (78 л. с.) 1999 На конвейер поставлен двигатель объемом 1,5 л 16V (92 л. с.) с двумя распределительными валами 2000 Запущен в производство 5-дверный хэтчбек ВАЗ-2112 2002 Прекращен выпуск версии ВАЗ-2110 с карбюраторным двигателем 2004 Линейка моторов пополнилась двумя 1,6-литровыми двигателями (8V 80 л. с. и 16V 89 л. с.) 2005 Седаны Lada 110 для украинского рынка начали собирать в Луцке (крупноузловым методом) 2006 Начато производство трехдверных хэтчбеков Lada 21123 |
|
|
До и после… |
Предшественником «десятки» был ВАЗ-21099, построенный на базе «восьмерки». Из-за емкого багажника (400 л) трехобъемный кузов получился длиннее хэтчбека на 200 мм, салон по сравнению с 3- и 5-дверками остался без изменений. Существенный минус модели 21099, как и других «Самар», – неоцинкованный кузов, защитное покрытие которого нужно обновлять. В 2000 г. в серию пошел созданный тремя годами ранее ВАЗ-2115 – модернизированная версия «99-й». Рестайлинговый автомобиль отличался от предшественника осовремененной отделкой салона, обвесом кузова и светотехникой. Из практически полезных новшеств – сниженная погрузочная высота багажника (объем 425 л) и усовершенствованный отопитель. Сегодня обе модели выпускаются параллельно: 21099 – в Украине (Запорожье), 2115 – в России (Тольятти). «Десятки» в настоящее время выпускаются в Тольятти, собираются в Луцке и Кременчуге. Их оснащают только 1,6-литровыми двигателями. В текущем году на смену «десятке» должна прийти «Лада Приора» (ВАЗ-2170) – по сути, глубоко модернизированная версия Lada 110. Модернизации подвергся не только кузов, но и ходовая часть. Для модели планируется как минимум два 16-клапанных мотора – 1,6 л и 1,8 л, соответствующие требованиям Евро 3. К 2012 году россияне обещают показать серийные образцы совершенно нового переднеприводного автомобиля класса С – «Лада Силуэт». |
|
|
| Личный опыт | | Анатолий, 35 лет Эксплуатирует машину 3 года. ВАЗ-2110, 1,5 л, инжектор, 78 л. с., пробег – 46 тыс. км, возраст – 3 года Не все мои знакомые поняли меня, когда я, выбирая первую в жизни машину, купил не иномарку, а российскую «десятку». Но я исходил из цены и будущих расходов на содержание. Езжу в основном по Киеву, на работу и с работы, иногда пускаемся с женой и детьми в дальние пробеги к родственникам, и для такой эксплуатации машина вполне подходит. За три года с ней было только две проблемы. Сначала отказал стеклоподъемник – из-за неправильно укрепленного защитного фартука в электродвигатель привода попала вода. Механики ее просто вылили, и моторчик снова заработал. А через неделю после окончания гарантии сломался бензонасос. Заплатил по тем временам 200 грн. плюс 50 грн. за работу, но с тех пор стараюсь не ездить с полупустым баком, чтобы не подвергать насос риску работать «на сухую». |
|
|
| Личный опыт | | Анатолий Эксплуатирует машину 1 год. ВАЗ-2111, 1,5 л, карбюратор, 71 л. с., пробег – 94 тыс. км, возраст – 6 лет На «одиннадцатую» я пересел с ВАЗ-21099, а до того у меня было несколько иномарок – Opel, Toyota и прочие. Так вот, эту «Ладу» я не променяю ни на одну из тех машин. Качество движения, если можно так выразиться, на уровне подержанных иномарок, а стоимость содержания несравнима. Поломок пока не было никаких, поменял только колодки, тормозные шланги и пыльники ШРУСов. Карбюратор хорошо отладил, бензина он потребляет немного и заводился прошлой зимой при любом морозе. Денег на качественное топливо и расходники я не жалею – все равно по сравнению с иномарками они стоят копейки. И масла применяю только высококачественные – уверен, что это себя оправдывает. Комфорт считаю достаточным: хороши сиденья и органы управления, очень нравится автомат поддержания температуры в салоне. Я стремился найти практичный автомобиль при условии максимально доступного содержания – и я его получил. |
|
|
|
Многие неоригинальные запчасти импортного производства для «десятого» семейства превосходят по качеству «оригинал». Подбирая детали, нужно помнить, что они могут быть разными в зависимости от года выпуска машины. |
|
|
| |
| Недорогое содержание | | Неплохая для своего класса экономичность | | Вместительные салон и багажник | | Большой выбор на рынке |
| | Нечеткая управляемость | | Сложность самостоятельного обслуживания инжекторных моторов | | Нестабильное качество комплектующих | | Необходимость следить за антикоррозионной защитой кузова |
|
| Все двигатели автомобилей семейства ВАЗ-2110/Lada 110 |
