Jeep Wrangler, Mitsubishi Pajero, Isuzu Trooper, Suzuki Vitara, ВАЗ-21213 «Тайга» и УАЗ-3151: Туда, где нет асфальта

Юлий Максимчук
Юлий Максимчук
Jan 17 12:00 AM
1

Можно ли купить внедорожник за $3 – 8 тысяч? На эти деньги удастся приобрести старый и основательно укатанный Mitsubishi Pajero, Isuzu Trooper или нечто подобное. Если такая перспектива не радует, стоит присмотреться к относительно «свежим» внедорожникам из СНГ – ВАЗ-21213 «Тайга» и УАЗ-3151, а также к двум недорогим иномаркам – Jeep Wrangler и Suzuki Vitara.

Jeep Wrangler 1986 – 97 г. в. ВАЗ-21213 «Тайга» 1993 – 2003 г. в. Suzuki Vitara 1989 – 97 г. в. УАЗ-3151 1985 – 2004 г. в.

Можно ли купить внедорожник за $3 – 8 тысяч? На эти деньги удастся приобрести старый и основательно укатанный Mitsubishi Pajero, Isuzu Trooper или нечто подобное. Если такая перспектива не радует, стоит присмотреться к относительно «свежим» внедорожникам из СНГ – ВАЗ-21213 «Тайга» и УАЗ-3151, а также к двум недорогим иномаркам – Jeep Wrangler и Suzuki Vitara.

Самый доступный по цене участник обзора – УАЗ-3151, который отечественные автолюбители прозвали «бобиком». Машины 1985 г. в. оцениваются в $1700. Больше всего денег – $13,5 тыс. – придется выложить за самый «свежий» экземпляр Jeep Wrangler 1997 г. в. Но, по большому счету, для покупки этих машин можно ориентироваться на сумму в $3 – 8 тыс. Прежде чем взвесить основные «плюсы» и «минусы» каждой из моделей, остановимся на некоторых любопытных подробностях их биографий.

Suzuki Vitara может быть родом не только из Страны восходящего солнца. С учетом стабильного потребительского спроса на этот внедорожник его производство наладили в Испании, где он получил другое имя – Suzuki Santana, а также в США, где машины продавались под названием Suzuki Sidekick и Geo Tracker. Suzuki Santana собирался с частичным использованием комплектующих испанского производства, качество изготовления которых, по словам работников отечественного сервиса, несколько уступает японскому.

По американским меркам, Jeep Wrangler вправе гордиться долголетием – без существенных изменений он продержался на конвейере 11 лет. Хотя это выглядит довольно скромно на фоне российских долгожителей, биографии которых уходят корнями в далекие 70-е годы. ВАЗ-21213 «Тайга» – это рестайлинговая ВАЗ-2121 «Нива», а УАЗ-3151 – немного модернизированный УАЗ-469. Оба внедорожника все еще выпускаются; правда, легендарный «бобик» после очередной модернизации получил новое имя «Хантер».

Jeep Wrangler

Стоимость от $4 тыс. до $13,5 тыс.

Jeep Wrangler Jeep Wrangler. По форме и расположению приборов Wrangler очень напоминает УАЗ-3151. Хотя о том, что сидишь в салоне более престижного «американца», напомнят кожаная отделка и более удобные сиденья. Jeep Wrangler. В рычагах не запутаешься: больший – для управления механической КПП, меньший – для «раздатки».

К коррозионной стойкости кузова «американца» нет претензий, но их можно предъявить к плохой звукоизоляции, неважной обзорности, низкой «угоноустойчивости» и посредственной герметизации салона у машин с мягким верхом, который во время осадков нередко пропускает воду. «Галерка» узкая и рассчитана только на двоих.

Моторесурс 2,5-литрового силового агрегата составляет в среднем 300 тыс. км, а 4,0-литровых – около 400 тыс. км. Все двигатели надежные, и в процессе эксплуатации серьезных проблем с ними не возникает. Правда, отмечено появление трещин выпускных коллекторов.

Внедорожник оснащался 5-ступенчатой механической и 3-ступенчатой автоматической КПП. При больших пробегах в «механике» выходит из строя синхронизатор второй передачи. После штурма водных преград случались преждевременные выходы из строя этих КПП по причине проникновения внутрь воды. АКПП надежна, хотя при ее ремонте возникают проблемы с поиском запчастей.

Подвеска с листовыми рессорами жесткая, но долговечная. На старых экземплярах проседают задние рессоры. Каждые 10 тыс. км крестовины карданного вала и наконечники рулевых тяг нуждаются в смазывании. Рулевой механизм и тормоза замечаний практически не вызывают.

 История

1986 Появление на рынке модели Jeep Wrangler YJ
1993 Под заказ на 4,0-литровых версиях устанавливают ABS
1994 Автоматической КПП начали оснащать и более дешевые 2,5-литровые версии
1997 Представлено следующее поколение Wrangler TJ

ВАЗ-21213 «Тайга»

Cтоимость от $3,5 тыс. до $7,5 тыс.

ВАЗ-21213 «Тайга» ВАЗ-21213 «Тайга». Приборная панель «Тайги» более удобна и выглядит намного привлекательнее, нежели у Wrangler и УАЗ-3151. ВАЗ-21213 «Тайга». Самым длинным рычагом (1) управляется механическая КПП, следующим (2) включается пониженный ряд передач в «раздатке», а последним (3) блокируется межосевой дифференциал.

Арки передних и задних крыльев, пороги, днище под ногами водителя и переднего пассажира и нижние части дверных филенок подвержены коррозии. При езде по бездорожью замок третьей двери забивается грязью, постепенно ржавеет и выходит из строя.

В салоне «Тайги» детали интерьера из дешевого пластика со временем начинают издавать посторонние звуки. Отмечены также течи крана отопителя и износ втулок вентилятора «печки».

При надлежащем обслуживании до капремонта двигатели могут «выходить» около 200 тыс. км. При замене деталей по возможности рекомендуется применять оригинальные или импортные аналоги. Каждые 10 тыс. км нужно регулировать тепловые зазоры клапанов, а после проведения этой процедуры желательно подтянуть и цепь ГРМ.

Механическая КПП и «раздатка» долговечны. Трансмиссия – источник повышенного шума и вибраций при движении на высоких скоростях. Слабое место – крестовины карданных валов. Неоригинальные детали «выхаживают» всего 15 – 20 тыс. км, а так называемые усиленные крестовины или импортные (GKN) могут прослужить до 50 тыс. км. На старых машинах часто подтекает сальник хвостовика заднего редуктора, а также выходит из строя эластичная муфта промежуточного карданного вала.

Рулевое управление червячного типа отличается низкой информативностью. Со временем, а также при активной эксплуатации автомобиля на бездорожье в рулевой паре появляется люфт.

Слабое место ходовой – ступичные подшипники. Задние амортизаторы обычно служат меньше, нежели передние.

У машин с пробегом свыше 150 тыс. км нередко дают течь манжеты главного и рабочих тормозных цилиндров.

 История

1993 Рестайлинг ВАЗ-2121 «Нива». Обновленные версии получили другой индекс и название – ВАЗ-21213 «Тайга» и ВАЗ-21214 (центральный впрыск). Была понижена погрузочная высота багажника, задние фонари стали вертикальными, увеличился рабочий объем мотора – 1,7 л.
2001 Начало производства модификаций 21214 с распределенным впрыском.
2003 Снятие с производства карбюраторной версии 21213.

Suzuki Vitara

Cтоимость от $4,5 тыс. до $11 тыс.

Suzuki Vitara Suzuki Vitara. Приборная панель Vitara наиболее эргономична, да и качество пластиковых деталей не вызывает замечаний. Suzuki Vitara. Большим рычагом управляется КПП, меньшим – раздаточная коробка.

Кузов внедорожника неплохо защищен от «рыжей» болезни, и ржавые машины – большая редкость. К тому же, 5-дверные версии с 2,0-литровым мотором, выпущенные после 1995 года, получили дополнительную защиту в виде пластикового обвеса по нижней части кузова. Салон Vitara не назовешь просторным: на заднем сиденье удобно будет лишь двоим пассажирам. Но качество отделочных материалов не вызывает замечаний даже на машинах первых годов выпуска.

Моторесурс двигателей – 300 – 400 тыс. км. Чаще в Украине встречаются автомобили, оснащенные бензиновыми агрегатами объемом 1,6 и 2,0 л. 1,6-литровый мотор через каждые 60 тыс. км требует регулировки тепловых зазоров клапанов. Каких-либо характерных проблем с агрегатами Vitara не возникает.

При правильной эксплуатации надежны также механическая, автоматическая КПП и «раздатка». А вот крестовины карданных валов, как правило, служат около 70 тыс. км, причем такой срок способна выдержать только оригинальная деталь.

Подвеска японского внедорожника умеренно жесткая. Зависимая задняя – практически «неубиваема», а независимая передняя после 70 – 80 тыс. км потребует замены амортизаторов, шаровых опор и прочего.

Тормозная система не вызывает замечаний, а вот редуктор рулевого механизма иногда приходится ремонтировать.