Модель автомобиля | Модель двигателя | Рабочий объем, л | Система питания | Количество клапанов | Ном. мощность нетто, л. с./об/мин | Макс. крутящий момент, Нм | ВАЗ-2110 | 2110 | 1,5 | карбюратор | 8 | 71/5600 | 104/3500 | ВАЗ-21102 | 2111 | 1,5 | впрыск | 8 | 78/5400 | 116/2900 | ВАЗ-21103 | 2112 | 1,5 | впрыск | 16 | 92/5600 | 128/3800 | ВАЗ-21101 | 21114 | 1,6 | впрыск | 8 | 80/5200 | 120/2700 | ВАЗ-21104 | 21124 | 1,6 | впрыск | 16 | 89/5000 | 131/3700 | ВАЗ-21128* | 21128 | 1,8 | впрыск | 16 | 98/5200 | 160/3000 | ВАЗ-21106* | Opel C20XE | 2,0 | впрыск | 16 | 150/6000 | 196/4800 | ВАЗ-2110-91* | РПД-415 (Ванкель) | 1,3 | карбюратор | – | 210/8500 | 206/4500 | * Данные модификации серийно не выпускаются |
|
| ВАЗ-2110/Lada 110 |
Общие данные | Тип кузова | седан, универсал, хэтчбек | Дверей/мест | 4/5, 5/5, 5/5 | Габариты | 4265/1676/1430, 4285/1676/1500, | Д/Ш/В, мм | 4170/1680/1430 | База, мм | 2490 | Масса снаряженная/полная, кг | 1020/1480, 1045/1550, 1040/1495 | Объем багажника, л | 415/1270, 450/1420, 400/1300 | Объем бака, л | 43 | Двигатели | Бензиновые | 4-цилиндр.: карб.: | 1,5 л 8V (71 л. с.) | распред. впрыск: | 1,5 л 8V (78 л. с.), 1,5 л 16 V (92 л. с.) | Трансмиссия | Тип привода | передний | КП | 5-ст. механ. | Ходовая часть | Тормоза передние/задние | диск./бараб., диск. вент./бараб. | Подвеска передняя/задняя | незав./полузав. | Шины | 175/70 R13, 175/65 R14, 185/60 R14, 185/55 R15 |
|
| Цены на новые запчасти, грн. |
| Оригин. | Неориг. | Передн. торм. колодки | 26 | от 100 | Задн. торм. колодки | 66 | от 80 | Воздушный фильтр | 7(карб.)/28(инж.) | 31 | Топливный фильтр | 4(карб.)/40(инж.) | 61 | Масляный фильтр | 16 | 15 | Подшипник передн./задн. ступицы | 65/55 | 137/148 | Амортизатор передн./задн. | 210/130 | 220/200 | Сцепление, комплект | 267 | 383 | Помпа | 90 | 138 | Радиатор | 210(алюм.)/410(медь) | 1300 | Шаровая опора | 25 | 46 | Рулевая рейка (без г/у) | 440 | 1530 | Генератор | 480 | 1020 | Стартер | 500 | 1022 | Распредвал | 145 | 750 | Ремень ГРМ | 30 | 46 | Натяжитель ремня | 65 | 77 |
|
Альтернатива
Daewoo Lanos (с 1997 г.)
Этот «кореец» совершенно справедливо считается главным конкурентом «россиянки». При адекватных потребительских качествах главное отличие Lanos – более высокие надежность и долговечность. Нельзя сбрасывать со счетов и тот фактор, что Daewoo – иномарка: с одной стороны, это престиж, с другой – дополнительные расходы на содержание и ремонт в случае серьезной поломки или ДТП. Багажник у Lanos маловат (320 л против 415 л у ВАЗа), а самый серьезный его минус – относительно высокий расход топлива в городе (12,6 л/100 км против 7,9 л).
| Daewoo Lanos (с 1997 г.) |
Тип кузова | седан, 3- и 5-дверный хэтчбек | Двигатели 4-цил. | от 1,4 л (75 л. с.) до 1,6 л 16 V (106 л. с.) | Стоимость в Украине, $ | от 5,2 тыс. до 11,0 тыс. |
|
Skoda Fabia (c 1999 г.)
С технической точки зрения это самый современный автомобиль из числа рассматриваемых нами. Главное достоинство Skoda – высокие сандарты качества, ведь он выпускается под «крышей» концерна Volkswagen. К преимуществам автомобиля можно отнести экономичность – например, с 1,2-литровым трехцилиндровым мотором машина расходует в городе максимум 7,6 л на 100 км. Еще более экономны дизельные модификации. Однако «фольксвагеновская» платформа требует квалифицированного подхода при обслуживании, да и с поиском запчастей в отдаленных населенных пунктах могут возникнуть проблемы.
| Skoda Fabia (c 1999 г.) |
Тип кузова | седан, универсал, 5-дверный хэтчбек | Двигатели 3- и 4-цил. | 7 бензиновых: от 1,0 л (50 л. с.) до 2,0 л (116 л. с.) | 2 дизельных: 1,9 л (64 л. с.) и 1,9 л Turbo (101 л. с.) | Стоимость в Украине, $ | от 7,5 тыс. до 18,0 тыс. |
|
Dacia Nova/Solenza (1998–2005 г. в.)
Силовые агрегаты и прочая механика всех Dacia этого поколения – лицензионные французские (Renault), поэтому малоизвестность бренда никак не сказывается на надежности этих машин. В целом – как изнутри, так и снаружи – «Лада» выглядит несколько солиднее. Салон ВАЗа просторнее, багажник меньше – 415 л против 435 л. Зато у Dacia острее руль, более эластичный двигатель и меньшие усилия на органах управления, что приносит водителю определенное удовольствие от езды. Технически машина несложна, но при этом она остается иномаркой с ее «любовью» к фирменному сервису.
| Dacia Nova/Solenza (1998–2005 г. в.) |
Тип кузова | лифтбек | Двигатели 4-цил. | 3 бензиновых: 1,4 л (62 л. с.), 1,4 л (75 л. с.), 1,6 л (72 л. с.) | Стоимость в Украине, $ | 1 дизельный: 1,9 л (63 л. с.) |
|
Игорь Широкун
Фото Андрея Яцуляка
Редакция благодарит СТО «РосАвто», автомагазины ООО «ЭСО Автотехникс» и «АвтоЛюкс» за помощь в подготовке материала