 История

09.89 Представлены 3-дверные модификации Suzuki Vitara с закрытым и открытым верхом
06.91 Начат выпуск 5-дверной модификации (Vitara Long) с бензиновым двигателем объемом 1,6 л (97 л. с.)
03.95 Новый мотор V6 объемом 2,0 л (136 л. с.) для длиннобазной версии
10.95 Начата установка 2,0-литрового турбодизеля (71 л. с.). 3-дверную модификацию начали оснащать бензиновым двигателем 1,6 л (97 л. с.).
09.96 Установка (в базе) airbag для водителя и переднего пассажира
09.97 Появилась Grand Vitara

УАЗ-3151

Стоимость от $1,7 тыс. до $6 тыс.

УАЗ-3151 УАЗ-3151. Торпедо по-армейски «спартанское» – круглые стрелочные шкалы приборов врезаны посередине металлической передней панели. УАЗ-3151. Один из рычагов – «ручник» (1), второй (2) управляет КПП, третьим (3) включается передний мост, а четвертым (4) – пониженная передача.

Благодаря толстому металлу кузов ржавеет неохотно, хотя слабые места есть – внутренние карманы дверей, куда попадает вода, и арки крыльев. Противоугонная стойкость машины неудовлетворительная, особенно у версий с мягким верхом, кроме того, дверные замки появились только в 1993 году, а капот до сих пор не имеет внутренней блокировки.

Автомобиль разрабатывался для армейских нужд, поэтому не стоит удивляться спартанскому внутреннему убранству. У машин с жесткой крышей обзорность ограничивают широкие задние стойки, а у автомобилей с брезентовым верхом очень маленькое заднее стекло. Дверные стекла у «бобика» глухие, открываются лишь форточки.

Ресурс двигателей составляет 100 – 150 тыс. км. На машинах, выпущенных после 1993 года, из-за некачественного термостата перегреваются двигатели. Регулировку тепловых зазоров клапанов рекомендуется проводить через каждые 5 – 10 тыс. км. Долговечностью не отличаются распределитель зажигания и ремень генератора. Часто засоряются жиклеры в карбюраторе, а на больших уклонах возникают перебои в его работе.

Четкость включения передач в «механике» невысокая, более того, со временем, когда изнашивается кулиса переключения, передачи буквально приходится «ловить».

Подвеска УАЗ-3151 очень жесткая, но при этом долговечная. Правда, она нуждается в регулярном обслуживании – втулки шкворней передней подвески и наконечники рулевых тяг необходимо смазывать через каждые 4-5 тыс. км!

Червячное рулевое управление обеспечивает низкую чувствительность и плохую обратную связь.

 История

1985 Модернизация. УАЗ-469 получил новый индекс 31512, появились новые передние и задние фонари, «поворотники», раздельные фонари освещения номерного знака и лампа заднего хода. Система электрооборудования снабжена аварийной сигнализацией, а электроприборы – штекерными разъемами. Двигатели начали оснащать более экономичными карбюраторами К-131 и К-131А.
1986 Представлен модернизированный двигатель УМЗ-414.10 объемом 2,4 л (80 л. с.)
1989 Для улучшения скоростных характеристик в переднем и заднем мостах уменьшили передаточное число главной пары редуктора
1993 Начато серийное производство УАЗ-31514 со съемной металлической крышей
1994 УАЗ-31514 получил цельное лобовое стекло, пластиковую радиаторную решетку, накладки на передних и задних крыльях, тканевую обивку потолка и дверей, подголовники. Дверные замки оснащаются внутренней блокировкой
1996 Новый наиболее мощный двигатель УМЗ-4218 (2,9 л, 98 л. с.) и удлиненная модификация УАЗ-3153 (колесная база увеличена на 380 мм)
1997 Сплошной ковер салона заменен составным, появились подлокотники на дверях и радиальные шины. Лючки бензобаков – c замками

 В сравнении…

По-настоящему классическими внедорожниками являются Jeep Wrangler и УАЗ-3151 – их кузова установлены на мощной лонжеронной раме, а передняя и задняя подвески зависимые, с неразрезными мостами, подвешенными на листовых рессорах. Эти подвески достаточно жесткие. Хотя данные узлы способны вынести серьезные нагрузки.

ВАЗ-21213 «Тайга» и Suzuki Vitara отличаются более энергоемкой и комфортабельной пружинной подвеской, чем у русского и американского «бобиков» (передняя – независимая, задняя – зависимая). Хотя Vitara ближе к «настоящим» внедорожникам – у нее рамная конструкция кузова, а у «Тайги» – кузов несущий.

Лучший внедорожный арсенал у ВАЗ-21213 – постоянный полный привод, блокировка межосевого дифференциала и пониженный ряд передач. Кроме того, «Тайгу» можно дополнительно укомплектовать самоблокирующимися межколесными дифференциалами ($400 – 450). Во всех остальных из-за отсутствия в трансмиссии межосевого дифференциала включать полный привод желательно только на бездорожье или на скользком покрытии. В противном случае это приводит к ускоренному износу трансмиссии и шин, поскольку на поворотах разница в прохождении пути колес передней и задней оси компенсируется за счет их принудительного проскальзывания. Хотя высоких внедорожных качеств у Wrangler, Vitara и УАЗа не отнять.

Двигатели Wrangler и УАЗ-3151 – беспощадные пожиратели топлива: 17 – 20 л на 100 км пробега. Исключение – 4-цилиндровый агрегат «американца», который потребляет около 13 л. Преимуществом российского внедорожника является возможность «кормить» двигатели более дешевым бензином марки А-76. Силовые агрегаты Vitara и «Тайги» экономичнее – они потребляют до 13 л топлива. Кроме того, японский автомобиль – единственный из участников обзора, для которого предусмотрены дизельные моторы.

Наиболее вместительный – УАЗ-3151. В нем поместятся семь человек и 100 кг багажа, а при необходимости и 600 кг груза (с водителем и передним пассажиром)! Все остальные автомобили существенно уступают – в них нормально усядутся только четверо пассажиров, так как задние сиденья зажаты выступающими внутрь колесными арками. Самый большой багажник у «бобика» – 900/2200 л, а самый маленький у «3-дверки» Vitara – 119/596 л.

Вместо послесловия

Jeep Wrangler ВАЗ-21213 «Тайга» Suzuki Vitara УАЗ-3151

ВАЗ-21213 «Тайга» и Suzuki Vitara можно порекомендовать автолюбителям-горожанам, которые подыскивают универсальное транспортное средство, способное уверенно и достаточно комфортно передвигаться как по асфальтовым дорогам, так и за их пределами. Эти машины – «золотая середина» между серьезными и большим внедорожниками и «паркетниками». Главный фактор при выборе одного из них – финансовый. «Тайга» не только дешевле японского конкурента, но и доступнее в содержании.

Jeep Wrangler – для водителей, которые в первую очередь ценят престиж марки и высокие внедорожные возможности автомобиля, а не его функциональность и комфорт. Машину можно порекомендовать в качестве второго транспортного средства в семье. При этом будущему владельцу придется не только потратить больше денег на покупку «американца», но и приготовиться к более высоким эксплуатационным расходам и проблемам с поиском запчастей.

УАЗ-3151 как нельзя лучше подойдет автолюбителям, проживающим в поселках городского типа и селах. Ведь именно для них важнее всего высокая проходимость, неприхотливость автомобиля и низкие эксплуатационные расходы. Благодаря простой конструкции «бобики» отличаются поразительной ремонтопригодностью. Будущему владельцу желательно знать, как обращаться с инструментом, и уметь самостоятельно устранять возникшие неисправности.

Jeep Wrangler

Хорошая коррозионная стойкость кузова
Неплохие динамические качества
Долговечная и выносливая подвеска
Высокая стоимость содержания и проблемы с наличием запчастей
Узкая «галерка»
Высокий расход топлива


ВАЗ-21213 «Тайга»

Невысокая стоимость автомобиля и его содержания
Приемлемый уровень комфорта
Постоянный полный привод
Большой дорожный просвет
Неважная коррозионная устойчивость
Узкое заднее сиденье
Шум трансмиссии

 

Suzuki Vitara

Высокая надежность узлов и агрегатов
Неплохой комфорт
Хорошая коррозионная стойкость
Наличие экономичных дизельных версий
Тесный салон
Маленький багажник

 

УАЗ-3151

Невысокая стоимость автомобиля и его содержания
Большие салон и багажник
Высокая ремонтопригодность
Большой расход топлива
Спартанский и плохо защищенный от взлома салон
Жесткая подвеска
Необходимость частого обслуживания и ремонта

 

 Цены на новые запчасти, грн. Jeep Wrangler ВАЗ-21213 Suzuki Vitara УАЗ-3151
Передние тормозные колодки 162 20 216 24
Задние тормозные колодки 216 36 300 24
Воздушный фильтр 64 6 48 5
Топливный фильтр 31 4 86 30
Масляный фильтр 27 12 32 4
Амортизатор (передн./задн.) 297/324 55/55 324/270 43/43
Сцеп­ле­ние (комплект) 2000 195 1231 172
Цепь/Ремень ГРМ 162 54 130*
* В двигателях Suzuki Vitara ГРМ приводится в действие ремнем

Юлий Максимчук
Фото Владислава Бойко, Сергея Кузьмича, Андрея Яцуляка и Юрия Нестерова

Юлий Максимчук
Автор
Юлий Максимчук
Редактор рубрики «Закон на дороге»
Завантаження...